15 марта. Память о великом святом Церкви - архиепископе Григории Паламе

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00315 марта, во второе воскресенье Великого Поста, раскрывается православное учение о посте, как благодатном средстве ведущем к духовному просветлению всего нашего естества. В воскресный день совершается память о великом святом Церкви - архиепископе Григории Паламе,  архипастыре  города Фессалоники (Солунь, Греция) жившем в XIV веке. Вспоминая его как ревностного поборника монашеской жизни и духовного делания, Церковь говорит о сформулированном им учении о Фаворском свете – нематериальном благодатном Небесном свете, которым просиял Господь при Своем славном Преображении на горе Фавор. Это учение  говорит о возможности приобщения для человека благодати Святого Духа. Церковь предлагает своим чадам  пути приобретения  духовной благодати  – усердие в молитве и делание добра.

Концепция Паламы уникальна в том плане, что она создана на основе собственного духовного и мистического опыта самого святого. Он сочетал высокую образованность и знание философии с осмыслением собственных переживаний во время молитвенного действа.

Святитель прославляется 14 (27) ноября. Другой день его поминания — второе воскресенье Великого поста. Символизм даты в том, что за неделю до этого церковь отмечает Торжество православия — победу над иконоборчеством. Палама как бы продолжает эту линию борьбы с ересями, одержав в свое время верх над варлаамитами.

Как и в случае с другими православными святыми, у мощей Паламы страждущие обретают исцеление от болезней. Но не менее часто его почитатели говорят о пережитом духовном опыте, изменившем их жизнь после посещения собора святого Григория. Его мистическое учение спустя века продолжает овладевать умами людей.

Молитвы и тропари святому читаются святителю о даровании молитвенного усердия и сил для соблюдения поста, а также при трудных ситуациях в жизни.

 Вечером  в воскресенье в храмах совершается особое богослужение  - т. н. чин пассии (пассио-лат. - страсти) – акафиста Страстей Господних. Главной доминантой пассии служит чтение Евангельского повествования  (4 воскресенья - Евангелие от 4 евангелистов) о страданиях Христа до, и при распятии на Кресте.

image001image005Накануне воскресенья, в субботу 14 марта, как и в две последующие субботы (21, 28 марта), совершается поминовение усопших. Эти субботы Великого Поста именуются родительскими поминальными.

Родительскими субботы именуются потому, что наш человеческий долг и обязанность состоит в том, чтобы помнить тех, кто дал нам жизнь – наших родителей и предков. Поминать усопших родных, друзей, знакомых. Эти субботы установлены Церковью, чтобы не лишить усопших своего поминовения во дни Великого Поста, так как, в дни Поста Церковь не совершает обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединённые с совершением полной Литургии. В Великий Пост полная Литургия положена не каждый день, а лишь в субботы и воскресенья (на Литургия Преждеосвященных Даров в среду и пятницу поминовения не совершаются). Нужно помнить, что наши родные, близкие люди всегда нуждаются в нашей молитве, в нашей милостыне о них.

  Особенностью великопостных  служб служит произнесение  молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия  не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего яко благословен еси во веки веков. Аминь». (Молитва на церковно-славянском языке)

Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь. (Молитва на русском языке).

 

А. С. Пушкин  переложил эту молитву на поэтический лад: 

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

 

Эта молитва читается  в конце каждой повседневной службы поста (по субботам и воскресеньям она не читается).

image007Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении? Да, потому, что в ней перечисляются все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется освобождение от недуга, препятствующего  воцарению божественного света в нашей душе.

 Большим недугом человека являются праздность, лень, нерадение, небрежность. То состояние нашей души, которое постоянно нас убеждает в невозможности что-либо изменить. Плод праздности – уныние. Человек во власти уныния лишен возможности видеть положительное и хорошее, светлое.

Любоначалие! Любовь к власти. Если душа человека не направлена к Богу, не ставит перед собой вечные ценности, то неизбежно она становится эгоистичной и все окружающее, люди, становятся лишь средством для удовлетворения моих желаний.

Празднословие. Слово, будучи высшим даром, выражая саму сущность человека, может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Когда оно откланяется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным.

Целомудрие – это целостность человека. Первый плод этой целостности – смирение. Победа правды в нас самих. Уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Вот почему Бог, по слову апостала, гордым противится, смиренным дает благодать. За целомудрием и смирением следует терпение. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем мы свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу. Наконец венец всех добродетелей  есть любовь – дар, который является целью всего духовного опыта.

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

Птицын Алексей Васильевич(1894 – 1937).

Последний священник Дмитриевской на Иде церкви Чухломского уезда Костромской губернии.

6 марта 2019 года (22 февраля по ст. ст.) исполнилось 125 лет со дня рождения Алексея Васильевича Птицына, священника с. Ида Чухломского уезда. Алексей Васильевич родился в 1894 году в с. Коровново Солигаличского уезда, в семье псаломщика, диакона Преображенской церкви с. Коровново Василия Васильевича Птицына. В 1937 году был репрессирован и расстрелян.

Подробнее...

Статьи

ЗА КОГО «ПОЛОЖИЛ СВОЙ ЖИВОТ» ИВАН СУСАНИН В 7121 ГОДУ? (1)

Аннотация: Подвиг крестьянина Ивана Сусанина был совершен в период кульминации российской «Смуты» начала XVII в. В разгар работы Земского собора, на котором решался вопрос о преемственности верховной власти, М.Ф. Романов, один из главных претендентов на престол, проживал вместе с матерью старицей Марфой в своей костромской вотчине с. Домнино. Оказавшийся в это время в пределах владений Романовых отряд польско-литовских людей целенаправленно искал Михаила Федоровича. Домнинский крестьянин И. Сусанин ценой собственной жизни не выдал тайну его местонахождения. Спасая М.Ф. Романова от врагов, Сусанин, сам того не ведая, уберегал страну от нового витка «Смуты», а, возможно, и от полного распада государства.

Ключевые слова: Иван Сусанин, Костомаров, Михаил Романов, старица Марфа, Салтыковы, претендент на престол, польские и литовские люди, Домнино, Костромской край, Ипатьевский монастырь.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: