13 мая. Память святителя Игнатия (в миру Дмитрия Александровича Брянчанинова), епископа Кавказского (+1867)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00113 мая Церковь молитвенно почитает память великого своего аскета, богослова и проповедника – святителя Игнатия (в миру Дмитрия Александровича Брянчанинова), епископа Кавказского (+1867). Его имя внесено в святцы собора Костромских святых. Прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей на Поместном соборе 1988 года. Святитель Игнатий - святой жизни человек.

Несмотря на открывающиеся перед ним перспективы военной и государственной карьеры, он, определившись с выбором жизненного пути, решается на безумный, со стороны высшего света шаг –  уходит послушником в монастырь. Перед своим решением оставить воинскую службу он изучал философию и Писание, откровения Святых Отцов, читал много духовных книг и посещал богослужения в Александро-Невской лавре. Его настоящим духовным наставником и отцом стал старец Леонид (впоследствии Оптинский иеромонах Лев (Наголкин)). Под влиянием бесед с ним, Дмитрий Брянчанинов оставил свет и должность, ушел в отставку и стал послушником в монастыре, где принял иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре. Великое смирение, послушание воле Божией, непрестанная Иисусова молитва – вот что характерно для духовного облика святителя.  В 1847г. он уехал из Троице – Сергиевой пустыни, которая была восстановлена его трудами, на лечение в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии (сейчас он находится в Ярославской епархии). Находясь под впечатлением духовной красоты этих мест, после последовавшего затем  менее чем четырехлетнего епископства на Кавказе, Игнатий обращается в Синод с просьбой об увольнении на покой в тот же Николо-Бабаевский монастырь, в котором, благодаря его трудам, производится капитальный ремонт и возводится новый храм в честь Иверской иконы Божьей Матери. В монастыре святитель заканчивает свои литературные труды - опыты христианской аскетики. Они явились для многих опытом жизни во Христе и многих, ищущих утешения в молитве, привели в Церковь.

image002Кончина его последовала 30 апреля 1867г. По воспоминаниям современников, отпевание усопшего походило скорее на торжество, чем на погребение. Многие люди, по вере своей, и по молитвам, обращенным к святителю Божьему, получали и получают исцеления у раки с его мощами, находящимися ныне в Ярославском Толгском монастыре. Частица их была принесена в Ставрополь Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во время первого визита Предстоятеля Русской Православной Церкви на Кавказ в августе 1994 года.

Неоценимое наследие для потомков.

Всей своей аскетической жизнью святой демонстрировал подвиг самоотверженности, борьбы со страстями человеческими:

скорби;

болезни;

испытания;

соблазны.

По обильной Божьей благодати подвижник Брянчанинов одержал победу, даровавшую ему дары Святого Духа.

Многострадальное и многоскорбное шествие святого к духовному познанию и пониманию водительства Творца вызывает уважение потомком через века. Святитель положил основание для нового направления, наполненного аскетически-богословского учения, нашедшего отражение в литературе и христианской жизни. В своем учении подвижник делает акцент на внутреннее совершенство человека через отношение его к другим людям.

 Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/biografiya-ignatiya-bryanchaninova.html

Поэтический дар святителя нашел свое отражение в творческом наследии, в которое вошли проповеди и трактаты. Он писал как частным лицам, так и церкви. Поднимая вопросы:

аскетического воспитания;

православной догматики;

видения духов;

ереси и раскола.

 Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/biografiya-ignatiya-bryanchaninova.html

Изречения святителя Игнатия (Брянчанинова).

Спасение:

…спасение заключается в возвращении общения с Богом.

Несчастлив тот, кто удовлетворен собственною человеческою правдою: ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф.9:13).

Промысл Божий, упование и надежда, простота и лукавство:

 

Поражение одного воина не есть уже побеждение всего войска.

…Господь в прямом образе поведения – Помощник; а лукавый политик – помощник сам себе, – Господь к нему, как к преумному, на помощь не приходит.

Жизнь по Евангелию:

Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповеди, читай его делами. Это - книга жизни, и надо читать ее жизнью.

По Евангельским заповедям мы будем судимы на суде, установленном от Бога для нас, христиан православных… мы будем судимы по Евангелию, что небрежение о исполнении Евангельских заповедей есть деятельное отвержение Самого Господа.

Необходимо, чтоб чтению содействовало жительство: Бывайте же творцы слова, а не точию слышателие, прельщающе себе самих (Иак. 1: 22).

Намерение:

Наперсник Закона Божия во всех упражнениях, во всех делах своих имеет целью Богоугождение. Мир обращается для него в книгу заповедей Господних. Прочитывает он эту книгу делами, поведением, жизнью.

Различать добро от зла принадлежит сердцу – это его дело. Но опять нужно время, нужно укоснение в заповедях евангельских, чтоб сердце стяжало тонкость вкуса к отличию вина цельного от вина поддельного.

…все, сопровождаемое смущением, имеет началом своим грех, хотя бы по наружности и казалось высшим добром.

Духовная брань:

Скорбь по той причине и называется искушением, что она открывает сокровенное состояние сердца.

Фарисей, оставляя исполнение заповедей Божиих, составляющих сущность Закона, стремится к утонченному исполнению наружных мелочей…

Сознавать себя грешным необходимо для спасения, а засуживать себя и метаться во все стороны от греховности очень вредно. «Все неумеренное – от бесов», - сказал преподобный Пимен Великий.

Любовь к ближнему, заботы о спасении других, осуждение, обиды, прощение:

Любовь же к брату заключается в исполнении относительно него заповедей Господа (2 Ин.1: 6).

Правильная любовь к ближнему заключается в исполнении относительно его евангельских заповедей...

Ум твой, наставленный Евангелием, тогда смирится пред каждым ближним, когда увидит в каждом ближнем Христа.

И святые отцы не велят искать от ближнего исполнения заповеди, потому что это только нарушает мир.

image003Послушание:

Истинное послушание - послушание Богу, Единому Богу.

Вера в человека приводит к исступленному фанатизму.

…душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований…

Свобода:

Будьте свободны! не связывайте себя никакою скрупулезностию. Правила для человека, а не человек для правил.

…в жительстве твоем сохраняй благоразумную соразмерность, не связывая себя количеством.

Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2: 27), можно и должно отнести ко всем подвигам благочестивым, а между ними и к молитвенному правилу.

Пост:

Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или еще более, неумеренный пост.

… больные и престарелые должны остерегаться от излишнего телесного подвига…

Церковь:

Без послушания Церкви нет смирения; без смирения нет спасения: смирихся, и спасе мя, сказал Пророк (Пс. 114: 5).

…как человек состоит из души и тела, то оказались нужными наружные обряды и постановления.

…немощь священника, как человека, отнюдь не препятствует совершению Таинств, совершающихся по причине благодати священства, которою облечен человек, а не по причине собственных его достоинств, хотя и приятно видеть в одном лице соединение достоинств собственных с дарами благодати.

Первый храм во имя святителя Игнатия был возведен в 1995 году в Донецке на Украине, второй – в 2013 году в городе Грязовце в Вологодской области.

И в настоящее время святитель Игнатий является  лучшим примером того, как в житейской суете человек может сохранять верность Христу. В г. Нея,  Костромской области в 1993 году образовалась церковная община, которая проводила богослужения в молитвенном доме освященном во имя святителя Игнатия (Брянчанинова). В 2006 году состоялась закладка каменного храма во имя св. Спиридона Тримифунского.

Тропарь святителю Игнатию (Брянчанинову), епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8

Православия поборниче, / покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, / архиереев Богодухновенное украшение, / монашествующих славо и похвало: / писании твоими вся ны уцеломудрил еси. / Цевнице духовная, Игнатие богомудре, / моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, // даровати нам прежде конца покаяние.

Иной тропарь, глас 8

Избранник возлюблен Христови явился еси, / Тому скорбьми многими и молитвою непрестанною прилепився, / благодать Духа Святаго стяжав, / учитель изряден людем был еси. / Поминай нас, святителю Игнатие, богоносе Российский, / да учении и молитвами твоими покаяние спасительное обрящем // и любовию сердечною Христу усвоимся.

Кондак святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8

Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие, / обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго, / сему поучая ученики словесы многими, // имже последовати и нам, святче, помолися.

Молитва

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси. Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша, помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Труды: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1905. Отечник. — 3-е изд. — СПб., 1891. О покаянии // Русский паломник. — 1888, № 11, с. 125—126. Письма преосвященного к близким ему лицам. — СПб., 1881. Письма к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. — 1872. Правила наружного поведения для новоначальных иноков и советы относительно душевного иноческого деяния. — 7-е изд. — СПб., 1907. Слово о смерти и прибавление к нему. — 6-е изд. — СПб., 1906. Приготовление к таинствам исповеди и Святого причастия. — 3-е изд. — СПб., 1900. О терпении скорбей. (Учение святых отцев). — 4-е изд. — СПб., 1904. О кончине мира. (Три поучения). — 5-е изд. — СПб., 1907.

image004Бабаевский Николаевский монастырь, заштатный, общежительный, близ посада Большие соли, в 35 верстах от Костромы, на берегу реки Волги, при впадении в нее реки Солоницы. Основан в XV веке. Здесь находятся чудотворные иконы Божией Матери: Казанская и Иверская, и икона святителя Николая, явившаяся на бабайках (весла от плотов). Двухэтажный каменный собор построен в 1877 году. Во вторник Светлой седмицы в монастыре совершается крестный ход в честь святой Иверской иконы. При монастыре двухклассная школа с 1892 года.

Обитель находится на правом берегу реки Волги при впадении в нее реки Солоницы, недалеко от с. Большие Соли. Монастырь основан в 15 веке вследствие чудесного обретения иконы Николая Чудотворца, которую обнаружили на приплывшем по воде весле. В старину такие весла называли <бабайками>. Благочестивые люди поставили для иконы часовню. Предание говорит, что пришедший из Сергиевой обители инок Иоанн устроил храм, а затем и монастырь. Обитель неоднократно подвергалась нападениям грабителей, была опустошаема пожарами, но вновь восстанавливалась.

К концу 19 века монастырь достиг своего полного благоустройства. Здесь было четыре храма: двухэтажный каменный собор, построенный в 1877 г., посвященный Иверской иконе Божией Матери, Нерукотворному образу Спасителя, Рождеству Христову и Сретения Господня; вторая церковь теплая, во имя свв. Николая чудотворца; третья - во имя свв. Иоанна Златоуста и преп. Сергия Радонежского; четвертая - в честь Успения Божией Матери. Главной святыней монастыря являлись три чудотворные иконы: свв. Николая Чудотворца, Иверской и Казанской иконы Божией Матери. В этом монастыре провел последние годы своей жизни свт. Игнатий Брянчанинов. Здесь он вёл уединённую молитвенную жизнь, создал многие известные сочинения («Приношение современному монашеству», «Отечник» и др.), продолжал переписку с духовными детьми. После кончины (1868) он был похоронен у малой больничной церкви Сергия Радонежского. Сохранилась до нынешнего времени келья, в которой жил святитель Игнатий.

Некоторое время иноком Николо-Бабаевского монастыря был монах Авель, которого в народе называли вещий Авель. Иностранцы нарекли этого инока русским Нострадамусом. Будущий монах Авель, крестьянин Василий Васильев, родился в Алексинском уезде Тульской губернии. С юных лет он начал странствовать по монастырям, а в 1785 году принял постриг в Валаамском монастыре. Но жил в разных обителях и пустынях. На некоторое время он задержался в Николо-Бабаевском монастыре.

Здесь он сочинил так называемую "Книгу мудрую и премудрую", в которой содержались различные пророчества, в ней он предсказал смерть императрицы Екатерины II. Последняя, узнав о предсказании, повелела заключить инока Авеля в Шлиссельбургскую крепость. И ровно через десять месяцев и десять дней Екатерина II умерла, точно в тот день, что предсказывал монах Авель. Затем премудрая книга попалась на глаза князю Куракину. Он передал ее императору Павлу I. Вскоре вещий Авель сочинил еще одну книгу, в которой предрек скорую гибель Павла I. Авеля на этот раз заключают в Петропавловскую крепость. Через десять месяцев и десять дней пророчество сбылось. Павла не стало. В новом сочинении Авель предсказывает взятие Москвы французами. Эта рукопись дошла до императора, на троне в то время был уже Александр I. Он повелел заключить монаха Авеля в тюрьму на Соловках. И вновь пророчество сбылось. Через десять лет и десять месяцев. Тогда, в сентябре 1812 года, Александр I распорядился написать князю Голицыну от своего имени письмо на Соловки, повелевая монаха Авеля исключить из числа колодников и включить в число монахов. Летом 1813 года вещий Авель явился к князю Голицыну и рассказал ему о грядущих судьбах России, где предрекал падение династии Романовых. Князь поостерегся допускать Авеля к государю и отпустил его восвояси. В царствование Николая I вещий Авель был помещен в Спасо-Евфимьевский монастырь в Суздале, где и скончался на 84 году жизни.
Все порочества монаха Авеля сбылись. Но за свой дар он поплатился 20 годами тюремного заточения.

image005Упразднён Николо-Бабаевский монастырь был в 1919 году. Некоторые монастырские документы были переданы в Москву (сейчас - в РГАДА). На месте бывшего монастыря в советское время расположился детский костнотуберкулёзный санаторий. В 1988 году, после канонизации Игнатия Брянчанинова, его мощи были перенесены в ярославский Толгский монастырь, где сейчас и находятся.

С 1998 г. монастырь вновь становится действующим. Идут восстановительные работы церкви Иоанна Златоуста. При монастыре существует целебный источник. Настоятель Николо-Бабаевского монастыря - игумен Борис. В мае 2003 года определением Синода обитель приняла в свои стены митрополита Рязанского и Касимовского Симона(1928-2006), находящегося на покое.

По словам иеромонаха Саввы (Михеева, ныне митр. Тверской и Кашинский): «Имея достаточное положение в обществе, известность, большие возможности, этот человек не взял от этой жизни практически ничего. Почисленный на покой, он поселился в глухих развалинах монастыря, не имея никаких удобств, нужных в его достаточно пожилом болезненном возрасте. Принимал во множестве паломников, которые постоянно, изо дня в день, приходили, приезжали автобусами, всех терпеливо встречал, кормил, утешал, одаривал, провожал с миром».

Находясь на покое в Николо-Бабаевском монастыре, митрополит Симон продолжал служить литургию и проповедовать, принимал многих гостей, в том числе учащихся Православной гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова). При его активном участии в монастыре был построен деревянный Никольский храм.

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобномученица Анна (Корнеева 1880 -1938)

Анна Алексеевна Корнеева родилась в селе Щербинино Коломенского уезда Московской губернии в 1880 году. По достижении 15-летнего возраста, в 1895 году она поступила в Макарьевский Решемский монастырь Костромской губернии, где подвизалась в качестве послушницы семь лет. В 1902 г. она возвратилась на родину.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: