27 сентября. Обретение царицей Еленой в Иерусалиме Креста, на котором был распят Господь

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00327 сентября, в воспоминание об обретении в 326 г. царицей Еленой в Иерусалиме Креста, на котором был распят Господь, Церковью установлен один из двенадцати великих праздников. Благодаря настойчивости и упорству царицы, после долгих поисков и раскопок, была обнаружена пещера гроба Господня, а неподалеку от нее три креста, на одном из которых была прибита дощечка с надписью Пилата и 4 гвоздя, пронзившие Тело Спасителя.

Чтобы узнать, какой из трех крестов являлся тем, на котором был распят Христос, патриарх Макарий предложил поочередно возложить все три креста на покойника, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда Крест Господень был возложен на мертвеца, он ожил. Таким образом, убедились, что Крест найден. Из-за невозможности, по случаю большого стечения народа, приложиться к Кресту, многие просили поднять (воздвигнуть) Крест над толпой, чтобы  хотя бы издали видеть и  поклониться Ему. Тогда патриарх и другие духовные лица, встав на возвышенное место, стали высоко поднимать Святой Крест, а все люди при этом, в трепетном восторге  произносили слова молитвы: «Господи помилуй» и с благоговением  поклонялись святыне. В 614 г. Святой Крест был отнесен при захвате Иерусалима царем Хазроем в Персию и 27 сентября был image002возвращен  в 628 г. в храм Воскресения. Таким образом, в празднике этого дня соединяются два воспоминания – обретение и воздвижение Животворящего Креста и возвращение Его из персидского плена. В церковных песнопениях  Крест воспевается как «ангелов слава», «крепость праведных», «хранитель всей вселенной», «оружие непобедимое», «бесов сопротивоборец». Он украшается венком из цветов в знак того, что через страдания и смерть на нем Спасителя, дарована нам вечная жизнь. Накануне праздника, в конце вечернего богослужения Крест, при пении песнопения «Святый Боже», выносится священником (в кафедральном соборе архиереем), держащим его над головой, из алтаря, на середину храма, где и полагается на аналое(специальный стол для положения икон и книг). В кафедральном соборе Костромы (и во всех кафедральных соборах РПЦ.), происходит чин Воздвижения Креста. Склоняясь перед Крестом Христовым, мы покланяемся подвигу любви и надежде воскресения. Когда осеняем себя крестным знамением, то берем на себя Крест Христов и решаемся следовать за Спасителем, перенося жизненные невзгоды в надежде воскресения. В это день установлен Церковью строгий пост.

image001В костромском Богоявленском кафедральном соборе, в левой стороне местного ряда иконостаса с 1991 года находится крест-мощевик из Богородицко-Игрицкого Песошенского монастыря с частичками 278 мощей святых, среди которых в центре нижней перекладины, под иконой Воскресения Христова вложена частичка Животворящего Креста Господня. По преданию, святые частицы были собраны местночтимым подвижником: схимонахом Саввой, изготовленный в 1744 году благодаря стараниям игумена Игрицкого Песошинского монастыря Досифея (впоследствии определенному в игумены Соловецкого монастыря).

image004В этот день престольный праздник в Кресто-Воздвиженском храме г. Нерехты. Крестовоздвиженский каменный храм был построен в 1788 году усердием горожан при городском кладбище. Престолов в храме два:  в честь Животворящего Креста Господня;  во имя великомученика Димитрия Солунского. После закрытия храма в советский период, он был общине верующих в 1993 году.

С сожалением вспоминаем об утраченной Крестовоздвиженской церкви с. Малыново, Костромского р-на, одноименной церкви г. Кинешмы, с. Красинского, Нерехтского р-на, с. Воздвиженсокго, Буйского р-на, с. Исаково Макарьевского р-на,  г. Солигалич, Крестовоздвиженских церквей с. Воли и с. Высокова, Юрьевецкого р-на, единоверческой церкви с. Ковернина, Макарьевского р-на.

Справка: Крестовоздвиженский монастырь в Костроме (XVв.) находился в восточной части Костромского кремля (сейчас Центральный парк культуры и отдыха Костромы). Когда и кем он был основан, неизвестно, воз можно, что уже в XV веке вскоре после постройки здесь кремля. Впервые монастырь упоминается в 1580 году. В 80-е гг. 16 века в нем принял монашество и более 13 лет прожил костромской святой преподобный Ферапонт Монзенский умерший в 1597 году.

В эпоху Смутного времени Крестовоздвиженский монастырь в Костроме был разорен — ворвавшиеся в Кострому поляки 3 марта 1609 г. убили архимандрита Геннадия и 10 иноков. На 1628 г, в монастыре находились деревянные шатровый Крестовоздвиженский храм и клетская церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм.

Указом патриарха Иоакима в 1681 году Костромской монастырь, бывший до того мужским, обращен в женский. На 1772 г. здесь находились две каменные костромские церкви, возможно, построенные в конце 17 века, — Крестовоздвиженская с приделом Алексия человека Божия и Введенская, а также ка­менная шатровая колокольня.

В 1773 году монастырь полностью сгорел и был упразднен, а монахинь перевели в Анастасиин монастырь. На пепелище монастыря в 80-90-е гг. 16 века были построены Богоявленский собор (с 1835 года кафедральный), соборная колокольня и два соборных дома (ул. Чайковского, 6 и 8).

 

image005Крестовоздвиженская церковь в Костроме. Находилась на месте современного трехэтажного жилого дома по улице Коммунаров 10. По преданию, деревянный храм на окраине города вблизи реки Запрудни был построен в 1654 году во время эпидемии моровой язвы на месте, где хоронили умерших костромичей. Позднее (примерно в конце XVIII века) здесь выстроили каменную церковь — одноглавую, бесстолпную, с двухъярусной колокольней (1836 года постройки), с двумя приделами — в честь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в честь положения вериг святого апостола Петра. Крестовоздвиженское кладбище было упразднено в 1881 году, после чего — в 1893 году — храм стал приходским. В начале XX века причт состоял из священника и псаломщика. Церковь закрыта в октябре 1929 года (здание передано фабрике «Искра Октября») и вскоре разрушена; тогда же было уничтожено и находившееся при ней кладбище.

image006Крестовоздвиженская церковь в Солигаличе.

Справка: Кирпичная церковь, построенная на городской торговой площади в 1809-1816 после пожара, бывшего в Солигаличе в 1808. Пятиглавый четверик с боковыми приделами и трапезной, декорированный в стиле классицизма. Отдельно стоявшая столпообразная шатровая колокольня была сооружена на рубеже XVII-XVIII вв. Престолов пять: главный в холодной части Воздвижения Креста Господня, правый Георгия Победоносца, левый Бориса и Глеба. В тёплой части правый Фёдоровской Богоматери и левый Трёх Святителей Великих. В советское время церковь закрыта, колокольня и завершения сломаны. Здание перестроено под кинотеатр.

 

 

 

 

image007image008В  праздник Воздвижения Креста Господня мы вспоминаем  уроженца с. Карабаново, Костромского р-на, протодиакона Ветлужского собора с 1932 по 1937 гг. Ивана Николаевича Воздвиженского, обвиненного в контрреволюционной деятельности и расстрелянного 28.11.1937 года.

Обвинение по стт. 58 – 10, ч.1; 58-11. Вместе с ним  был арестован и его сын диакон Николай Иванович Воздвиженский. В Ветлугу переехал вместе с отцом в 1932г. и был рукоположен в диакона. Был не женат, жизнь вел подобно монашеской. Арестован 14 октября 1937 года. Погиб в заключении. Осенью 37-го было арестовано всё духовенство Ветлужского района, около 30 человек во главе с епископом Неофитом Коробовым. Они содержались в Горьковской тюрьме, были обвинены в создании церковно-фашистской (!) контр-революционной организации и 28 ноября расстреляны. Погребены в братской могиле на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.
Источник: http://uren-vesti.ru/articles/media/2019/12/16/v-poiskah-vladimira-vozdvizhenskogo/

Источник: http://uren-vesti.ru/

Духовенство кафедрального собора г. Ветлуги. Протодиакон Иоанн Возвиженский (крайний слева), диакон николай Возвиженский (крайний справа). Фото сер. 1930-х годов.

http://uren-vesti.ru/articles/media/2019/12/16/v-poiskah-vladimira-vozdvizhenskogo/

Вспомним и Бориса Васильевича Воздвиженского (1912-1997) – сына сельского священника с. Порги Галичского уезда (ныне – территория Антроповского р-на) Василия Воздвиженского. Известно 5 поколений священнического рода Воздвиженских. Протодиакон Иван Николаевич Воздвиженский  приходился Б. В. Воздвиженскому дядей. Б. В. всю жизнь преподавал физику в школах Москвы. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году  вступил в народное ополчение, в составе 158-ой стрелковой дивизии прошел путь от Москвы до Берлина; участник обороны Сталинграда; награжден орденами крсной Звезды, Отечественной войны 1 степени, медалями. В 1968 году получил звание Герой Социалистичесокго труда. Похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище.

Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня (тропарь, кондак, задостойник, молитвы и величание)

Тропарь, глас 1:

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Кондак, глас 4:

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Задостойник

Велича́й, душе́ моя́,/ пречестны́й Крест Госпо́день.

Та́ин еси́, Богоро́дице, рай,/ невозде́ланно возрасти́вший Христа́,/ И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во;/ тем ны́не возноси́му,// поклоня́ющеся Ему́, Тя велича́ем.

Молитва первая

О, всечестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, Кро́вию Христа́ Бо́га на́шего освяще́нный и сме́ртию Его́ нас от сме́рти ве́чныя свободи́вый! Ты еси́ зна́мение побе́ды на враго́в на́ших ви́димых и неви́димых: ты и́маши яви́тися в час Стра́шнаго Суда́ Христо́ва: тебе́ смире́нно покланя́юся, честно́ прикаса́юся и любе́зно тя лобыза́ю, ны́нешнее моле́ние к Распя́тому на тебе́ принося́, да исцели́т мя си́лою в тебе́ Свое́ю от всех неду́гов душе́вных и теле́сных, и сохрани́т от враго́в ви́димых и неви́димых, и неосужде́нна на суде́ Свое́м одесну́ю поста́вит. Ей, Животворя́щий Кре́сте святы́й, на тебе́ Спас, умира́я за уме́ршия грехми́ челове́ки, дух Свой я́ко челове́к испусти́, Кровь же и во́ду источи́, и си́ми треми́, еди́но, е́же па́че все́х есть на потре́бу, спасе́ние нам соде́ла: во сла́ву исто́чника вод живы́х Бо́га Отца́, Себе́ же, от крове́й Деви́ческих воплоще́нна Бо́га Сы́на, и Бо́га Ду́ха Свята́го, оживля́ющаго дух челове́ч: И́хже Трие́х во еди́ном Божестве́ пособи́ и мне сла́вити благода́рственно, от воды́ креще́ния восприя́тою ве́рою непоро́чною, в прича́стии же пло́ти и Кро́ве Госпо́дних наде́ждою несумне́нною и в покая́нии ду́хом сокруше́нном и любо́вию нелицеме́рною: ниже́ то́кмо в жи́зни сей плаче́вной, я́ко вода́ мимотеку́щей, бра́ней и крове́й испо́лненной, и я́ко па́ра исчеза́ющей с воздыха́нием, но и в бу́дущей блаже́нной просла́влю Го́спода, посо́бием си́лы твоея́, Кре́сте треблаже́нне, да просла́влю са́мым лица́ зре́нием ве́рованному одержа́нием же ча́янному и наслажде́нием люби́мому, еди́ному в Тро́ице сла́вимому в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О, Пречи́стый и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Дре́вле у́бо был еси́ ка́зни позо́рныя ору́дие ны́не же зна́мение спасе́ния на́шего – при́сно почита́емое и прославля́емое! Ка́ко досто́йне возмогу́ аз недосто́йный воспе́ти Тя и ка́ко дерзну́ преклони́ти коле́на се́рдца моего́ пред Искупи́телем мои́м, испове́дая грехи́ свои́? Но милосе́рдие и неизрече́нное человеколю́бие Распе́ншагося на тебе́ смире́нное дерзнове́ние подае́т ми, да отве́рзу уста́ моя́ во е́же сла́вити Тя; сего́ ра́ди вопию́ Ти: ра́дуйся, Кре́сте, це́ркве Христо́вы – красота́ и основа́ние, вся вселе́нныя – утвержде́ние, христиа́н всех – упова́ние, царе́й – держа́ва, ве́рных – прибе́жище, а́нгелов – сла́ва и воспева́ние, де́монов – страх, губи́тельство и отгна́ние, нечести́вых и неве́рных – посрамле́ние, пра́ведных – приста́нище, заблу́дших – наста́вниче, одержи́мых страстьми́ – раска́яние, ни́щих – обогаще́ние, пла́вающих – ко́рмчий, сла́бых – си́ла, во бране́х – побе́да и одоле́ние, си́рых – ве́рное покрове́ние, вдов – засту́пниче, дев – целому́дрия охране́ние, ненаде́янных наде́жда, неду́жных – врач и ме́ртвых – воскресе́ние! Ты прообразо́ванный чудотворя́щим жезло́м Моисе́я – животво́рный исто́чник, напая́ющий жа́ждущия духо́вныя жи́зни и услажда́ющий на́ши ско́рби, Ты – одр, на нем же ца́рственно почи́л тридне́вно Воскре́сший Победи́тель а́да. Сего́ ра́ди и у́тро и ве́чер и полу́дне прославля́ю Тя, треблаже́нное Дре́во, и молю́ во́лею Распе́ншагося на Тебе́, да просвети́т Он и укрепи́т Тобо́ю ум мой, да откры́ет в се́рдце мое́м исто́чник любве́ соверше́нней и вся дея́ния моя́ и путие́ мои́ Тобо́ю осени́т, да вы́ну велича́ю Пригвожде́ннаго на Тебе́, грех мои́х ра́ди, Го́спода Спаси́теля моего́. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Крест Твой святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

Храмы и монастыри

Запрудненская школа Александровского православного братства.

Запрудненская женская рукодельная школа Александровского православного братства была открыта 1 октября 1889 г. Первоначально школа располагалась в приходе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. Однако уже через год после открытия школа была переведена в центральную часть города, оставаясь по-прежнему в ведении Запрудненского попечительства Александровского православного братства. Обязанности заведующего школой исполнял священник Спасо-Запрудненской церкви Андрей Никанорович Писемский. Должность попечительницы приняла на себя Любовь Степановна Чумакова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Почитание в Ярославле образа Богоматери Феодоровской

Почитание чудотворного образа города Костромы в Ярославле было закономерным явлением: оба волжских города связывали тесные торгово-экономические и культурные отношения.

О почитании иконы Богоматери Федоровской в Ярославле писали местные краеведы XIX в. Только на основе их свидетельств можно составить яркую картину разнообразных форм почитания иконы Богоматери Федоровской в Ярославле.

Подробнее...

Статьи

Богоборческий террор 20-30-х гг. XX века (На примере Костромского заволжья)

После революции 1917 г. для Церкви наступили тяжелые времена: большевистская власть объявила войну религиозному «дурману». По сей день некоторые политические ораторы, пытаясь найти оправдание богоборческому террору 20 – 30-х гг. XXвека и преступному уничтожению памятников культового зодчества, назойливо повторяют тезис о том, что русские люди якобы легко и по собственному почину отрекались от веры в Бога, более того – сладострастно глумились над православными святынями. Конечно, это не имеет никакого отношения к истине. Подтверждением тому – история проведения антирелигиозных кампаний и уничтожения православных святынь в костромском Заволжье.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: