2 мая 2021. Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0012 мая мы с вами поздравляли друг друга с праздником Воскресения Христова. Он называется еще Пасхой (евр. - исход), в честь того, что Сын Божий, своей смертью и воскресением, разрушил ад, освободил род человеческий от греха, проклятия и вечной смерти, и дал нам, верующим «во имя Его… быть чадами Божьими» (Ин. 1,12).

  Пасха – это исход из страны греха в землю святости. Кто в храмах, кто дома, мы молились в часы пасхальной службы о том, чтобы с ликованием воскресения Христова вошли в наши дома,  и в окружающий нас мир - свет и любовь, милосердие и правда. Всю пасхальную неделю Церковь призывает нас посетить  и принести эту пасхальную и радостную весть нашим близким и знакомым, поделиться пасхальной трапезой с неимущими, страждущими, больными, заключенными. Недаром эта неделя называется светлой – святой. Эта неделя, когда свет Христовой любви должен коснуться души каждого. Всю неделю, после божественной Литургии, с перезвоном колоколов, при пении пасхальных песнопений совершаются крестные ходы вокруг храма. Но, вместе с этим ликованием победы жизни над смертью, мы слышим о том, что умирают наши близкие и родные, умирают молодые и талантливые. Люди и в эти святые дни полны злобы и ненависти, жестокости и лжи. Как же объяснить это несоответствие?      К сожалению, и после воскресения Христова, мало что изменилось в нас, image003людях. Недаром тех, кто искренне поверил в Его воскресение, эта пасхальная весть заставила  внутренне преобразиться. Мы называем их святыми.

image005    Внутреннее духовное преображение - это есть исход от греховной смерти к воскресению жизни. Вечная смерть, разлука с Источником Жизни – Богом, была опытом всего человечества до прихода Христа. Потеряв Бога как источник своей жизни, человечество стало умирать не только телом, но стало уходить окончательно от общения с Ним. Понадобилось вочеловечение Сына Божьего, чтобы эту живую нить любви Творца и творения не разорвать навсегда. После воскресения Христа мы называем смерть успением, временным сном, до всеобщего воскресения. Когда же умираем для этого мира, то уходим не в место отчаяния и отсутствия Бога, но рождаемся в вечную жизнь. Жизнь с Богом возлюбившем нас так, что Сына Своего Возлюбленного, Он возвел на Голгофу для того, чтобы мы поверили в Его любовь к нам! И когда мы, открывшись Богу и человеку, сбросим с себя гордость и суету, зависть и осуждение – тогда и весь мир наполнится радостью победы Христа.

    В следующее воскресенье после Пасхи, 26 апреля, Церковь напоминает нам о явлении воскресшего Господа апостолам и о неверии в это апостола Фомы. Апостол не верит рассказам других учеников Христовых о воскресении Божественного Учителя не потому, что не хочет верить. Он не верит потому, что не видел перемены ни в последователях Христа, ни в окружающем мире.  Ему нужны были более убедительные доказательства, чем ликующие слова апостолов. И явился ему Господь с ранами от гвоздей и прободенным копьем воина ребром. «Господь и Бог мой», - только и смог вымолвить Фома. После сошествия Святого Духа в Пятидесятницу (праздник Троицы), он проповедовал Благую весть о воскресении Христа в Малой Азии и Индии. Вот и мы с вами должны не только говорить о Христе, но должны являть словам своей христианской жизнью.

image007В 2020 году на праздновании Пасхи отразилась ситуация с эпидемией короновируса. Как сказал в интервью агенству ТАСС председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион «Основная миссия Церкви — заботиться о душах людей. Но мы не можем пренебречь и их телесным здравием. Потому строго соблюдаем предписанные властями и санитарными службами меры…

Там, где действуют санитарные меры, предписанные Патриархом и Священным Синодом в инструкции, опубликованной в середине марта: ложка для причащения обтирается проспиртованным платом после каждого причастника, запивка подается в одноразовой посуде, и так далее.

  Мы можем, если этого требует ситуация, настойчиво просить верующих не приходить на службы, но мы не можем их выгнать, если они все-таки пришли». http://www.patriarchia.ru/db/text/5620382.html В регионах, где введен режим самоизоляции, священноначалие нашей Церкви рекомендуют верующим оставаться дома и не посещать службы в соответствии с указанием Патриарха. При этом для тех, кто все-таки будет приходить на службы, в храмах делается разметка, позволяющая расставить прихожан на безопасном расстоянии один от другого. В таком режиме, очевидно, пасхальные богослужения пройдут во многих городах России. То есть на них будут допущены прихожане, но в ограниченном количестве.

Такие же распоряжения настоятелям приходов и монастырей прислал Управляющий Костромской епархией митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт.

Многие приходы сейчас организовали прямые трансляции всех совершаемых богослужений, чтобы хотя бы частично компенсировать для своих прихожан невозможность полноценного участия в службах.

В целом позиция Церкви сейчас строится на трех основных принципах. Первое: необходимо делать все для того, чтобы спасти жизни людей. А это значит, что надо соблюдать санитарные меры там, где они предписаны властями. Второе: богослужения не будут прекращаться, они будут продолжены, даже если у верующих (или у какой-то части верующих) нет возможности их посещать. Третье: для тех, кто не может посещать храмы, особенно для престарелых, должно быть организовано их пастырское окормление на дому, включая посещение священника, которых их может исповедовать и причастить.

Освящение пасхальное трапезы - яйц, пасох и куличей будет происходить на храмовой территории, там, где это возможно, люди будут выстраиваться с куличами на улице на расстоянии полутора метров один от другого, священник будет проходить по рядам и освящать яйца, пасху и куличи.

Церковный устав не предписывает поминовение усопших в пасхальные дни. Первое поминовение усопших после Пасхи — Радоница, которая в этом году выпадет на 28 апреля. В этот день можно будет посетить и храм, чтобы совершить поминовение усопших, и кладбище — там, где это будет позволять эпидемиологическая ситуация.

«Там, где есть возможность, надо обязательно пойти на пасхальное богослужение, - сказал в своем интервью владыка Илларион, - Где такой возможности нет, надо поучаствовать в Патриаршем богослужении, которое показывают центральные телеканалы. А потом можно и разговеться. Важно помнить, что Пасха — это праздник Воскресения Христова. Он имеет отношение к каждому верующему. Я хотел бы пожелать, чтобы каждый православный христианин вне зависимости от того, встретит ли он Пасху в храме, на церковном дворе или дома, почувствовал радость о Воскресении Христовом и на ликующий возглас «Христос воскресе!» всем сердцем откликнулся: «Воистину воскресе!».

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святые Костромского края, основатели монастырей

Подробнее...

Статьи

Россия и революции

Видеоочерк

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: