28 июля. Память святого равноапостольного князя Владимира
28 июля Святая Православная Церковь совершает молитвенную память святого равноапостольного князя Владимира (в крещении Василий), при котором в 988г. произошло Крещение Руси. В 2018 году мы праздуем юбилейную дату – 1030 лет Крещения Руси великим князем Владимиром.
Наши предки до Владимира обожествляли явления природы и поклонялись идолам, которых отождествляли с богами. В начале своего княжения и Владимир был ревностным язычником. По всем городам и селениям своего княжества он велел ставить идолов и поклоняться им, нередко принося им человеческие жертвы. Но затем, вдохновленный примером своей бабки святой равноапостольной Ольги (память 24 июля), Владимир сознательно выбрал Православную веру и принял крещение в 988г. в г. Корсуни. Его крещение сопровождалось чудом – до крещения князь был поражен слепотой и лишь по совершении над ним Таинства, он прозрел. После крещения Владимира, приняли крещение его сыновья и бояре. Место, на котором они были крещены, стало называться Крещатиком. Затем, он повелел киевлянам с женами и детьми явиться к Днепру (место, где р. Почайна впадает в Днепр). 28 августа (14 по ст.ст.), по новому стилю, совершилось крещение киевлян. Таинство, наряду со священниками, совершал и прибывший из Византии митрополит Михаил – впоследствии ставший митрополитом Киевским. «И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», свидетельствовал летописец. После крещения Киевской Руси христианство стало распространяться по «всей земле русской». Митрополит Михаил с шестью епископами ходили в Новгород, в Ростов, оттуда на восток по Волге, уча народ истинной вере и уча его. Утверждая веру, Владимир заботился о народном просвещении. Были учреждены школы при церквах. Первая церковь в честь святого Василия, небесного покровителя князя была воздвигнута Владимиром на том холме, где раньше стоял идол Перуна. Вторую, в честь Богоматери – там, где мученически скончались святые мученики Федор и Иоанн, претерпевшие страдания от еще от Владимира, когда еще он был язычником. Ее еще называли Десятинной, потому что князь на украшение ее и содержание дал десятую часть от своего имения. Принятие христианства изменило князя совершенно. Прежде славолюбивый и воинственный, отныне он вел только оборонительные войны, прежде многоженец, он стал образцовым семьянином, прежде суровый – он стал благодушным и каждый мог найти у него радушный прием. Он стал таким кротким и снисходительным, что даже боялся наказывать злодеев. Нищие, больные и слабые всегда находили у князя защиту и покровительство. Князь Владимир умер 28 июля 1015г. Тело его было положено в Десятинном храме. Его святые мощи были открыты в1635г. и по сей день находятся в Киевском Софийском соборе. Церковь почтила князя Владимира за его заслуги «святым равноапостольным», почтя его труды по просвещению Руси наравне с апостольскими.
Первым известным провозвестником Евангелия в Костромском крае был преподобный Авраамий Ростовский (+ ок. 1073-1077), архимандрит, чья миссия положила начало христианизации славянских и угорских племен в регионе. Город Кострома был основан через век после его упокоения, и вскоре получил статус удельного города Великого княжества Владимирского.
По свидетельству русских летописей, город Кострома был основан в 1152 году. После смерти великого князя владимирского Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо (1154—1212), во Владимирском княжестве образовались три удела: Суздальский, Московский и Костромской.
В XIV—XV вв. ученики преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один — по реке Шексне на Белоозере, другой — по реке Костроме на Вычегду.
В освоении костромского междуречья трудились преподобные Аврамий Чухломской (+ 1375; память (20 июля/2 августа) — основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков Железноборовский (+ 1442; память 11/24 апреля), Макарий Писемский (XIV в.; память 10/23 января), Павел Обнорский (+ 1429; память 10/23 января). Святитель Дионисий Суздальский (+ 1385; память 26 июня/9 июля), спостник и собеседник преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал двенадцать человек из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословит, для духовного просвещения народа и основания обителей», в числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский (+ 1444; память 25 июля/7 августа) — основатель трёх обителей. Макариево-Успенский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой лавры. Ученики преподобного Сергия Радонежского, который «был учитель всем монастырям, иже на Руси», просвещая Христовой верой языческие и полуязыческие племена, присоединяли их к Русской Православной Церкви. Из многочисленных ветвей духовного генеалогического древа, имеющего корни в Троице-Сергиевой лавре, ветви — Белозерская (от преподобного Кирилла Белозерского), Комельская (от преподобного Корнилия Комельского), Железноборовская (от преподобного Иакова Железноборовского), Нижегородская (от святителя Суздальского Дионисия) принесли обильные плоды добротолюбия и молитвы на Костромской земле.
В Костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе в главном пределе, по правой стороне есть большая икона святого равноапостольного князя, которая источает миро.
В день памяти св. равноапостольного великого князя Владимира костромичи вспоминают почившего 44 года назад старца протоиерея Владимира Конона (День Ангела).
Протоиерей Владимир Косьмич Конон (1901-1975) родился 1-го августа 1901 г. в селе Довбени, Воложинского уезда Минской губернии на территории нынешней Республики Беларусь в семье диакона местной Свято-Константино-Еленинской церкви г. Воложин Косьмы Конона. В 1911 г. окончил церковно-приходскую школу, в 1924 г. - 8 классов Виленской Духовной Семинарии. В 1921 г. сочетался браком с Еленой Мартиновной Кароль (+1962), ставшей его верной спутницей жизни. Имея прекрасные певческие и регентские способности, с 1.10.1919 по 1926 гг. он трудился псаломщиком в Воложинской церкви http://vologin.cerkov.ru/main-page/. 26.07.1926 состоялось его рукоположение в сан диакона к этому же храму без оставления псаломщических обязанностей, т.к. наделен был талантом прирожденного регента и знатока церковного устава. В характеристике, данной прот. Владимиру благочинным Сморгонского округа прот. Владимиром Ровдо, в частности, звучат слова, ярко характеризующие гольшанского настоятеля как истинного пастыря Церкви Христовой: «Протоиерей Владимир Конон – человек не от мира сего. Постник, молитвенник, честен и вообще благочестив. При огромных налогах государственных и епархиальных, на приходе достаточно сделано» Вся жизнь его была наполнена трудом и молитвой, был истинным бессребренником и духовным подвижником, верил в добро и жил заповедями Христа, жил в мире с Богом. В 1965г. прот. Владимир, овдовев, переехал вслед за семьей своего зятя, диакона Иоанна Сазонова, женатого на младшей дочери о. Владимира - Ларисе (+1987), в Россию. Служил на приходе в Брянской области и на приходах Костромской епархии: до 1972г. был настоятелем Воскресенского храма д. Любовниково, Костромского р-на; с 29.11.1972 по 17.06.1975г.- настоятелем церкви с. Ильинское на Шаче, Сусанинского р-на, Костромской области.
Очевидцы его самоотверженного пастырского служения недоумевали, как этот пожилой, щуплый, болеющий ревматизмом ног человек, при катаральным состоянии горла и легких добирался пешком, подчас, за десяток километров по бездорожью, в любую погоду, в любое время года и суток к страждущим и просящим утешения. Никому не отказал в помощи. Все, что имел – раздавал. Воистину он был «добрым пастырем, высоко несущим знамя священнического служения», - так характеризовал его Высокопреосвященнейший Кассиан (Ярославский, +1990), Архиепископ Костромской и Галичский.
2015 год прошел под знаком 1000-летия преставления великого князя, Крестителя Руси. В Москве был сооружен памятник равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади, готовится сооружение памятника князю на площади Победы в Калининграде.
Сегодняшний год дает повод порадоваться за людей, которые оказали большое влияние на духовно-нравственный облик костромичей.
18 июля сего года в Трапезном храме Троице- Сергиевой Лавры (церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой) была награждена орденом Русской Православной Церкви святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского настоятельница Богоявленско-Анастасииного женского монастыря игумения Иннокентия (Травина) в знак ее неустанных трудов по возрождению Богоявленской обители и трудов на стезе просветительской деятельности. Пожелаем награжденной матушке настоятельнице игумении Иннокентии доброго здоровья и сил, так необходимых ей в деле всеобъемлющего возрождения обители.
Орден Русской Православной Церкви святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского Учрежден определением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного синода Русской православной церкви от 28 декабря 1996 года в ознаменование 200-летия со дня рождения православного миссионера святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского. В феврале 1999 года орден I степени вручен Патриарху Алексию II — за первосвятительские труды на благо Русской Церкви. Орден вручается за заслуги на ниве миссионерства и просвевщения.
Игумения Иннокентия (Травина) после прохождения псаломщического - регентского служения в Тихвинском храме г. Ступино Московской области в 1978 году поступила послушницей в Успенский Пюхтицкий монастырь, 24 февраля 1991 г. была пострижена в монашество с наречением имени в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 7 марта 1991 года назначена настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы; 29 августа того же года возведена в сан игумении. Святейшим Патриархом Алексием II в 1996 году удостоена награждения крестом с украшением. Награждения орденом св. равноапостольной Ольги III cтепени(1996), награждена орденом Дружбы (2000 г.), орденом св. Иннокентия, митрополита Московского III cтепени (2001).
Возрождение монастыря:
20 июля 1990 г. Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия II постановил возродить Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Приступить к возрождению удалось в 1991г., когда кроме собора обители Костромской епархии были переданы дом привратника, трапезный корпус и Смоленская церковь. Началось поэтапное освобождение западного корпуса. В декабре 1991 года состоялась передача монастырского здания ранее занимаемое детским учреждением, где были размещены трапезная и детские кельи. Важнейшим событием в деле возрождения обители стало перенесение 18 августа 191 года из Воскресенского на Дебре собора в Богоявленско-Анастасиин собор 18 августа 191 года чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Благодатная помощь Царицы Небесной через ее чудотворную икону укрепляла матушку игумению и насельниц обители и умножала силы направленные на возрождение монастыря. Возведение в сан игумении пюхтицкой монахини Иннокентии 29 августа 1991 года имело глубоко символичный подтекст: за сто лет до этого события первой настоятельницей вновь учрежденного Пюхтицкого Успенского монастыря в Эстонии стала насельница костромской Богоявленско-Анастасииной обители игумения Варвара (Блохина). Эстонская святыня возвращала свой долг возрождаемому из руин Костромскому монастырю.
Состояние возвращенного Церкви монастыря было печальным: передавалась немногим более половины территории. Передаваемый монастырь представлял печальный вид: в 1920-1930-е годы были разрушены монастырские стены и башни, Никольская часовня и Никольский «салтыковский» храм. Западный, восточный и больничный корпуса обители еще предстояло освобождать, выделяя жильцам квартиры. За прошедшие годы с момента передачи многое удалось восстановить, привести в надлежащее и достойное состояние, приличествующее духовному статусу монастыря с богатой и древней историей.
Трудом и молитвой удалось сделать, казалось, невозможное. Монастырь обрел вид «града Божия», дома молитвы, в котором они, следуя наставлениям о сочетании труда и молитвы устроителя монашеской жизни преподобного Венедикта Нурсийского(+543) гармонично сочетают исполнение молитвенного правила с исполнением послушаний: трудятся на клиросе и заняты уборкой храма, в монастырской библиотеке и на просфорне, в иконописной и швейной мастерских. Многие из строительных и восстановительных работ по монастырю также выполняют сами сестры обители.
Возрождение Богоявленско-Анастасиина монастыря за прошедшие почти 30 лет неразрывно связано с именем настоятельницы обители игумении Иннокентии, которая не покладая сил и времени, трудится над устроением в обители монашеской жизни и восстановлением архитектурного ансамбля монастыря.