С 9 февраля 2020. Неделя о Мытаре и фарисее, Неделя о Блудном сыне, неделя о Страшном Суде

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001За три недели до начала Великого поста Церковь начинает  подготавливать верующих к нему. Каждую неделю читаются воскресные Евангелия, по содержанию которых недели называются.

Первая подготовительная неделя носит название Недели о Мытаре и фарисее (9 февраля).  Притча рассказанная в эту неделю говорит нам о том, что только смирение и глубокое сознание своей греховности (образ мытаря, мытарь – сборщик налогов), а не перечень своих подвигов и добродетелей (образ фарисея – законника), могут снискать нам милосердие Божие.  В эту неделю, Церковь, чтобы научить нас смирению и чтобы некоторые из нас не хвалились соблюдением поста (подобно фарисею), отменяет пост в среду и пятницу. Поэтому и неделя называется еще сплошной.

image002 Следующая неделя  называется Неделей о Блудном сыне (16 февраля). В этом году она совпадает с  одним из великих двенадцати праздников Церкви, имеющим  решающее значение в деле нашего спасения -  Сретением. В притче этой недели Церковь  учит нас не отчаиваться в милосердии Божием. В ней говорится о том, что младший сын обидел своего отца и ушел далеко от дома.  Растратив наследство, данное ему отцом, он возвратился, надеясь на прощение. Отец простил его и возвратил ему прежние права.

  Третья неделя называется неделей о Страшном Суде (23 февраля). Воспоминанием о грядущем Страшном Суде, Церковь побуждает нераскаянных грешников к покаянию.  Христос есть Судия живых и мертвых, в связи с этим, накануне воскресного дня, в субботу, 22 февраля, Церковь молится о всех усопших и называет эту субботу Вселенской родительской. Посвящая Неделю мясопустную напоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живущих, но и за всех, от века умерших, всех родов, званий и состояний, особенно же, за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Мясопустная и Троицкая (перед праздником Св. Троицы, 6 июня), родительские субботы носят еще наименование вселенских.

image003Всецерковное поминовение усопших  приносит великую пользу и помощь умершим. Общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства (живых и усопших) в Церкви Христовой. Кроме того,  этой молитвой о усопших, Церковь напоминает нам  о неизбежной для нас земной кончине и о предстоящем испытании, предлагает задуматься о  нашем нынешнем духовном и нравственном состоянии и о скоротечности земной жизни, призывает немедленно приступить к исправлению и исцелению от греховной болезни путем покаяния и добрых дел. На середину храма выносится тетрапод (поминальный стол на котором ставятся свечи) и утраиваются столы для приношений, куда каждый может положить свою жертву  на поминовение своих ближних. В записках, которые мы подаем для поминовения, записываются имена усопших как приснопоминаемых (после 40-ка дней со дня смерти), так и новопреставленных (до 40 дней со дня смерти). Имена пишутся в родительном падеже: Иоанна, Марии, Софии и т. д. В родительские субботы с древних времен (письменно зафиксирован с IV в.) существует благочестивый обычай - в родительские субботы, если это будет возможно, посещать кладбища.

На Костромских кладбищах имеются церкви: во имя чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» на ул. Костромской и часовня во имя великомученика Федора Стратилата на пр-те Мира, где можно будет поставить свечу об упокоении родственников и помолиться о них.

image00421 февраля Церковь совершает память великомученика Федора Стратилата, небесного покровителя Костромы. Великомученик Феодор Стратилат, Гераклийский, родился в городе Евхаит в Малой Азии и был воеводой, «стратилатом» по-гречески, в городе Гераклея близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он заслужил уважение и любовь местных жителей и многих привёл к христианской вере. Узнав об этом, император Ликиний в 319 году приказал его подвергнуть жестоким истязаниям, чтобы добиться у него отречения от Христа. После многих пыток Феодор был обезглавлен. Издревле святой великомученик Федор Стратилат почитался покровителем воинов.

Особое почитание святого Феодора в городе Костроме, которая была восстановлена в 1239 году Ярославом Всеволодовичем (в крещении Феодором). Тогда он поставил в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата, которая стала соборной церковью Костромы (впервые упоминается в 1265).

image005С именем Феодора Стратилата связана вся история Костромы. Известно, что именно в соборную Феодоровскую церковь принес в конце 50-нач. 60-х гг. костромской князь Василий Ярославович (сын Ярослава Всеволодовича, младший брат князя Александра Невского) чудесно обретенную икону Феодоровской Божией Матери. А свое название эта икона получила именно благодаря тому, что хранилась в храме великомученика Феодора. Есть предание, что перед тем, как князь Василий нашел икону в лесу, многие горожане видели, как эту икону носил по улицам города воин, похожий на изображение Феодора Стратилата в костромском соборном храме. В честь великомученика Федора, носившего икону, ее назвали Федоровской.

В 2002г., у стен Богоявленско-Анастасьина кафедрального собора был установлен памятник великомученику Федору Стратилату, небесному покровителю Костромы, выполненный скульптором А. И. Благовестиновым. Освящение памятника совершил во время своего визита 29 августа 2002 г. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 25 июля 1994г., им же, в связи с празднованием 250-летия Костромской епархии, у монумента погибшим в годы Великой Отечественной войны воинам, состоялась закладка часовни в честь великомученика Феодора Стратилата ( архитектор Л. С. Васильев), которая была освящена в 1995г. к 50-детию Победы в ВОВ.

Воскресенье о Страшном Суде называется еще Неделей мясопустной, потому что этим днем завершается вкушение мяса и на следующую неделю (Сырная, масленица), дается разрешение вкушать только сыр, масло и яйца.

В среду и пятницу этой недели уже читается великопостная молитва «Господи и Владыко живота»…

Запрещая  употреблять в пищу мясо, Церковь приучает нас к воздержанию, подготавливая к посту. Последнее воскресенье перед Великим постом, 1-го марта, от благочестивого обычая в этот день просить друг у друга прощение называется Прощеным. В этот день, в евангельском чтении говорится о прощении обид и излагает учение Иисуса Христа о посте.

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Успенского Собора

Добавлены фотографии Успенского Собора

Святые и Святыни

Архиепископ Рязанский и Касимовский Николай (Чуфаровский, 1884- 1967).

Архиепископ Николай (в миру Александр Матвеевич Чуфаровский) родился 13 ноября 1884 г. в семье псаломщика в с. Чуфарово Ростовского уезда Ярославской губернии. В 1908 году окончил Ярославскую Духовную Семинарию. Поступил в Варшавский университет на юридический факультет. После второго курса оставил обучение, чтобы содержать семью, которая оказалась в затруднительном положении после двух пожаров, уничтоживших дом и все имущество. 14 ноября 1910 г. Епископом Угличским Иосифом(Петровых) рукоположен во священника к Ростовскому собору.

Подробнее...

Статьи

Репрессии по отношению к духовенству в Костромской губернии в 1918-1919 годах. К вопросу об идеологических мифах.

Идеологические мифологемы советского периода еще живы среди определенной части населения нашей страны. В представлении о советском периоде нашей истории на память приходят такие достижения как строительство Днепрогэса, Волго-Донского канала, Транссиба, Магнитки. В статье автор на примере народных волнений в Костромской губернии в 1918-1919 гг. показывает, что годы «красного террора» направленного против целых социальных групп населения, в том числе духовенства, провозглашенных большевиками «классовыми врагами», и обвиняемых в контрреволюционной деятельности, заложили основу для таких явлений как голод, нищета, появление в больших количествах сирот, беспризорников, необоснованные репрессии 20-30-х гг., «изъятие церковных ценностей», борьба с Церковью. Документально показано, что государственная политика большевистского правительства применялась в отношении духовенства как путём реализации законодательных актов, так и вне рамок какого-либо законодательства. Террор служил средством устрашения как антибольшевистских сил, так и не принимавшего участия в Гражданской войне населения. Поэтому, мнения о «строительстве общества социального равенства», «светлого будущего» являются идеологическим мифом, в основе которого лежала банальная борьба за удержание власти захватившей власть группы людей.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: