14 октября - праздник Покрова Божьей Матери
14 октября - праздник Покрова Божьей Матери. Этот праздник установлен в память чудесного спасения Константинополя (нынешний Стамбул) от набегов под предводительством славянских князей Аскольда и Дира. Когда у защитников уже не оставалось сил, чтобы оборонять город, тогда осажденные обратились за помощью к Богу и Его Пречистой Матери. К концу ночного моления во Влахернском храме города, блаженный Андрей, Христа ради юродивый, увидел Божью Матерь, входящую в храм с Предтечей Господним Иоанном, апостолом Иоанном Богословом и множеством святых. Пройдя церковь, став у иконостаса, Пречистая на коленях со слезами молилась вместе с народом о спасении города и людей, живущих в нем. Затем, войдя в алтарь, и помолившись перед престолом, поднялась над молящимися, раскинув свой верхний покров над всеми присутствующими. Внезапной бурей корабли нападавших были уничтожены, а спасшиеся славяне приняли крещение.
С XII века Покров – один из наиболее почитаемых православных праздников на Руси. Именно на Руси. В памяти русских людей запечатлелся образ Матери, покрывающей, защищающей, утешающей попавших в беду людей. Этот праздник стал сердцевиной принятия Божьей Матери, как Матери, Которой висящий на Кресте Спаситель дал в усыновление все человечество.
В день праздника Покрова Божией Матери девушки молились о замужестве. Русские люди, празднуя дни, посвящаемые Богоматери, ожидали от Неё помощи как от «заступницы усердной» перед Богом.
Покрову Пресвятой Богородицы (тропарь, кондак, молитвы и величания)
Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 3:
Де́ва днесь предстои́т в це́ркви,/ и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу,/ А́нгели со архиере́и покланя́ются,/ апо́столи же со проро́ки ликовству́ют:// нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.
Молитва первая
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим, и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́: па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, Сла́ва Небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́ Пресвята́я, прия́телище си́рым и стра́нным Засту́пнице, бе́дствующих по́моще и озлобля́емых покро́ве, зри́ши мою напа́сть, зри́ши мою́ скорбь: отвсю́ду искуше́нием одержи́м есмь, а заступа́ющаго несть. Ты у́бо сама́ помози́ ми я́ко не́мощну, окорми́ мя я́ко стра́нна, наста́ви я́ко заблу́ждша, уврачу́й и спаси́ я́ко безнаде́жна. Не и́мам бо ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных! При́зри у́бо на мя, гре́шнаго и во озлобле́нии су́щаго, и покры́й мя пресвяты́м омофо́ром Твои́м, да изба́влен бу́ду от зол, мя обыше́дших, и восхвалю́ вы́ну препе́тое и́мя Твое́. Ами́нь.
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим Покро́в Твой святы́й:/ Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се,// за ны Христу́ моля́щуюся.
Ино величание
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Ма́ти Христа́, Бо́га на́шего,// и всесла́вный сла́вим Покро́в Твой.
Ино величание
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Ма́ти Христа́, Бо́га на́шего,/ И́же к Сы́ну Свои́ ру́це простира́ющи, и о ми́ре моля́щися,/ и честны́м Свои́м омофо́ром защища́ющи // град и лю́ди от враго́в на́ших.
В этот день костромичи с болью в сердце вспоминают красавец-храм в честь Покрова Божьей Матери в Крупениках(на углу Мясницкой и Энгельса). Храм был освящен в 1843г. Главными святынями храма были иконы Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божьей Матери. Храм разрушен в 1936г. На его месте, в середине 50-х гг. установлена ретрансляционная (телевизионная) вышка.
Наряду с потерей этой жемчужины Костромы, старожилы нашего города сожалеют и о разрушении церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Сергиевской) в Полянской слободе. Она находилась на территории, где сейчас располагается Академия РХИБЗ им. маршала Тимошенко. В начале 40-х гг. XVIII в., на этом месте была выстроена дивная по своей красоте церковь. Каменная, пятиглавая, с шатровой колокольней. Многие фрески церкви изображали сцены из жития преподобного Сергия Радонежского. Ему же был и посвящен один из боковых приделов храма. В конце 30-х гг. храм использовался в качестве мастерской. Руины церкви были окончательно разобраны в 60-х гг. XX столетия. В этот день престольный праздник в Покровской церкви Костромского Заволжского дома-интерната в м-на Малышково, открытого 1 октября 1992г. Духовенство и прихожане Заволжского Свято-Серафимовского прихода духовно опекают живущих в этом доме-интернате пожилых людей и инвалидов, проводят с ними беседы духовного содержания, подготавливают к Таинству Исповеди и Святому Причастию.
В 2009г. был освящен новый деревянный храм в честь Покров Пресвятой Богородицы в с. Адищево Островского р-на.
Покровская в Полянской слободе г. Костромы (именуемая Сергиевскою) каменная, с такою же колокольней; построена в 1742 г. тщанием прихожан. С восточной стороны, по Сергиевской улице, отделена каменной оградой с деревянной решеткой и деревянными воротами. Кладбища при церкви нет, но у входа в церковь с правой стороны находятся 4 кирпичн. надгробия над могилами потомственных почетных граждан фабрикантов Угличаниновых, вероятно, устроителей церкви.
Престолов 3: 1) в честь Покрова Пр. Богородицы (в холодной); 2) преп. Сергия Радонежского и 3) св. Димитрия Царевича (в теплой).
Как на достопримечательность церкви, можно указать на живопись по сырой штукатурке, которой росписаны стены главнаго храма в 1 пол. XVIII стол. (около 1742 г.), с тех пор не возобновленной. Церковнаго капитала в % бумагах 3495 р., с коего получается в пользу церкви 143 р. 48 к. Церкви, пополам с причтом, принадлежит лавка и кузница, приносящия собственно церкви 180 руб., и 1200 кв. саж. огородной земли, приносящей церкви 25 руб. в год.
Ближайшие церкви: Троицкая в 200 саж. и Алексеевская в 300 саж.
Причт: священник, диакон и псаломщик; казеннаго жалованья не получает. Общий причтовой капитал 9301 р. 84 к. в % бум. (%% 379 руб. 26 к.). От лавки, кузницы и земли причтом получается 205 р. в год. Доходов кружечных около 1660 р. в год на причт, из коих 3 части получ. священник, 2 ч. диакон и 1 ч. псаломщик. Причтовыя помещения церковныя, но живут в них только диакон и псаломщик, священник же – на квартире, уплачивая за нее частию доходом с отдаваемой им в наем своей части церковнаго помещения (ветхаго), частию личными средствами церк. старосты, частию своими личными средствами. Земли при церкви, кроме показанной выше огородной, 1 дес. 39 кв. саж., каковая занята частию церковью, частию церковными строениями, частию садами членов причта. План и крепостные документы при церкви имеются.
Прихожан коренных: муж. п. 486, ж.п. 537 д., временных муж. п. 201 и жен. п. 383; большинство из них фабричные, но есть и чиновники, торговые, ремесленники и др. Из коренных прихожан состоит в расколе 1 старопоморец, а из приписанных в 1893 г. муж. п. 8, жен. – 12 д., из них: безпоповщинской секты 1 жен., Москов. Преображ. Кладбища муж. 4 и ж. 8 и поморской секты муж. 1, ж. 1. Школа: церковно-приходская одноклассная, смешанная; существует с 1886 г.
Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Издание Редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. – Кострома: Губернская Типография, 1911. – 407 с. - С. 9. Храм закрыли в 1929 году. В 1930-е годы использовался в качестве мастерской. Позднее был частично разрушен. Окончательно разобран в 1960-х годах.
В этот день престольный праздник совершается в летнем храме с. Шунга, Костромского р-на, в храмах: с.Покров на Угоде, Буйского р-на, пос. Сусаннино, в церкви с. Лосево, Солигаличского р-на, с. Шахово, Судиславльского р-на, в Свято-Покровском храме Авраамиево-Городецкого мужского монастыря с. Ножкино, Чухломского р-на. Храм был основан преподобным Авраамием Чухломским (+1375г.), в Покровской церкви при Ковалевском детском доме с. Ковалево Нерехтского р-на.
Основан в конце XIV века прп. Авраамием Городецким.
Покровский собор (1608-1631), Ильинский собор (1857-1867), колокольня (1870). Деревянный скит над колодцем Авраамия Городецкого. На кладбище предположительно могила основателя рода Лермонтовых Дж.Лермонта.
в настоящее время действующий, ок. 20 насельников.
Авраамий жил в XIV веке. Вначале он был в числе братии нижегородского Печерского монастыря, а затем перешёл в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому и стал его учеником. Позднее с его благословения Авраамий удалился в Галич-Мерьское княжество и занялся устройством новых монастырей, основав 4 обители, 3 из которых в XVIII в. кроме Городецкого были упразднены и стали приходскими церквями. Сам же преподобный Авраамий скончался в Городецком монастыре в 1375 году.
Начиная с первой половины XV века в монастырь делали вклады галичские, а затем и московские князья, местные дворяне жертвовали обители «на помин души» свои вотчины и угодья. К середине XV века монастырю принадлежали соляная варница и доли в нескольких варницах в Соли Галицкой (Солигаличе). В 1450 году эти варницы были освобождены от всех пошлин. Во второй половине XV века Иван III дал монастырю исключительное право на рыбную ловлю в реках Вёксе, Святице, Соне и Мокше. К 1622 году на территории современных Чухломского, Галичского и Солигаличского районов монастырю принадлежали 1 погост, 2 сельца, 29 деревень, 3 починка и 7 пустошей, а также монастырь имел своё подворье на посаде в Галиче.
В 1764 году в результате секуляризационной реформы Екатерины II монастырь был выведен за штат и лишён всех вотчин.
С начала XIX века особый размах приобрели Авраамиевские ярмарки, приуроченные к престольным праздникам монастыря и проходившие у её стен. Проводились 4 ярмарки, три из них — в июле, одна — в октябре.
К 1912 году монастырь имел 337 десятин земли, в нём было три храма. В число святынь обители входили:
- мощи преподобного Авраамия;
- почитаемая чудотворной икона Божией Матери «Умиление», называемая Галичской или Чухломской;
- местночтимая икона преподобного Авраамия;
- вериги преподобного Аврамия.
В монастыре находились могилы княжны Елены Владимировны Долгорукой и представителей старинных родов Лермонтовых и Мамаевых.
В начале XX века монастырь обладал развитым хозяйством, в котором использовались новейшие сельскохозяйственные машины, применялись лучшие сорта семян и удобрения.
В 1919 году обитель была лишена права юридического лица, однако архимандриту Серапиону с братией удалось зарегистрироваться как приходской общине. Весной 1922 года у монастыря были конфискованы ценности, в том числе серебряная рака с гробницы преподобного Авраамия. По причине конфискации имущества монастыря Чухломский уезд вышел на первое место в Костромской губернии по количеству изъятого церковного серебра, уступив только Костроме.
В середине 1920-х гг. в монастырские здания из Чухломы был перемещён детский дом. Это послужило поводом для окончательного закрытия монастыря в 1928 году, так как он, по мнению властей, отрицательно влиял на души детей. В середине 30-х годов братия была расстреляна.
После закрытия часть имущества монастыря была передана детскому дому (закрыт в 1930-е годы), часть — чухломскому и судайскому клубам. Часовня была передана на постройку одной из крестьянок. Предполагалось разместить на территории обители дом отдыха для рабочих и служащих Чухломского и Солигаличского уездов.
В 1930-е годы в храмовых зданиях монастыря разместилось зернохранилище, в 1935 году — Жаровская машинно-тракторная станция (закрыта в 1950-х гг.). В конце 1950-х годов в бывшем корпусе келий была размещена Жаровская семилетняя школа.
В начале 1970-х годов в монастыре проводились консервационно-восстановительные работы. Реставрационные работы проводились с участием студенческих строительных отрядов Московского архитектурного института (МАРХИ). В 1975 году они были прекращены, а Жаровская школа выведена с территории монастыря.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ножкино. Не позже 1-й трети XVII в.
Кирпичная церковь в стиле позднего классицизма. Пятикупольный четверик с боковыми портиками. Основной объём соединён широкой трапезной с трёхъярусной колокольней. Построена в 1826-1831 на средства доброхотных дателей. Приделы Николая Чудотворца и мц. Параскевы Пятницы. Закрыта в 1937. Возвращена верующим и отреставрирована в 2000-е, в наши дни является подворьем Авраамиева монастыря.
Среди захоронений в Покровском А Г. м-ре есть могила предка поэта Михаила Лермонтова - Георг (Джордж) Лермонта (англ. George Learmonth), который был шотландцем по-происхождению. Этот человек участвовал на стороне польского короля Сигизмунда III в русско-польской войне 1609—1618 гг. во время Смуты. Во время осады Москвы 2 народным ополчением Кузьми Минина и Дмитрия Пожарского он также состоял в польском отряде, который, поняв бесперспективность дальнейшего сопротивления, капитулировал. Многие из попавших в плен, в том числе Георг Лермонт, предпочли перейти на русскую службу, подав челобитную новоизбранному царю Михаилу Фёдоровичу. Он перешёл в православие и принял русское имя Юрий Андреевич. Царь пожаловал ему поместье в Галицком уезде к северу от Костромы. Сам же Юрий Лермонт погиб во время Смоленской войны 1632-1634 гг. при попытке выбить у поляков Смоленск. Так его и похоронили здесь, в Авраамиевом Городецком монастыре под Чухломой.
Из навсегда утерянных святынь мы вспоминаем разрушенные Покровские церкви: с. Криушева, с. Медведок, Костромского р-на, с. Смольницы, с. Кабаново, Галичского р-на, с. Погрешино, с. Кулиг, Нерехтского р-на, с. Пасакина, Буйского р-на, с. Покровское на р. Нее, с. Валов, Макарьевского р-на.
В некогда богатом волостном центре Шунгской волости - селе Шунга, известном с ХIII века сохранилась величественная Покровская церковь. Вернее, это целых два храма, объединённых в двухэтажное здание: внизу - тёплый Петропавловский, вверху - летний Покровский. Так что действует церковь, и правда, круглый год. Построена она была в 1788 году костромскими купцами Ильёй и Алексеем Савиными. Те, надо полагать, имели знатный вкус в архитектуре - очень уж хороши получились пропорции и обводы крупной пятиглавой церкви, кораблём плывущей над деревней, возносящей в небо шпиль четырёхъярусной колокольни! Многие отмечали, что такая церковь и город бы украсила - не было в ней характерного для провинции упрощения, стремления сэкономить труд и деньги, или хуже того, попытки сверхпышным (до аляповатости) декором "закамуфлировать" безыскусные простецкие архитектурные формы. Нет этого в Покровском храме! А что есть? Есть скруглённые углы основных объёмов, в том числе трапезной. Есть такие же "сглаженные" барабаны, в плане квадратные, но визуально превращённые в восьмиугольники. Есть чешуйчатые главки с "шейками". Есть эффектное, вынесенное далеко за линию западного фасада колокольни крыльцо с лестницей (конечно, не ХVII век, но всё же)... Есть, наконец, значительной частью сохранившаяся роспись рубежа ХVII-ХVIII веков. Все это в наши дни поддерживается усилиями жителей, благо храм никогда не закрывался и избежал запустения, которое обычно оказывается роковым для отдалённых сельских церквей. Но Шунге, повторимся, повезло, несмотря на упорные попытки местного колхоза "По заветам Ильича" весной 1930 года забрать помещение себе, чтобы разместить в ней авторемонтные мастерские. Есть информация, что отстоять храм помогла статья... Сталина. Да-да, то самое "Головокружение от успехов", в котором вождь, помимо прочего, требовал прекратить ликвидацию церквей, "фиктивно прикрываемую общественно добровольным желанием населения".
Церковь 2 этажная — внизу Покровская, вверху св. Петра и Павла. Поэтому в Шунге 2 годовых праздника: 12 июля и 14 октября. Обычно зимой действует нижняя церковь, а летом верхняя.
В праздник Покрова мы вспоминаем репрессированного священника с. Завражье А. К. Покровского(1862-1941), расстрелянного 3 сентября 1941 г., обвинение 1 — 58-10ч.2, 58-11 реабилитированного в 1992 г. Вечная ему память! Служил в с. Левашово, Некрасовского р-на Ярославской обл., где был арестован 30 июня 1941 года. Осужден 30 июля 1941 года и приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. 3 сентября 1941 года расстрелян. Реабилитирован 7 июля 1941 года.
1.Не предать забвению: Книга памяти репрессированных в 30–40-е и начале 50-х годов, связанных судьбами с Ярославской областью. [Т.1]. Ярославль, 1993. С.395. |
2.Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью. Т.2. Ярославль, 1994. С.30. |
3.Синодик священнослужителей и мирян Ярославской епархии, пострадавших в годы гонений. Романов-Борисоглебск (г.Тутаев): Изд-во "Соборъ", 2003. С.62. |
Старинное село Завражье Костромской области, Кадыйского района расположено на левом берегу Волги у впадения в нее рек Немды и Унжи, напротив города Юрьевца (Поволжского). Село было образовано из находящихся рядом небольших деревень и погостов, которые являлись как бы воротами Заволжья — в русской истории понятия не только географического и исторического, но и духовного. Завражье стало считаться селом в 1713 году, когда здесь была построена церковь в честь Рождества Пречистой Богородицы (сведения из популярной литературы).
Место впадения рек Унжи и Немды в Волгу связано с памятью о преподобном Макарии Унженском. Основав на берегу Унжи монастырь, преподобный Макарий стал покровителем этого края. Оберегал он эти места и после своей кончины. В 1609 году местные жители встали на защиту левобережья Волги от поляков и приверженцев Лжедмитрия. Надеясь на заступничество святого чудотворца, они дали обет построить монастырь преподобному Макарию в Корякове близ Завражья. Победа была одержана, и коряковцами был построен монастырь с церковью во имя преподобного Макария Унженского. Он был упразднен в 1708 году, однако, в 1798 году иждивением крестьян удельного Завражского Приказа на месте монастыря была построена церковь в честь преподобного Макария. Церковь эта считалась безприходной, так как менее чем в одной версте от нее находился Пречистенский приход на Погосте. На месте церкви преподобного Макария ныне на воде Горьковского водохранилища, затопившего местность, установлен памятный крест.
В середине XIX века Пречистенский приход представлял собой два каменных храма (летний, в честь Рождества Пречистой Богородицы, построенный, вероятно, в конце XVIII – нач. XIX вв., и зимняя церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, построенная, предположительно, в начале XVIII в.), а также колокольню, пристроенную к летнему храму в 1842 г., и кладбище (погост).
Пречистенский приход связан с именами предков замечательного русского ученого-энциклопедиста и религиозного мыслителя, священника Павла Флоренского, которые служили в храмах Завражья и его окрестностей. С Пречистенским приходом связано также имя всемирно известного кинорежиссера Андрея Тарковского, который родился 4 апреля 1932 года в затопленной теперь части села Завражья, в квартире врача местной больницы Николая Матвеевича Петрова, отчима Марии Ивановны Тарковской, матери Андрея. Андрей Тарковский был крещен в храме Рождества Пречистой Богородицы. На территории Завражской средней школы находился верхний этаж дома, в котором родился А.Тарковский. Он был перевезен из затопляемой части села. После строительно-реставрационных работ в сохранившейся части дома в 2004 г. был открыт «Историко-культурный музей с. Завражье». Завражье связано также с именами местных деятелей — основателем земской больницы (1897 год) врачом Н.А. Соловьевым (с которым в 1930 –1935 годах работал Н.М. Петров) и священником Василием Поповым — создателем школы-приюта для глухонемых детей (1901 г.), а также Завражского дендрария.
На протяжении столетий село Завражье с Пречистенским приходом являлось своеобразным средоточием и хранителем церковной, земской и крестьянской истории и культуры. Зримым символом этого оставались, даже в их обезображенном виде, храмы села.
С лета 1996 г. по инициативе Музея священника Павла Флоренского (Москва) ведется реставрация храмов Святого Духа и Рождества Богородицы (храмы силами местных жителей были вычищены от мусора, храм в честь Сошествия Духа был утеплен и в нем устроен алтарь с иконостасом, началось богослужение).
В 2002 г. по заказу Музея священника Павла Флоренского Патриарший архитектурно-реставрационный центр при Троице-Сергиевой Лавре выполнил эскизный проект реставрации храмов в честь Рождества Богородицы и Сошествия Святого Духа. В 2004 г. по инициативе Музея проведено обследование и выполнен проект закрепления фундаментов и грунтовых оснований храмового комплекса. В 2009 г. по инициативе Музея был выполнен проект иконостаса храма в честь Рождества Богородицы.
Иконописцами Музея написаны храмовые иконы преподобного Макария Унженского, апостола Иоанна Богослова.
В 2011 г. при участии Музея и «Фонда» был восстановлен купол храма в честь Рождества Богородицы, на котором был установлен барабан с главкой и воздвигнут крест. В 2012 г. было проведено укрепление фундаментов храма в честь Рождества Богородицы, восстановлен утраченный портал, начато оштукатуривание внешних стен храма. Художники Музея-«Фонда» изготавливают четырехъярусный иконостас в храме в честь Рождества Богородицы.
http://florenskyfond.ru/o-florenskom/pamyatnye-mesta/zavrazhye.html
Рождество-Богородицкая пог. Пречистенского (Завражье) имеет два храма, оба каменные, с такою же колокольнею: летний, однопрестольный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, постр. в 1842 г. тщанием прихожан; зимний, о времени которого сведений не сохранилось, трехпрестольный: а) в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, б) святит. Николая Чудотворца и в) Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Ограда каменная. Кладбище в церковной ограде. Расстояние от Костромы 140 в., от Макарьева 65 в., от Юрьевца 10 в. Ближайшие церкви: Макарьевская с. Немды в 1/2 в., Христорождественская с. Борисоглебского в 5 в. и Казанская с. Жаров в 8 в.
Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911, с. 273, Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863, с. 327-328. http://old-churches.ru/ma_017.htm
В день Покрова Божией Матери вспоминаем нашего земляка, профессора Санкт-Петербургской духовной академии и Императорского Археологического института Николая Васильевича Покровского (20 октября 1848 — 8 марта 1917). Родился 20 октября 1848 года в селе Подольском Костромского уезда в семье священника.
В 1864 году окончил Костромское духовное училище, в 1870 году - Костромскую духовную семинарию.
В 1874 году завершил образование в Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания.
Николай Василевич Покровский - русский археолог и общественный деятель. Директор Археологического института, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член-учредитель Русского собрания. Участвовал в работе по составлению «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона».
Биография
Родился в семье священника, обучался в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1880 году защитил в ней магистерскую диссертацию по теме «Происхождение древнехристианской базилики», а в 1892 году докторскую по теме «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских». Был профессором по кафедре церковной археологии и литургики, а также инспектором академии. В 1898 году стал директором Императорского Санкт-Петербургского археологического института.
Основными вопросами научной деятельности Н. Покровского были церковная археология и древнехристианское искусство. Он одним из первых в русской науке при изучении византийско-русского и древнехристианского искусства обратил внимание на отношение искусства к учению церкви и текстам литургии и внёс в науку богатые материалы православно-восточного происхождения, восполнив этим западные исследования.
Состоял почетным членом почти всех археологических обществ и учреждений в России, в 1896 году был избран почетным членом Общества антиквариев в Лондоне. Он также принимал деятельное участие в работах археологических съездов. Тайный советник.
Премии
Докторская диссертация «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских», удостоенная премии митрополита Макария и золотой медали Русского Археологического общества
С 1898 года занимал также должность директора Императорского Археологического института. В институте по его инициативе состоялась первая в Петербурге выставка старинных русских икон, имевшая, по свидетельству современника, "важное практическое значение для пробуждения истинно-православного духа в такой важной области, как иконопись".
Федор Иванович Буслаев писал о трудах своего ученика:
"Он один из первых в русской науке при изучении византийско-русского и древнехристианского искусства обратил внимание на отношение искусства к учению Церкви и текстам литургии и внес в науку богатые материалы православно-восточного происхождения, восполнив таким образом односторонние исследования западных протестантских и католических ученых".
В 1900—1901 годы был членом-учредителем монархической организации Русское собрание. Был избран в первый состав Совета данной организации, но отказался по причине занятости научно-административными обязанностями.
В книге автор рассматривает развитие церковной живописи, начиная с римских катакомб, мозаики, скульптуры, а заканчивает подробнейшим обзором древнерусского иконного дела. Впервые в отечественной литературе Покровский обращает внимание читателей на памятники мемориального искусства — саркофаги, надгробия.
По сравнению с первым изданием в настоящем добавлен обширный раздел, посвященный греческим и русским памятникам XVI и XVII вв.
Трудами Н. В. Покровского церковная археология в Санкт-Петербургской духовной академии, где он преподавал более 30 лет, выделилась в отдельную дисциплину. Его лекции пользовались большой популярностью и многократно издавались литографическим и типографским способом, а книга «Церковная археология» была одобрена Св. Синодом в качестве учебного руководства для преподавания церковной археологии в духовных семинариях и при преподавании истории искусств в епархиальных женских училищах.
Сочинения
Происхождение древнехристианской базилики. СПб., 1880;
Конспект лекций по литургике. СПб., 1882;
Страшный Суд в памятниках византийского и русского искусства. Одесса, 1887;
Миниатюры Евангелия гелатского монастыря XII в. СПб., 1887;
Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб., 1892;
Лекции по литургике. СПб., 1892;
Лекции по церковной археологии. СПб., 1885;
Стенные росписи в древних храмах греческих и русских. СПб., 1890;
Очерки памятников иконографии и искусства. СПб., 1894;
Чин священного коронования Государей в его историческом и современном состоянии. СПб., 1896;
Добавления к лекциям по церковной археологии. СПб., 1897;
Лицевой иконописный подлинник Антониева Сийского монастыря. Вып. 1-4. СПб., 1898;
Из воспоминаний о Константинополе. СПб., 1901;
Справочная книжка для любителей церковной архитектуры. СПб., 1904;
Конспективное изложение чтений по христианской археологии. Изд. 2-е. Новгород, 1916;
Очерки памятников христианского искусства. СПб., 1999.
Памятники христианской архитектуры / Н. В. Покровский. — М.: Вузовская книга, 2008. — 96 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-9502-0296-4 (обл.)
Накануне 13 октября совершается память преподобного Григория Пельшемского. Родился в городе Галиче, Костромской губернии. Он происходил из рода дворян Лопотовых. Когда юноше исполнилось 15 лет, родители хотели его женить, но скончались, не успев исполнить свое желание. Юный Григорий раздал бедным доставшееся ему наследство и поступил в монастырь Пресвятой Богородицы, находившийся на берегу Галичского озера. С крестом на плечах преподобный Григорий перешел на реку Пельшему и водрузил крест в лесной чаще на берегу реки. Первым иноком в новой обители стал священник Алексий, в монашестве Александр. В 1426 году в обители был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Иконы для него писал преподобный Дионисий Глушицкий, а сам преподобный Григорий переписывал для обители священные книги. Постепенно число братии возрастало, монастырь расширялся и становился все более известен. Преподобный Григорий заботился о насаждении благочестия в обители, одновременно принимал он участие и в судьбах своего Отечества.
В 1433 году он ходил в Москву, чтобы убедить Галичского князя Юрия Димитриевича, отнявшего у Василия Васильевича Темного Московское княжество, возвратить Москву князю Василию. Преставился преподобный Григорий 30 сентября 1442 года и был погребен в основанном им монастыре. Вероятно был прославлен Московским Собором в 1549 году. Мощи преподобного Григория положены были близ церкви собора Богородицы по правую сторону алтаря. Над гробом его поставлены были иконы Спасителя и Божией Матери для поклонения приходящим, ибо много совершалось тут исцелений. В Макариевом Желтоводском монастыре в 1785 или 1786 году в одной из башен был устроен храм во имя преподобного Григория.
С конца XVIII века в Кадникове Вологодской области известна также посвященная ему часовня. В 1884 году был издан акафист святому Григорию.
Преподобному Григорию Пельшемскому, Вологодскому чудотворцу (тропарь, кондак и молитвы)
Тропарь, глас 8:
Любо́вию Христо́вою, богому́дре, просвети́вся, доброде́тельми облиста́л еси́ / и, вся́кое наслажде́ние плотско́е возненави́дев и в пусты́ню всели́вся, / в не́йже вельми́ подвиза́лся еси́ в жи́зни сей вре́менней / в пе́ниих, и во бде́ниих, и в поще́ниих, / сего́ ра́ди и Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя; / но помина́й нас, чту́щих пресве́тлую па́мять твою́, преподо́бне о́тче Григо́рие, // и моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Христо́вою любо́вию уязви́вся, преподо́бне, / и Тому́ невозвра́тным жела́нием после́довал еси́, / вся́кое наслажде́ние плотско́е возненави́дев / и в пусты́ню всели́вся, в ней вельми́ подвиза́лся еси́; / тем и Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя. / Помина́й нас, чту́щих пресве́тлую па́мять твою́, да зове́м ти: // ра́дуйся, преподо́бне Григо́рие, о́тче наш.
Молитва первая
О свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Григо́рие! Не забу́ди чад твои́х, и́хже богоуго́дными труды́ и моли́твенными по́двиги духо́вно породи́л еси́; помина́й нас во святы́х твои́х благоприя́тных моли́твах и назида́й предста́тельством твои́м ста́до твое́, е́же сам упасл еси́; моли́ за ны, о́тче свяще́нный, де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́; не премолчи́ за ны ко Христу́, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й недосто́йных нас пред Престо́лом Вседержи́теля, тебе́ бо даде́ся благода́ть моли́тися за ны. А́ще бо те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив во Христе́ пребыва́еши, не отступи́ от нас ду́хом, сохраня́й нас от стрел вра́жиих от пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. Се бо, ра́кою моще́й твои́х пребыва́я с на́ми, свято́ю твое́ю душе́ю с Небе́сными Си́лами у Престо́ла Вседержи́телева предстои́ши и та́мо досто́йно сла́виши Го́спода. Те́мже, припа́дающе со умиле́нием, мо́лимся тебе́ о спасе́нии душ на́ших; испроси́ нам вре́мя на покая́ние и невозбра́нно прейти́ от земли́ на Не́бо чрез мыта́рства го́рьких бесо́в, да твои́м предста́тельством от ве́чныя му́ки изба́вльшеся, Небе́сное Ца́рствие насле́довати сподо́бимся со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Христу́ Го́споду на́шему; Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, ны́не и в бесконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
О до́брый наш па́стырю и богому́дрый наста́вниче, преподо́бне о́тче Григо́рие! Услы́ши нас моля́щихся тебе́ и призыва́ющих в по́мощь ско́рое предста́тельство Твое́. Виждь нас гре́шных в толи́цех обстоя́ниих су́щих, виждь нас немощны́х отвсю́ду уловля́емых и вся́каго бла́га лише́нных, и умо́м от малоду́шия помраче́нных. Потщи́ся, уго́дниче Бо́жий, не оста́вити нас во грехо́вном плену́ бы́ти, да не бу́дем в ра́дость враго́м на́шим и не у́мрем в лука́вых дея́ниих на́ших. Моли́ о нас недосто́йных Спа́са Го́спода, Ему́же ты со безпло́тными ли́ки предстои́ши. Ми́лостива к нам сотвори́ Соде́теля на́шего в ны́нешнем ве́це и в бу́дущем, да не возда́ст нам по дело́м на́шим и по нечистоте́ серде́ц на́ших, но по Свое́й, бла́гости да возда́ст нам. На твое́ бо хода́тайство упова́юще, твои́м предста́тельством хва́лимся, твое́ заступле́ние на по́мощь призыва́ем, и к цельбоно́сному гро́бу твоему́ припа́дающе недосто́йнии, изцеле́ния про́сим. Изба́ви нас, уго́дниче Христо́в, от злых, находя́щих на ны, и укроти́ во́лны страсте́й и бед востаю́щих на нас, да ра́ди святы́х твои́х моли́тв не обы́мет нас напа́сть, и не погря́знем в пучи́не грехо́вней и в ти́не страсте́й на́ших. Моли́, преподо́бне о́тче наш Григо́рие, Христа́ Бо́га на́шего, да пода́ст нам ми́рное жи́тельство, оставле́ние грехо́в и душа́м на́шим спасе́ние и ве́лию ми́лость, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.