С 9 февраля 2020. Неделя о Мытаре и фарисее, Неделя о Блудном сыне, неделя о Страшном Суде

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001За три недели до начала Великого поста Церковь начинает  подготавливать верующих к нему. Каждую неделю читаются воскресные Евангелия, по содержанию которых недели называются.

Первая подготовительная неделя носит название Недели о Мытаре и фарисее (9 февраля).  Притча рассказанная в эту неделю говорит нам о том, что только смирение и глубокое сознание своей греховности (образ мытаря, мытарь – сборщик налогов), а не перечень своих подвигов и добродетелей (образ фарисея – законника), могут снискать нам милосердие Божие.  В эту неделю, Церковь, чтобы научить нас смирению и чтобы некоторые из нас не хвалились соблюдением поста (подобно фарисею), отменяет пост в среду и пятницу. Поэтому и неделя называется еще сплошной.

image002 Следующая неделя  называется Неделей о Блудном сыне (16 февраля). В этом году она совпадает с  одним из великих двенадцати праздников Церкви, имеющим  решающее значение в деле нашего спасения -  Сретением. В притче этой недели Церковь  учит нас не отчаиваться в милосердии Божием. В ней говорится о том, что младший сын обидел своего отца и ушел далеко от дома.  Растратив наследство, данное ему отцом, он возвратился, надеясь на прощение. Отец простил его и возвратил ему прежние права.

  Третья неделя называется неделей о Страшном Суде (23 февраля). Воспоминанием о грядущем Страшном Суде, Церковь побуждает нераскаянных грешников к покаянию.  Христос есть Судия живых и мертвых, в связи с этим, накануне воскресного дня, в субботу, 22 февраля, Церковь молится о всех усопших и называет эту субботу Вселенской родительской. Посвящая Неделю мясопустную напоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живущих, но и за всех, от века умерших, всех родов, званий и состояний, особенно же, за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Мясопустная и Троицкая (перед праздником Св. Троицы, 6 июня), родительские субботы носят еще наименование вселенских.

image003Всецерковное поминовение усопших  приносит великую пользу и помощь умершим. Общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства (живых и усопших) в Церкви Христовой. Кроме того,  этой молитвой о усопших, Церковь напоминает нам  о неизбежной для нас земной кончине и о предстоящем испытании, предлагает задуматься о  нашем нынешнем духовном и нравственном состоянии и о скоротечности земной жизни, призывает немедленно приступить к исправлению и исцелению от греховной болезни путем покаяния и добрых дел. На середину храма выносится тетрапод (поминальный стол на котором ставятся свечи) и утраиваются столы для приношений, куда каждый может положить свою жертву  на поминовение своих ближних. В записках, которые мы подаем для поминовения, записываются имена усопших как приснопоминаемых (после 40-ка дней со дня смерти), так и новопреставленных (до 40 дней со дня смерти). Имена пишутся в родительном падеже: Иоанна, Марии, Софии и т. д. В родительские субботы с древних времен (письменно зафиксирован с IV в.) существует благочестивый обычай - в родительские субботы, если это будет возможно, посещать кладбища.

На Костромских кладбищах имеются церкви: во имя чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» на ул. Костромской и часовня во имя великомученика Федора Стратилата на пр-те Мира, где можно будет поставить свечу об упокоении родственников и помолиться о них.

image00421 февраля Церковь совершает память великомученика Федора Стратилата, небесного покровителя Костромы. Великомученик Феодор Стратилат, Гераклийский, родился в городе Евхаит в Малой Азии и был воеводой, «стратилатом» по-гречески, в городе Гераклея близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он заслужил уважение и любовь местных жителей и многих привёл к христианской вере. Узнав об этом, император Ликиний в 319 году приказал его подвергнуть жестоким истязаниям, чтобы добиться у него отречения от Христа. После многих пыток Феодор был обезглавлен. Издревле святой великомученик Федор Стратилат почитался покровителем воинов.

Особое почитание святого Феодора в городе Костроме, которая была восстановлена в 1239 году Ярославом Всеволодовичем (в крещении Феодором). Тогда он поставил в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата, которая стала соборной церковью Костромы (впервые упоминается в 1265).

image005С именем Феодора Стратилата связана вся история Костромы. Известно, что именно в соборную Феодоровскую церковь принес в конце 50-нач. 60-х гг. костромской князь Василий Ярославович (сын Ярослава Всеволодовича, младший брат князя Александра Невского) чудесно обретенную икону Феодоровской Божией Матери. А свое название эта икона получила именно благодаря тому, что хранилась в храме великомученика Феодора. Есть предание, что перед тем, как князь Василий нашел икону в лесу, многие горожане видели, как эту икону носил по улицам города воин, похожий на изображение Феодора Стратилата в костромском соборном храме. В честь великомученика Федора, носившего икону, ее назвали Федоровской.

В 2002г., у стен Богоявленско-Анастасьина кафедрального собора был установлен памятник великомученику Федору Стратилату, небесному покровителю Костромы, выполненный скульптором А. И. Благовестиновым. Освящение памятника совершил во время своего визита 29 августа 2002 г. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 25 июля 1994г., им же, в связи с празднованием 250-летия Костромской епархии, у монумента погибшим в годы Великой Отечественной войны воинам, состоялась закладка часовни в честь великомученика Феодора Стратилата ( архитектор Л. С. Васильев), которая была освящена в 1995г. к 50-детию Победы в ВОВ.

Воскресенье о Страшном Суде называется еще Неделей мясопустной, потому что этим днем завершается вкушение мяса и на следующую неделю (Сырная, масленица), дается разрешение вкушать только сыр, масло и яйца.

В среду и пятницу этой недели уже читается великопостная молитва «Господи и Владыко живота»…

Запрещая  употреблять в пищу мясо, Церковь приучает нас к воздержанию, подготавливая к посту. Последнее воскресенье перед Великим постом, 1-го марта, от благочестивого обычая в этот день просить друг у друга прощение называется Прощеным. В этот день, в евангельском чтении говорится о прощении обид и излагает учение Иисуса Христа о посте.

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Гавриил. (Огородников Дмитрий Иванович 1890-)

Будущий архиепископ Гавриил родился 26 октября 1890 г. в г.Солигаличе Костромской губернии, в семье промышленника. В 1908 г. по окончании Петровского коммерческого училища в Санкт-Петербурге поступил в Ораниенбаумское юнкерское военное училище. С начала первой мировой войны служил в лейб-гвардии Павловском полку, имел ранения. За боевые заслуги был награжден орденами святой Анны 3-й степени с мечами и бантом, св. Станислава с мечами и бантом, Георгиевским солдатским крестом и Георгиевской медалью, получил звание поручика. Во время гражданской войны служил в армии адмирала А. В. Колчака, после поражения которой эмигрировал (или был эвакуирован – Ред.) в г. Харбин (Китай), где работал на КВЖД, затем был шофером-механиком в г. Шанхае.

Подробнее...

Статьи

К вопросу об авторитете священника на примере представителей духовенства 1960-1970-х годов

Аннотация. В исследовании на основании фактов и исторических свидетельств опровергаются устоявшиеся стереотипы историографии государственно-церковных отношений периода 1960—х годов в отношении духовенства Русской Православной Церкви. Анализ исследований приведенных в историографии показывает, что светские и церковные историки рассматривающие сложившуюся в середине ХХ века на приходах ситуацию рассматривают ее с ракурса  своих идеалистических представлений о неком «золотом времени», видят ее с позиций  буквального прочтения открытой документальной базы и общего нарратива государственной пропаганды, пытавшейся внушением зависимого состояния, сломить волю духовенства, исказить его представление о своем призвании. Привить стереотип ремесленничества.

Приведенные примеры личностей и деятельности авторитетного и харизматического духовенства в СССР в периода 1960-х годов позволяют сделать вывод, что только благодаря высокому авторитету священства у верующего народа и «неверующих», достигнутому соответствием высоким идеалам своего признания, удалось сохранить церковную организацию, а также открыть врата Церкви для многих миллионов наших соотечественников, пришедших в Церковь в 1990-е годы.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: