19 апреля 2020 года. Пасха

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

19 апреля мы с вами поздравляем друг друга с праздником Воскресения Христова. Он называется еще Пасхой (евр. - исход), в честь того, что Сын Божий, своей смертью и воскресением, разрушил ад, освободил род человеческий от греха, проклятия и вечной смерти, и дал нам, верующим «во имя Его… быть чадами Божьими» (Ин. 1,12).

  Пасха – это исход из страны греха в землю святости. Кто в храмах, кто дома, мы молились в часы пасхальной службы о том, чтобы с ликованием воскресения Христова вошли в наши дома,  и в окружающий нас мир - свет и любовь, милосердие и правда. Всю пасхальную неделю Церковь призывает нас посетить  и принести эту пасхальную и радостную весть нашим близким и знакомым, поделиться пасхальной трапезой с неимущими, страждущими, больными, заключенными. Недаром эта неделя называется светлой – святой. Эта неделя, когда свет Христовой любви должен коснуться души каждого. Всю неделю, после божественной Литургии, с перезвоном колоколов, при пении пасхальных песнопений совершаются крестные ходы вокруг храма. Но, вместе с этим ликованием победы жизни над смертью, мы слышим о том, что умирают наши близкие и родные, умирают молодые и талантливые. Люди и в эти святые дни полны злобы и ненависти, жестокости и лжи. Как же объяснить это несоответствие?      К сожалению, и после воскресения Христова, мало что изменилось в нас, людях. Недаром тех, кто искренне поверил в Его воскресение, эта пасхальная весть заставила  внутренне преобразиться. Мы называем их святыми.

image003    Внутреннее духовное преображение - это есть исход от греховной смерти к воскресению жизни. Вечная смерть, разлука с Источником Жизни – Богом, была опытом всего человечества до прихода Христа. Потеряв Бога как источник своей жизни, человечество стало умирать не только телом, но стало уходить окончательно от общения с Ним. Понадобилось вочеловечение Сына Божьего, чтобы эту живую нить любви Творца и творения не разорвать навсегда. После воскресения Христа мы называем смерть успением, временным сном, до всеобщего воскресения. Когда же умираем для этого мира, то уходим не в место отчаяния и отсутствия Бога, но рождаемся в вечную жизнь. Жизнь с Богом возлюбившем нас так, что Сына Своего Возлюбленного, Он возвел на Голгофу для того, чтобы мы поверили в Его любовь к нам! И когда мы, открывшись Богу и человеку, сбросим с себя гордость и суету, зависть и осуждение – тогда и весь мир наполнится радостью победы Христа.

image005    В следующее воскресенье после Пасхи, 26 апреля, Церковь напоминает нам о явлении воскресшего Господа апостолам и о неверии в это апостола Фомы. Апостол не верит рассказам других учеников Христовых о воскресении Божественного Учителя не потому, что не хочет верить. Он не верит потому, что не видел перемены ни в последователях Христа, ни в окружающем мире.  Ему нужны были более убедительные доказательства, чем ликующие слова апостолов. И явился ему Господь с ранами от гвоздей и прободенным копьем воина ребром. «Господь и Бог мой», - только и смог вымолвить Фома. После сошествия Святого Духа в Пятидесятницу (праздник Троицы), он проповедовал Благую весть о воскресении Христа в Малой Азии и Индии. Вот и мы с вами должны не только говорить о Христе, но должны являть словам своей христианской жизнью.

В 2020 году на праздновании Пасхи отразилась ситуация с эпидемией короновируса. Как сказал в интервью агенству ТАСС председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион «Основная миссия Церкви — заботиться о душах людей. Но мы не можем пренебречь и их телесным здравием. Потому строго соблюдаем предписанные властями и санитарными службами меры…

image007Там, где действуют санитарные меры, предписанные Патриархом и Священным Синодом в инструкции, опубликованной в середине марта: ложка для причащения обтирается проспиртованным платом после каждого причастника, запивка подается в одноразовой посуде, и так далее.

  Мы можем, если этого требует ситуация, настойчиво просить верующих не приходить на службы, но мы не можем их выгнать, если они все-таки пришли». http://www.patriarchia.ru/db/text/5620382.html В регионах, где введен режим самоизоляции, священноначалие нашей Церкви рекомендуют верующим оставаться дома и не посещать службы в соответствии с указанием Патриарха. При этом для тех, кто все-таки будет приходить на службы, в храмах делается разметка, позволяющая расставить прихожан на безопасном расстоянии один от другого. В таком режиме, очевидно, пасхальные богослужения пройдут во многих городах России. То есть на них будут допущены прихожане, но в ограниченном количестве.

Такие же распоряжения настоятелям приходов и монастырей прислал Управляющий Костромской епархией митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт.

Многие приходы сейчас организовали прямые трансляции всех совершаемых богослужений, чтобы хотя бы частично компенсировать для своих прихожан невозможность полноценного участия в службах.

В целом позиция Церкви сейчас строится на трех основных принципах. Первое: необходимо делать все для того, чтобы спасти жизни людей. А это значит, что надо соблюдать санитарные меры там, где они предписаны властями. Второе: богослужения не будут прекращаться, они будут продолжены, даже если у верующих (или у какой-то части верующих) нет возможности их посещать. Третье: для тех, кто не может посещать храмы, особенно для престарелых, должно быть организовано их пастырское окормление на дому, включая посещение священника, которых их может исповедовать и причастить.

Освящение пасхальное трапезы - яйц, пасох и куличей будет происходить на храмовой территории, там, где это возможно, люди будут выстраиваться с куличами на улице на расстоянии полутора метров один от другого, священник будет проходить по рядам и освящать яйца, пасху и куличи.

Церковный устав не предписывает поминовение усопших в пасхальные дни. Первое поминовение усопших после Пасхи — Радоница, которая в этом году выпадет на 28 апреля. В этот день можно будет посетить и храм, чтобы совершить поминовение усопших, и кладбище — там, где это будет позволять эпидемиологическая ситуация.

«Там, где есть возможность, надо обязательно пойти на пасхальное богослужение, - сказал в своем интервью владыка Илларион, - Где такой возможности нет, надо поучаствовать в Патриаршем богослужении, которое показывают центральные телеканалы. А потом можно и разговеться. Важно помнить, что Пасха — это праздник Воскресения Христова. Он имеет отношение к каждому верующему. Я хотел бы пожелать, чтобы каждый православный христианин вне зависимости от того, встретит ли он Пасху в храме, на церковном дворе или дома, почувствовал радость о Воскресении Христовом и на ликующий возглас «Христос воскресе!» всем сердцем откликнулся: «Воистину воскресе!».

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Андрей Артемович Артамонов (1888-1976)

Андрей Артамонов  родился 25 сентября 1888 года в деревне Верховье Тихвинского уезда в бедной крестьянской семье. Получил будущий священник только начальное образование (учился в Соминской второклассной учительской школе). После окончания школы (в 1906 г.) в течение 6 лет батрачил на местного помещика, после чего был назначен на должность псаломщика. Усердие и горячая вера молодого человека обратили на себя внимание епархиального начальства и спустя некоторое время он был рукоположен сначала во диакона (в 1920 г.), а затем в 1924 году и во священника Носовской церкви под Череповцом.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: