22 марта. Подвиг 40 мучеников Севастийских, с 23 марта - Крестопоклонная неделя

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00122 марта Церковь призывает нас к твердому исповеданию своей веры посредством памяти мученического подвига 40 мучеников Севастийских и укрепляет нас в подвиге поста Крестопоклонной неделей.

Сорок мучеников были воинами, и пострадала за веру во Христа в Армении (Севастии) в 320 г. После безуспешных уговоров принести жертву языческим богам, они были подвергнуты страшным мучениям – в мороз, их, раздетых, поставили на льду озера, разместив на берегу натопленную баню. Мучители  поставили исповедникам Христовым условие – те, кто изменят своим убеждениям и вере - могут спастись от холода в бане. Лишь один из сорока соблазнился и побежал к ней. Возле самого порога, он упал замертво. В 3-ем часу ночи, небесный свет озарил озеро и согрел в нем воду. В то же время, сошли на  страдальцев с неба 39 венцов. Видя это чудо, один из стражей, по имени Аггей, пораженный мужеством  верных Христу воинов, исповедал себя христианином, сам вошел в озеро и присоединился к мученикам за Христа.  Все они скончались с молитвой на устах. Тела их, после смерти были сожжены, оставшиеся кости брошены в воду. Останки мучеников собрал севастийский епископ и затем, частицы были распределены по всему христианскому миру, чтобы каждая область получила благословение.

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

image003День памяти 40 Севастийских мучеников в народе называется «сороки», а иногда «кулики». Согласно народному поверью, в этот день из теплых стран прилетают сорок птиц, и первая из них — жаворонок. «Сороки» считались детским праздником, потому что накануне празднования женщины пекли из ржаной муки «жаворонков», а утром раздавали их детям. «Жаворонков» пекли с раскрытыми крыльями, как бы во время полета. Жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле — крестьяне объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Господом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Бога, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Господу Исусу Христу.

В честь Сорока мучеников Севастийских освящена церковь у Новоспасского монастыря в Москве. В честь Сорока Севастийских мучеников освящен храм в г. Переславль-Залесском.

image005image007В службе недели, которая начинается с 23 марта, прославляется Святой Крест. Вечером в субботу 21 марта он будет вынесен при совершении богослужения на середину храма для утешения и ободрения постящихся – т.к. ничто не может так вдохновить и утешить ослабевших духом, как напоминание бесконечной Божественной любви Христа, добровольно давшего Себя на крестные страдания ради спасения людей от греха. Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Крест при пении молитвы «Святый Боже» полагается  на середине храма на аналое для поклонения в течение недели, до пятницы, когда он,  перед Литургией, вносится обратно в алтарь. По причине выноса и поклонения Креста третье воскресенье и  последующая за ним неделя Великого поста называется «Крестопоклонной».  Во время целования Креста на вечернем богослужении совершается помазание освященным елеем.  При поклонении Кресту поются песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение В этот день читается Евангельский отрывок о ношении каждым из нас нашего жизненного креста,  состоящего из страданий и скорбей. Господь повелевает нам отречься от действующего в нас греха, от греховных желаний, от нашей гордыни. Он предлагает каждому из нас со смирением взять свой крест неизбежных страданий и болезней, и с терпением нести его. Крест нам дан для нашего вразумления, спасения от греховной болезни, для укрепления в добродетели. Проходят века и столетия, но слава Креста не умаляется, не меркнет, но растет и ширится.

image011На воскресной Литургии в неделю Крестопоклонную читается Евангелие от Марка (зач. 37), в котором Господь говорит о пути самоотвержения ради вечного спасения души. Блаженный Феофилакт Болгарский глубоко и назидательно раскрывает нам смысл этого церковного евангельского Слова.

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8:34–37)

image009По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».

Святой Кирилл Иерусалимский так говорит о силе креста и его изображении: «с дерзновением изображаем рукою знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, и выходах, когда ложимся спать или встаем, когда находимся в пути или отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов».

 Люди из уважения к Кресту называют себя крестьянами, крестом украшали и украшают все дорогое для своего сердца: крест венчает храмы Господни, нательный крест согревает нашу грудь. Перед въездом в селение всегда ставились «поклонные кресты». Осеняя себя крестом, мы начинаем и оканчиваем всякое дело, крестом прогоняем дьявола, крестом благословляем детей, крестом осеняем рожденного младенца и благословением крестным провожаем умершего к месту последнего упокоения. Крестом украшаем и саму могилу человека.

На Руси в среду Крестопоклонной недели было принято во всех крестьянских домах печь из пресного пшеничного теста кресты по числу членов семьи.

image017image015В иконостасе Богоявленско-Анастасиина собора в г. Костроме находится крест-мощевик из Богородицко-Игрицкого монастыря, в котором содержатся 278 мощей святых. Поклонный крест находится при въезде в  г.Кострому и Волгореченск.

Крест венчает мемориал жертвам ГУЛАГА  на месте ИТЛ Унжлаг Макарьевского р-на.

Тропарь и кондак Сорока Севастийским мученикам

Тропарь, глас 1

Страстьми святых яже по Тебе прияша, умолен буди Господи, и вся наша страсти и болезни исцели, Человеколюбче, молим Тя.

Тропарь, глас той же

Страстоносцы всечестнии, воини Христови четыредесяте, твердии оружници, сквозе огнь и воду проидосте, и ангелом сограждане бысте, с ними же молитеся Христови, с верою о хвалящих вас. Слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Дающему вами всем исцеление.

Кондак, глас 6

Все воинство мира оставльше, и на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпци Господни, четыредесяте, сквозе бо огнь и воду прошедше блаженнии, достойно приясте славу с Небес, и венец множество.

Песнопения Недели Крестопоклонной

Тропарь Креста, глас 1: Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы на врагов даруя и Твоим Крестом сохраняя Твой народ.*

Кондак, глас 7: Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских; на тыя бо найде преславный соуз древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай.

Перевод: Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кликом к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»*

Стихиры на Господи воззвах, глас 5: Возсияй Господень Кресте, светолучныя молния твоея благодати, в сердца чтущих тя, и Богоприятною любовию приемлющих, мировожделенне, имже слезное потребися сетование, и смертных сетей избавихомся, и к присному веселию приидохом. Покажи красоты твоея благолепие, воздаяние подаждь воздержания рабом твоим, верно просящим твое богатное заступление, и велию милость.

Радуйся живоносный Кресте, Церкве красный раю, древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение: иже бесовстии отгоняются полцы, и ангельстии свеселятся чинове, и совокупления верных празднуют. Оружие непобедимое, утверждение нерушимое, верных победо, священников похвало, Христовы ныне страсти и нам подаждь достигнути, и велию милость.

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение: имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным: оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, славо мучеников, преподобных яко воистинну удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость.

Стихиры на поклонение Кресту, глас 2: Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори. Приидите вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! О тебе вернии хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющии. Тебе ныне со страхом христиане целуем: на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи на том пригвоздивыйся помилуй нас, яко Благ и Человеколюбец.

Глас 8: Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная: венцем от терния облагается: покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания: и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки. Заплевания и раны приемлет, поношения и заушения: и вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко благоутробен.

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Заварин Николай Константинович (1895-1937)

Родился в 1895 году в с. Вознесенское, Пречистенского р-на, Ярославской губернии (По другим сведениям в с. Возенсенье Ярославской губернии). По окончании Семинарии в 1921 году рукоположен во священника к церкви с. Вознесенское Ярославской губернии. Служил до конца 1920-х годов, потом о.Николай вместе с семьей переехал в г.Нерехту, где служил в Казанском соборе до 29 марта 1929 года. Люди потянулись к батюшке, стали активнее посещать храм. Это сразу обеспокоило местные власти.

Подробнее...

Статьи

Молитва на сохранение и спасения семьи мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву.

О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощникам и теплым молитвенникам, мы, немощнии и недостойнии, прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблудшия, исцелите страждущия и скорбяшия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровители супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощныя исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмы бо достойни нечистыми устами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати, и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

Православный календарь на сегодня: