7 января. Рождение по плоти Господа нашего Иисуса Христа
7 января, по новому стилю (григорианскому календарю), а по старому стилю, юлианскому календарю 25 декабря, Православная Церковь празднует рождение по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Разница в календарях – 13 дней. Православные придерживаются юлианского календаря т. к. он был календарем, принятым во времена жизни Христа.
За 5508 лет до Рождества Христова, Бог изгоняет прародителей из рая, по своему великому милосердию обещает людям рождение Спасителя мира (Быт. 3,15). По пришествии в мир Спасителя, Церковь праздником Рождества Христова укрепляет нашу веру в догмат, утвержденный на 4 Вселенском соборе в Халкидоне в 451 г., который определяет видеть во Христе истинного Бога и истинного человека, в котором эти две природы соединены: «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно».
Праздник Рождества Христова – это один из двенадцати великих праздников Церкви, раскрывающих историю духовного спасения человечества. 12 дней после Рождества Христова именуются Святками, т.е. святыми днями, названными так потому, что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления (праздник Крещения Господня). В святочный период нет поста. В эти святые дни принято посещать друг друга, дарить подарки, поздравлять с праздником, символизируя ангелов, возвестивших великую радость о рождении Спасителя мира Вифлеемским пастырям, славя Бога и родившегося Младенца песнопениями, посвященными празднику Рождества (тропарем и кондаком праздника), и многолетиями хозяевам дома.
14 января (по старому стилю 1 января), совершается память Василия Великого, Обрезания Господня (древний обряд посвящения Богу) и Новый год по юлианскому календарю. Гражданский Новый год, который отмечался 1 января, отмечался по григорианскому календарю (не надо забывать, что тогда был пост). У нас Новый год – 14 января. Святки оканчивается 18 января Крещенским Сочельником, днем строгого поста. В Сочельник совершается «великое освящение воды», «хождение на Иордань», освящение речных вод.
В праздник Рождества Христова, в воспоминание рождения Богомладенца (праздник особенно радостный для детей), принято устраивать елку, украшенную игрушками и сладостями, гирляндами разноцветных лампочек (светильниками). Елка служит символом «дерева жизни», возвращенного нам с рождением Христа Спасителя. Украшенная светильниками, она становится символом духовного света, просветившего мир пришествием Спасителя. Плоды на ней – спасительные плоды нашей веры. Праздник вокруг елки имеет в первую очередь нравственно-воспитательное значение. Церковь отрицательно относится к такому явлению как «святочные гадания», справедливо считая, что кроме душевного вреда (неверие в Промысел Божий), они ничего полезного человеку не приносят.
В праздник Рождества Христова престольный день в Христо-Рождественском храме с. Сущево, Костромского р-на, д. Прискоково, с. Княжево, Красносельского р-на, с. Татьянино, Нерехтского р-на, в с. Спас-Верховье, Судиславльского р-на, с. Борисоглебское, Кадыйского р-на, с. Рождественское, Шарьинского р-на, с. Шайма, Павинского р-на, с. Борок, Буйского р-на.
Мы навсегда потеряли Христорождественскую церковь на р. Сула в Костроме (в 1935 году храм был полностью разрушен, церковь находилась в центре квартала между нынешними ул. Симановского и пр-м Текстильщиков, одним из прихожан ее был генерал-майор М. И. Платов – будущий атаман войска Донского и герой войны 1812 г.), одноименную церковь на Дебре г. Костроме (разрушена после 1935 года, другое название церкви во имя святителя Николая Чудотворца – «Николы Мокрого», покровителя моряков, построена церковь была на берегу Волги), Христорождественскую церковь в с. Мостовки, Макарьевского р-на.