13 мая. Память святителя Игнатия (в миру Дмитрия Александровича Брянчанинова), епископа Кавказского (+1867)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00113 мая Церковь молитвенно почитает память великого своего аскета, богослова и проповедника – святителя Игнатия (в миру Дмитрия Александровича Брянчанинова), епископа Кавказского (+1867). Его имя внесено в святцы собора Костромских святых. Прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей на Поместном соборе 1988 года. Святитель Игнатий - святой жизни человек.

Несмотря на открывающиеся перед ним перспективы военной и государственной карьеры, он, определившись с выбором жизненного пути, решается на безумный, со стороны высшего света шаг –  уходит послушником в монастырь. Перед своим решением оставить воинскую службу он изучал философию и Писание, откровения Святых Отцов, читал много духовных книг и посещал богослужения в Александро-Невской лавре. Его настоящим духовным наставником и отцом стал старец Леонид (впоследствии Оптинский иеромонах Лев (Наголкин)). Под влиянием бесед с ним, Дмитрий Брянчанинов оставил свет и должность, ушел в отставку и стал послушником в монастыре, где принял иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре. Великое смирение, послушание воле Божией, непрестанная Иисусова молитва – вот что характерно для духовного облика святителя.  В 1847г. он уехал из Троице – Сергиевой пустыни, которая была восстановлена его трудами, на лечение в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии (сейчас он находится в Ярославской епархии). Находясь под впечатлением духовной красоты этих мест, после последовавшего затем  менее чем четырехлетнего епископства на Кавказе, Игнатий обращается в Синод с просьбой об увольнении на покой в тот же Николо-Бабаевский монастырь, в котором, благодаря его трудам, производится капитальный ремонт и возводится новый храм в честь Иверской иконы Божьей Матери. В монастыре святитель заканчивает свои литературные труды - опыты христианской аскетики. Они явились для многих опытом жизни во Христе и многих, ищущих утешения в молитве, привели в Церковь.

image002Кончина его последовала 30 апреля 1867г. По воспоминаниям современников, отпевание усопшего походило скорее на торжество, чем на погребение. Многие люди, по вере своей, и по молитвам, обращенным к святителю Божьему, получали и получают исцеления у раки с его мощами, находящимися ныне в Ярославском Толгском монастыре. Частица их была принесена в Ставрополь Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во время первого визита Предстоятеля Русской Православной Церкви на Кавказ в августе 1994 года.

Неоценимое наследие для потомков.

Всей своей аскетической жизнью святой демонстрировал подвиг самоотверженности, борьбы со страстями человеческими:

скорби;

болезни;

испытания;

соблазны.

По обильной Божьей благодати подвижник Брянчанинов одержал победу, даровавшую ему дары Святого Духа.

Многострадальное и многоскорбное шествие святого к духовному познанию и пониманию водительства Творца вызывает уважение потомком через века. Святитель положил основание для нового направления, наполненного аскетически-богословского учения, нашедшего отражение в литературе и христианской жизни. В своем учении подвижник делает акцент на внутреннее совершенство человека через отношение его к другим людям.

 Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/biografiya-ignatiya-bryanchaninova.html

Поэтический дар святителя нашел свое отражение в творческом наследии, в которое вошли проповеди и трактаты. Он писал как частным лицам, так и церкви. Поднимая вопросы:

аскетического воспитания;

православной догматики;

видения духов;

ереси и раскола.

 Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/biografiya-ignatiya-bryanchaninova.html

Изречения святителя Игнатия (Брянчанинова).

Спасение:

…спасение заключается в возвращении общения с Богом.

Несчастлив тот, кто удовлетворен собственною человеческою правдою: ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф.9:13).

Промысл Божий, упование и надежда, простота и лукавство:

 

Поражение одного воина не есть уже побеждение всего войска.

…Господь в прямом образе поведения – Помощник; а лукавый политик – помощник сам себе, – Господь к нему, как к преумному, на помощь не приходит.

Жизнь по Евангелию:

Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповеди, читай его делами. Это - книга жизни, и надо читать ее жизнью.

По Евангельским заповедям мы будем судимы на суде, установленном от Бога для нас, христиан православных… мы будем судимы по Евангелию, что небрежение о исполнении Евангельских заповедей есть деятельное отвержение Самого Господа.

Необходимо, чтоб чтению содействовало жительство: Бывайте же творцы слова, а не точию слышателие, прельщающе себе самих (Иак. 1: 22).

Намерение:

Наперсник Закона Божия во всех упражнениях, во всех делах своих имеет целью Богоугождение. Мир обращается для него в книгу заповедей Господних. Прочитывает он эту книгу делами, поведением, жизнью.

Различать добро от зла принадлежит сердцу – это его дело. Но опять нужно время, нужно укоснение в заповедях евангельских, чтоб сердце стяжало тонкость вкуса к отличию вина цельного от вина поддельного.

…все, сопровождаемое смущением, имеет началом своим грех, хотя бы по наружности и казалось высшим добром.

Духовная брань:

Скорбь по той причине и называется искушением, что она открывает сокровенное состояние сердца.

Фарисей, оставляя исполнение заповедей Божиих, составляющих сущность Закона, стремится к утонченному исполнению наружных мелочей…

Сознавать себя грешным необходимо для спасения, а засуживать себя и метаться во все стороны от греховности очень вредно. «Все неумеренное – от бесов», - сказал преподобный Пимен Великий.

Любовь к ближнему, заботы о спасении других, осуждение, обиды, прощение:

Любовь же к брату заключается в исполнении относительно него заповедей Господа (2 Ин.1: 6).

Правильная любовь к ближнему заключается в исполнении относительно его евангельских заповедей...

Ум твой, наставленный Евангелием, тогда смирится пред каждым ближним, когда увидит в каждом ближнем Христа.

И святые отцы не велят искать от ближнего исполнения заповеди, потому что это только нарушает мир.

image003Послушание:

Истинное послушание - послушание Богу, Единому Богу.

Вера в человека приводит к исступленному фанатизму.

…душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований…

Свобода:

Будьте свободны! не связывайте себя никакою скрупулезностию. Правила для человека, а не человек для правил.

…в жительстве твоем сохраняй благоразумную соразмерность, не связывая себя количеством.

Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2: 27), можно и должно отнести ко всем подвигам благочестивым, а между ними и к молитвенному правилу.

Пост:

Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или еще более, неумеренный пост.

… больные и престарелые должны остерегаться от излишнего телесного подвига…

Церковь:

Без послушания Церкви нет смирения; без смирения нет спасения: смирихся, и спасе мя, сказал Пророк (Пс. 114: 5).

…как человек состоит из души и тела, то оказались нужными наружные обряды и постановления.

…немощь священника, как человека, отнюдь не препятствует совершению Таинств, совершающихся по причине благодати священства, которою облечен человек, а не по причине собственных его достоинств, хотя и приятно видеть в одном лице соединение достоинств собственных с дарами благодати.

Первый храм во имя святителя Игнатия был возведен в 1995 году в Донецке на Украине, второй – в 2013 году в городе Грязовце в Вологодской области.

И в настоящее время святитель Игнатий является  лучшим примером того, как в житейской суете человек может сохранять верность Христу. В г. Нея,  Костромской области в 1993 году образовалась церковная община, которая проводила богослужения в молитвенном доме освященном во имя святителя Игнатия (Брянчанинова). В 2006 году состоялась закладка каменного храма во имя св. Спиридона Тримифунского.

Тропарь святителю Игнатию (Брянчанинову), епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8

Православия поборниче, / покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, / архиереев Богодухновенное украшение, / монашествующих славо и похвало: / писании твоими вся ны уцеломудрил еси. / Цевнице духовная, Игнатие богомудре, / моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, // даровати нам прежде конца покаяние.

Иной тропарь, глас 8

Избранник возлюблен Христови явился еси, / Тому скорбьми многими и молитвою непрестанною прилепився, / благодать Духа Святаго стяжав, / учитель изряден людем был еси. / Поминай нас, святителю Игнатие, богоносе Российский, / да учении и молитвами твоими покаяние спасительное обрящем // и любовию сердечною Христу усвоимся.

Кондак святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8

Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие, / обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго, / сему поучая ученики словесы многими, // имже последовати и нам, святче, помолися.

Молитва

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси. Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша, помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Труды: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1905. Отечник. — 3-е изд. — СПб., 1891. О покаянии // Русский паломник. — 1888, № 11, с. 125—126. Письма преосвященного к близким ему лицам. — СПб., 1881. Письма к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. — 1872. Правила наружного поведения для новоначальных иноков и советы относительно душевного иноческого деяния. — 7-е изд. — СПб., 1907. Слово о смерти и прибавление к нему. — 6-е изд. — СПб., 1906. Приготовление к таинствам исповеди и Святого причастия. — 3-е изд. — СПб., 1900. О терпении скорбей. (Учение святых отцев). — 4-е изд. — СПб., 1904. О кончине мира. (Три поучения). — 5-е изд. — СПб., 1907.

image004Бабаевский Николаевский монастырь, заштатный, общежительный, близ посада Большие соли, в 35 верстах от Костромы, на берегу реки Волги, при впадении в нее реки Солоницы. Основан в XV веке. Здесь находятся чудотворные иконы Божией Матери: Казанская и Иверская, и икона святителя Николая, явившаяся на бабайках (весла от плотов). Двухэтажный каменный собор построен в 1877 году. Во вторник Светлой седмицы в монастыре совершается крестный ход в честь святой Иверской иконы. При монастыре двухклассная школа с 1892 года.

Обитель находится на правом берегу реки Волги при впадении в нее реки Солоницы, недалеко от с. Большие Соли. Монастырь основан в 15 веке вследствие чудесного обретения иконы Николая Чудотворца, которую обнаружили на приплывшем по воде весле. В старину такие весла называли <бабайками>. Благочестивые люди поставили для иконы часовню. Предание говорит, что пришедший из Сергиевой обители инок Иоанн устроил храм, а затем и монастырь. Обитель неоднократно подвергалась нападениям грабителей, была опустошаема пожарами, но вновь восстанавливалась.

К концу 19 века монастырь достиг своего полного благоустройства. Здесь было четыре храма: двухэтажный каменный собор, построенный в 1877 г., посвященный Иверской иконе Божией Матери, Нерукотворному образу Спасителя, Рождеству Христову и Сретения Господня; вторая церковь теплая, во имя свв. Николая чудотворца; третья - во имя свв. Иоанна Златоуста и преп. Сергия Радонежского; четвертая - в честь Успения Божией Матери. Главной святыней монастыря являлись три чудотворные иконы: свв. Николая Чудотворца, Иверской и Казанской иконы Божией Матери. В этом монастыре провел последние годы своей жизни свт. Игнатий Брянчанинов. Здесь он вёл уединённую молитвенную жизнь, создал многие известные сочинения («Приношение современному монашеству», «Отечник» и др.), продолжал переписку с духовными детьми. После кончины (1868) он был похоронен у малой больничной церкви Сергия Радонежского. Сохранилась до нынешнего времени келья, в которой жил святитель Игнатий.

Некоторое время иноком Николо-Бабаевского монастыря был монах Авель, которого в народе называли вещий Авель. Иностранцы нарекли этого инока русским Нострадамусом. Будущий монах Авель, крестьянин Василий Васильев, родился в Алексинском уезде Тульской губернии. С юных лет он начал странствовать по монастырям, а в 1785 году принял постриг в Валаамском монастыре. Но жил в разных обителях и пустынях. На некоторое время он задержался в Николо-Бабаевском монастыре.

Здесь он сочинил так называемую "Книгу мудрую и премудрую", в которой содержались различные пророчества, в ней он предсказал смерть императрицы Екатерины II. Последняя, узнав о предсказании, повелела заключить инока Авеля в Шлиссельбургскую крепость. И ровно через десять месяцев и десять дней Екатерина II умерла, точно в тот день, что предсказывал монах Авель. Затем премудрая книга попалась на глаза князю Куракину. Он передал ее императору Павлу I. Вскоре вещий Авель сочинил еще одну книгу, в которой предрек скорую гибель Павла I. Авеля на этот раз заключают в Петропавловскую крепость. Через десять месяцев и десять дней пророчество сбылось. Павла не стало. В новом сочинении Авель предсказывает взятие Москвы французами. Эта рукопись дошла до императора, на троне в то время был уже Александр I. Он повелел заключить монаха Авеля в тюрьму на Соловках. И вновь пророчество сбылось. Через десять лет и десять месяцев. Тогда, в сентябре 1812 года, Александр I распорядился написать князю Голицыну от своего имени письмо на Соловки, повелевая монаха Авеля исключить из числа колодников и включить в число монахов. Летом 1813 года вещий Авель явился к князю Голицыну и рассказал ему о грядущих судьбах России, где предрекал падение династии Романовых. Князь поостерегся допускать Авеля к государю и отпустил его восвояси. В царствование Николая I вещий Авель был помещен в Спасо-Евфимьевский монастырь в Суздале, где и скончался на 84 году жизни.
Все порочества монаха Авеля сбылись. Но за свой дар он поплатился 20 годами тюремного заточения.

image005Упразднён Николо-Бабаевский монастырь был в 1919 году. Некоторые монастырские документы были переданы в Москву (сейчас - в РГАДА). На месте бывшего монастыря в советское время расположился детский костнотуберкулёзный санаторий. В 1988 году, после канонизации Игнатия Брянчанинова, его мощи были перенесены в ярославский Толгский монастырь, где сейчас и находятся.

С 1998 г. монастырь вновь становится действующим. Идут восстановительные работы церкви Иоанна Златоуста. При монастыре существует целебный источник. Настоятель Николо-Бабаевского монастыря - игумен Борис. В мае 2003 года определением Синода обитель приняла в свои стены митрополита Рязанского и Касимовского Симона(1928-2006), находящегося на покое.

По словам иеромонаха Саввы (Михеева, ныне митр. Тверской и Кашинский): «Имея достаточное положение в обществе, известность, большие возможности, этот человек не взял от этой жизни практически ничего. Почисленный на покой, он поселился в глухих развалинах монастыря, не имея никаких удобств, нужных в его достаточно пожилом болезненном возрасте. Принимал во множестве паломников, которые постоянно, изо дня в день, приходили, приезжали автобусами, всех терпеливо встречал, кормил, утешал, одаривал, провожал с миром».

Находясь на покое в Николо-Бабаевском монастыре, митрополит Симон продолжал служить литургию и проповедовать, принимал многих гостей, в том числе учащихся Православной гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова). При его активном участии в монастыре был построен деревянный Никольский храм.

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Касторский Михаил Иванович (1809 — 1866)

Михаил Иванович Касторский — доктор философии, профессор всеобщей истории в Санкт-Петербургском университете.

Родился в 1809 году. Сын Ивана Алексеевича Касторского - причетника прихода Троицкой церкви села Кандаурово Юрьевецкого уезда Костромской губернии, а ныне - Пучежского района Ивановской области. Согласно краеведческой легенде, в возрасте полутора лет остался сиротой, был оставлен матерью на могиле скончавшегося отца, и взят на воспитание в семью местного дьячка Ивана Дмитриева, в которой и получил воспитание. По-видимому, это предание, связанное с трагической молодостью М.И. Касторского, легло в основу датировки 1809 года как года его рождения. Согласно сведениям "Провинциального Некрополя", впоследствии поставил на могиле отца памятник без дат.

Подробнее...

Статьи

Отречение от веры. Мировоззренческая убежденность или сумма обстоятельств? К теме ренегатства 1960-х годов.

Аннотация: В статье, на примере отречения от религиозных убеждений священника И. Н. Кубина дается анализ его «мировоззренческому перевороту». На основании архивных данных показаны действительные мотивы, которые двигали Кубиным пожелавшим, чтобы его антирелигиозные откровения были опубликованы: они находились в сфере бытовой заинтересованности. Логика действий Кубина показывает, что его поступок был актом досады в отношении астраханского епископа, с которым у него не сложились личные отношения, что и выразилось впоследствии актом «отречения». Таковые психологические ситуации были использованы  властями в антирелигиозных целях, но негативно отобразились на судьбе «пострадавших» бывших священнослужителей. Их жизненные ситуации были использованы властями в качестве пропагандистского приема, оставив безразличным отношение в судьбе «обиженных» церковной властью ренегатов.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: