Костромской царь Арчил

Автор: Резепин П.П. e-mail: prezepin@gmail.com. .

Такой персонаж ни в «Истории о первоначалии и происшествиях города Костромы» Николая Степановича Сумарокова, ни в «Собрании исторических известий, относящихся до Костромы» Ивана Кузьмича Васькова, ни во «Взгляде на историю Костромы» Александра Дмитриевича Козловского, ни в «Материалах для истории Костромы» Льва Петровича Скворцова не встречается, хотя его посещение Костромы в 1686 году обыденным событием не являлось и не осталось незамеченным современниками.

Ему принадлежит отдельная глава не только в грузинской истории [1, c. 266- 277], но и в истории грузинской литературы [2, c. 76-81]. Он был автором дидактического трактата «Нравы Грузии», исторических поэм «Спор царя Теймураза с Руставели» и «Восхваление и порицание царей», поэтических сборника «Арчилиани» и послания в честь Полтавской победы под названием «450 сею неслыханною викториею» (1709) и пр., а грузинская церковь обязана ему новыми переводами книг Сираховой и Маккавейских и исправлением нескольких книг Священного Писания, искаженных переписчиками.

Его отцом был грузинский царь (1658-1676) Вахтанг V Багратион (?-1676) [6, т. 3, с. 43, № 1], покоривший Имеретию (1661) и отдавший ее вместе с Кахетией (1664) Арчилу (1647-16.04.1713) [3, т. 2, с. 347, 637; 4; 6, т. 3, с. 43, № 4; 7, т. I, с. 60; 8, т. 8, с. 104-105; 12, т. XIIа, с. 958], который оказался не в состоянии отстаивать их от персов и турок и в 1681 году был вынужден обратиться к русскому царю (30.08.1676-27.04.1682) Феодору Алексеевичу (30.05.1661-27.04.1682) с просьбой принять его в подданство и защитить его владения.

Два года спустя с родовыми святынями, второй женой (с 1667 года) Кетеван Давидовной (?-16.04.1719) [6, т. 3, с. 66, № 54], всей семьей и двором из более чем двух сотен человек он прибыл в Астрахань, в которой встретивший его окольничий князь Федул Федорович Волконский вручил ему грамоту о принятии его в русское подданство и откуда его сыновей Александра (1672-1711) [3, т. 2, с. 637; 6, т. 3, с. 43, № 13; 7, I, с. 19; 10] и Матвея (Мамука) (1676-1693) со свитой из 65 человек доставил в Москву (10.08.1684), где при русском дворе они заняли место выше царевичей сибирских и касимовских, а следом за ними прибыл и сам Арчил Вахтангович и 13 сентября 1686 года был внесен в родословную книгу русских князей под титулом царя Имеретийского и пожалован поместьями в Костромском уезде.

По случаю его посещения Костромы в том же году стольник и костромской воевода (1686-1687), впоследствии бывший последним в звании боярина (15.09.1725), Степан Петрович Нелединский-Мелецкий (26.10.1666-05.04.1737) [5, л. 3 об.-7 об.; 7, т. II, с. 327] получил наказ о его встрече, список с которого сохранился в составе сложившегося в костромском Богоявленском монастыре Летописца Костромского краткого [9, вып. 3, ч. 2, с. 246-247].

Царевич Имеретийский Александр Арчилович, сверстник императора (27.04.1682-28.01.1725) Петра I Алексеевича (30.05.1672-28.01.1725), «скоро сделался его товарищем в потешных играх» и остался верен ему до конца своих дней.

Первым браком (с 1687 года) он был женат на дочери боярина Ивана Михайловича Милославского (?-27.07.1685) Феодоре (?-18.03.1689) [7, т. III, с. 415-416], сестра которой была женой стрелецкого подполковника (1682), думного дворянина (1692) и землевладельца Солигаличского уезда Ивана Елисеевича Циклера (ок. 1655-04.03.1697), вместе с ясельничим (1690) Алексеем Прокофьевичем Соковниным (ок. 1640-04.03.1697) и стольником (1676) Федором Матвеевичем Пушкиным (ок. 1670-04.03.1697) по доносу стрельцов Лариона Елизарьева и Григория Силина (23.02.1697) обвиненного в намерении убить императора и казненного, однако это «нисколько не повредило царевичу», а в приданое он получил село Всехсвятское (в районе современной станции метро Сокол), где и обосновался имеретинский двор и в 1705 году была напечатана первая книга на грузинском языке – Псалтырь (Псалмуни).

После смерти первой жены царевич Александр Арчилович участвовал в безуспешном военном походе отца за возвращение Имеретии (1688-1691), в продолжение которого вступил во второй брак с царевной Гликерией Элизбаровной (Ильиничной) Давыдовой (Давитишвили-Багратиони) (1662?-28.07.1720) [7, т. II, с. 273], сестра которой Мария в июле 1680 года считалась одной из двух десятков невест вышеназванного царя всея Руси Феодора Алексеевича.

Как и отец, он имел литературные способности и являлся переводчиком на грузинский язык сочинений Симеона Полоцкого «Слова об Успении Богородицы» и «Тестамента (завещания) царя Василия Македонского», а также составителем (в соавторстве с Витсеном Н.) голландско-грузинского словаря – в ту пору, когда сопровождал российского императора в Голландию и обучался артиллерийскому делу в Гааге (1697-1699).

По возвращении в Россию ему были пожалованы чин генерал-фельдцехмейстера, Пушкарский приказ в управление (19.05.1700) и во владение – насчитывавшие до 10000 десятин удобной земли и 3284 крестьянских двора и приносившие до 4000 рублей ежегодного дохода Терюшевская, Белогородская и Лысковская волости Нижегородского уезда, «да к той же Белогородской волости рыбные ловли по Волге реке по стрежень от межи Юрьевецкого уезду от устья речки Кетовки на низ по дорогу новотереб пески и подвальи, Да заводь Кербатовская, Да озеро свято, А стрежень тех вод по Волге реке от заповедных от туковых вод от межи от Спского врага на низ до Петрины волошки на оброке за Юрьевчаны посацкими людми, а оброк с тех стрежневых вод платят в нашу Государеву Казну… Мы Пресветлейший и Державнейший великий Государь Царь и великий Князь Петр Алексеевич всеа великиа и Малыя и Белыя России Самодержец и Многих Государств и земель восточных и Западных и Северных Отчич и Дедич и Наследник и Государь и Обладатель… Его подданного Нашего Царя Арчила Вагтангеевича и сына Его Царевича Александра Арчиловича и детей их и внучат и в роды их неподвижно пожаловали» [11, с. 141-142].

С началом Северной войны (1700-1721) генерал-фельдцехмейстер сосредоточил под Нарвой 145 пушек и 28 гаубиц, и 20 октября началась ее бомбардировка, однако через месяц к Нарве со своей гвардией прибыл шведский король (1697-1718) Карл XII(1682-1718) и разбил осаждавших. Среди 79 генералов и офицеров русской службы, интернированных вопреки обещанию дать им свободу, оказался и царевич Александр Арчилович, который 19 ноября 1706 года в письме Петру Iжаловался на плохое содержание, однако на предложение Петра I обменять его на 60 шведов с достоинством ответил, что никогда не согласится на невыгодный для России обмен.

Лишь после Полтавы договорились о том, что царевич Александр, князья генерал-комиссар Яков Федорович Долгоруков (1659-1720) и генерал-майор Иван Юрьевич Трубецкой (1667-1720) и генерал-аншеф Автоном Михайлович Головин (1667-1720) будут обменены на шведских фельдмаршала Реншильда и графа Пинера, но когда царевича повезли в Россию вдоль берега Ботнического залива, он заболел и 20 февраля 1711 года умер.

Как и отец, он был похоронен в Сретенской церкви Донского монастыря, а со смертью его единственной дочери Софьи (18.09.1691-04.01.1747) [6, т. 3, с. 43, № 37] род царя Арчила Вахтанговича подавно пресекся.

 

 

Список источников:

1.Багратиони Вахушти, царевич. История царства Грузинского.- Тбилиси: Мецниереба, 1976.- 339 с.

2.Барамидзе А.Г. и др. История грузинской литературы: краткий очерк /А. Барамидзе, Ш. Радиани, Б. Жгенти.- Тбилиси: Заря Востока, 1958.- 598 с.

3.Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / председатель научно-редакционного совета Ю.С. Осипов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2004-2011.- Т. 1-18.

4.Бутков П.Г. О духовном завещании царя Арчила // Северный архив.- СПб, 1824.- № XII.

5.Государственный архив Тамбовской области. Ф. 645. Оп. 1. Д. 2784.

6.Дворянские роды Российской Империи. 1721-1917 / под ред. С.В. Думина: в 3 т.- М.: Ликоминвест, 1993-1996.

7.Московский некрополь: в 3 т.- СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1907-1908.

8.Русский биографический словарь / изд. Имп. Рус. ист. о-ва.- М.; СПб.; Пг., 1896-1918.- Т. 1-25.

9.Словарь книжников и книжности Древней Руси.- Л.: Наука. Ленингр. отд-ние; СПб.: Дмитрий Буланин, 1987-2004.- Вып. 1-3.

10.Хмыров М.Д. Главные начальники русской артиллерии // Артиллерийский журнал.- СПб., 1866.- № 1.- С. 31-59.

11.Ширский А.А. Исторические и бытовые материалы, извлеченные из дел Архива Костромско-Ярославского Управления З. и Г. Имуществ // Труды Костромского научного общества.- Кострома, 1917.- Вып. VII. Исторический сборник.- С. 140-161.

Энциклопедический словарь / под ред. И.Е. Андреевского, К.К. Арсеньева и Ф.Ф. Петрушевского.- СПб.: Тип. АО Брокгауз-Ефрон, 1890-1907.- Т. I-XLI а, доп. т. I-II.

 

 

 

Храмы и монастыри

Церковь во имя святых бессребренникови чудотворцев Косьмы и Дамиана г. Костромы (иконы Богородицы Владимирской) на Мшанской (до 1784 г.), на Московской (после 1784 г.) улице

Современная улица А. Н. Островского д. 52.

По-видимому, это древнейшая улица Костромы или, во всяком случае, одна из самых древних. Именно на ней, на правом берегу реки Сулы, был возобновлен после татаро-монгольского нашествия 1237—1238 гг. Костромской кремль, за деревянными стенами которого стоял княжеский терем (в XIII в. Кострома была центром удельного княжества).

Подробнее...

Святые и Святыни

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России

Святитель Иона (его мирское имя неизвестно) родился в конце XIV века в деревне Одноушево, находившейся в нескольких верстах от Соли Галицкой (Солигалича), в семье дворянина Феодора Одноуша. Согласно житию, будущий святитель принял монашество в 12-летнем возрасте «в одном из монастырей Галичской страны» – по современным данным, в Благовещенском Унорожском монастыре вблизи реки Вексы, в нескольких километрах к северо-западу от Галичского озера. Через некоторое время он перешел в московский Симонов монастырь и около 1430 года был рукоположен во епископа Рязанского. После кончины в 1431 году митрополита Фотия святитель Иона стал управлять делами всей Русской митрополии. В декабре 1448 года собор русских епископов избрал епископа Иону митрополитом всея Руси; с этого времени Русская Православная Церковь фактически стала автокефальной, независимой от Константинопольского Патриархата.

Подробнее...

Статьи

Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее 25 февраля 2024 года

Сегодня празднуется икона Божией Матери Иверская и память свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца.
С днем иконы Иверской Божьей Матери, православные!
«У иконы Божией Матери Иверской… сколько людей, даже неверующих или поколебавшихся, спасалось от гибельных решений, изменяло пути своей жизни, одними путями входило, другими исходило!».

Подробнее...