15 марта. Память о великом святом Церкви - архиепископе Григории Паламе
15 марта, во второе воскресенье Великого Поста, раскрывается православное учение о посте, как благодатном средстве ведущем к духовному просветлению всего нашего естества. В воскресный день совершается память о великом святом Церкви - архиепископе Григории Паламе, архипастыре города Фессалоники (Солунь, Греция) жившем в XIV веке. Вспоминая его как ревностного поборника монашеской жизни и духовного делания, Церковь говорит о сформулированном им учении о Фаворском свете – нематериальном благодатном Небесном свете, которым просиял Господь при Своем славном Преображении на горе Фавор. Это учение говорит о возможности приобщения для человека благодати Святого Духа. Церковь предлагает своим чадам пути приобретения духовной благодати – усердие в молитве и делание добра.
Концепция Паламы уникальна в том плане, что она создана на основе собственного духовного и мистического опыта самого святого. Он сочетал высокую образованность и знание философии с осмыслением собственных переживаний во время молитвенного действа.
Святитель прославляется 14 (27) ноября. Другой день его поминания — второе воскресенье Великого поста. Символизм даты в том, что за неделю до этого церковь отмечает Торжество православия — победу над иконоборчеством. Палама как бы продолжает эту линию борьбы с ересями, одержав в свое время верх над варлаамитами.
Как и в случае с другими православными святыми, у мощей Паламы страждущие обретают исцеление от болезней. Но не менее часто его почитатели говорят о пережитом духовном опыте, изменившем их жизнь после посещения собора святого Григория. Его мистическое учение спустя века продолжает овладевать умами людей.
Молитвы и тропари святому читаются святителю о даровании молитвенного усердия и сил для соблюдения поста, а также при трудных ситуациях в жизни.
Вечером в воскресенье в храмах совершается особое богослужение - т. н. чин пассии (пассио-лат. - страсти) – акафиста Страстей Господних. Главной доминантой пассии служит чтение Евангельского повествования (4 воскресенья - Евангелие от 4 евангелистов) о страданиях Христа до, и при распятии на Кресте.
Накануне воскресенья, в субботу 14 марта, как и в две последующие субботы (21, 28 марта), совершается поминовение усопших. Эти субботы Великого Поста именуются родительскими поминальными.
Родительскими субботы именуются потому, что наш человеческий долг и обязанность состоит в том, чтобы помнить тех, кто дал нам жизнь – наших родителей и предков. Поминать усопших родных, друзей, знакомых. Эти субботы установлены Церковью, чтобы не лишить усопших своего поминовения во дни Великого Поста, так как, в дни Поста Церковь не совершает обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединённые с совершением полной Литургии. В Великий Пост полная Литургия положена не каждый день, а лишь в субботы и воскресенья (на Литургия Преждеосвященных Даров в среду и пятницу поминовения не совершаются). Нужно помнить, что наши родные, близкие люди всегда нуждаются в нашей молитве, в нашей милостыне о них.
Особенностью великопостных служб служит произнесение молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего яко благословен еси во веки веков. Аминь». (Молитва на церковно-славянском языке)
Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь. (Молитва на русском языке).
А. С. Пушкин переложил эту молитву на поэтический лад:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Эта молитва читается в конце каждой повседневной службы поста (по субботам и воскресеньям она не читается).
Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении? Да, потому, что в ней перечисляются все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется освобождение от недуга, препятствующего воцарению божественного света в нашей душе.
Большим недугом человека являются праздность, лень, нерадение, небрежность. То состояние нашей души, которое постоянно нас убеждает в невозможности что-либо изменить. Плод праздности – уныние. Человек во власти уныния лишен возможности видеть положительное и хорошее, светлое.
Любоначалие! Любовь к власти. Если душа человека не направлена к Богу, не ставит перед собой вечные ценности, то неизбежно она становится эгоистичной и все окружающее, люди, становятся лишь средством для удовлетворения моих желаний.
Празднословие. Слово, будучи высшим даром, выражая саму сущность человека, может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Когда оно откланяется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным.
Целомудрие – это целостность человека. Первый плод этой целостности – смирение. Победа правды в нас самих. Уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Вот почему Бог, по слову апостала, гордым противится, смиренным дает благодать. За целомудрием и смирением следует терпение. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем мы свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу. Наконец венец всех добродетелей есть любовь – дар, который является целью всего духовного опыта.