Костромской царь Арчил

Автор: Резепин П.П. e-mail: prezepin@gmail.com. .

Такой персонаж ни в «Истории о первоначалии и происшествиях города Костромы» Николая Степановича Сумарокова, ни в «Собрании исторических известий, относящихся до Костромы» Ивана Кузьмича Васькова, ни во «Взгляде на историю Костромы» Александра Дмитриевича Козловского, ни в «Материалах для истории Костромы» Льва Петровича Скворцова не встречается, хотя его посещение Костромы в 1686 году обыденным событием не являлось и не осталось незамеченным современниками.

Ему принадлежит отдельная глава не только в грузинской истории [1, c. 266- 277], но и в истории грузинской литературы [2, c. 76-81]. Он был автором дидактического трактата «Нравы Грузии», исторических поэм «Спор царя Теймураза с Руставели» и «Восхваление и порицание царей», поэтических сборника «Арчилиани» и послания в честь Полтавской победы под названием «450 сею неслыханною викториею» (1709) и пр., а грузинская церковь обязана ему новыми переводами книг Сираховой и Маккавейских и исправлением нескольких книг Священного Писания, искаженных переписчиками.

Его отцом был грузинский царь (1658-1676) Вахтанг V Багратион (?-1676) [6, т. 3, с. 43, № 1], покоривший Имеретию (1661) и отдавший ее вместе с Кахетией (1664) Арчилу (1647-16.04.1713) [3, т. 2, с. 347, 637; 4; 6, т. 3, с. 43, № 4; 7, т. I, с. 60; 8, т. 8, с. 104-105; 12, т. XIIа, с. 958], который оказался не в состоянии отстаивать их от персов и турок и в 1681 году был вынужден обратиться к русскому царю (30.08.1676-27.04.1682) Феодору Алексеевичу (30.05.1661-27.04.1682) с просьбой принять его в подданство и защитить его владения.

Два года спустя с родовыми святынями, второй женой (с 1667 года) Кетеван Давидовной (?-16.04.1719) [6, т. 3, с. 66, № 54], всей семьей и двором из более чем двух сотен человек он прибыл в Астрахань, в которой встретивший его окольничий князь Федул Федорович Волконский вручил ему грамоту о принятии его в русское подданство и откуда его сыновей Александра (1672-1711) [3, т. 2, с. 637; 6, т. 3, с. 43, № 13; 7, I, с. 19; 10] и Матвея (Мамука) (1676-1693) со свитой из 65 человек доставил в Москву (10.08.1684), где при русском дворе они заняли место выше царевичей сибирских и касимовских, а следом за ними прибыл и сам Арчил Вахтангович и 13 сентября 1686 года был внесен в родословную книгу русских князей под титулом царя Имеретийского и пожалован поместьями в Костромском уезде.

По случаю его посещения Костромы в том же году стольник и костромской воевода (1686-1687), впоследствии бывший последним в звании боярина (15.09.1725), Степан Петрович Нелединский-Мелецкий (26.10.1666-05.04.1737) [5, л. 3 об.-7 об.; 7, т. II, с. 327] получил наказ о его встрече, список с которого сохранился в составе сложившегося в костромском Богоявленском монастыре Летописца Костромского краткого [9, вып. 3, ч. 2, с. 246-247].

Царевич Имеретийский Александр Арчилович, сверстник императора (27.04.1682-28.01.1725) Петра I Алексеевича (30.05.1672-28.01.1725), «скоро сделался его товарищем в потешных играх» и остался верен ему до конца своих дней.

Первым браком (с 1687 года) он был женат на дочери боярина Ивана Михайловича Милославского (?-27.07.1685) Феодоре (?-18.03.1689) [7, т. III, с. 415-416], сестра которой была женой стрелецкого подполковника (1682), думного дворянина (1692) и землевладельца Солигаличского уезда Ивана Елисеевича Циклера (ок. 1655-04.03.1697), вместе с ясельничим (1690) Алексеем Прокофьевичем Соковниным (ок. 1640-04.03.1697) и стольником (1676) Федором Матвеевичем Пушкиным (ок. 1670-04.03.1697) по доносу стрельцов Лариона Елизарьева и Григория Силина (23.02.1697) обвиненного в намерении убить императора и казненного, однако это «нисколько не повредило царевичу», а в приданое он получил село Всехсвятское (в районе современной станции метро Сокол), где и обосновался имеретинский двор и в 1705 году была напечатана первая книга на грузинском языке – Псалтырь (Псалмуни).

После смерти первой жены царевич Александр Арчилович участвовал в безуспешном военном походе отца за возвращение Имеретии (1688-1691), в продолжение которого вступил во второй брак с царевной Гликерией Элизбаровной (Ильиничной) Давыдовой (Давитишвили-Багратиони) (1662?-28.07.1720) [7, т. II, с. 273], сестра которой Мария в июле 1680 года считалась одной из двух десятков невест вышеназванного царя всея Руси Феодора Алексеевича.

Как и отец, он имел литературные способности и являлся переводчиком на грузинский язык сочинений Симеона Полоцкого «Слова об Успении Богородицы» и «Тестамента (завещания) царя Василия Македонского», а также составителем (в соавторстве с Витсеном Н.) голландско-грузинского словаря – в ту пору, когда сопровождал российского императора в Голландию и обучался артиллерийскому делу в Гааге (1697-1699).

По возвращении в Россию ему были пожалованы чин генерал-фельдцехмейстера, Пушкарский приказ в управление (19.05.1700) и во владение – насчитывавшие до 10000 десятин удобной земли и 3284 крестьянских двора и приносившие до 4000 рублей ежегодного дохода Терюшевская, Белогородская и Лысковская волости Нижегородского уезда, «да к той же Белогородской волости рыбные ловли по Волге реке по стрежень от межи Юрьевецкого уезду от устья речки Кетовки на низ по дорогу новотереб пески и подвальи, Да заводь Кербатовская, Да озеро свято, А стрежень тех вод по Волге реке от заповедных от туковых вод от межи от Спского врага на низ до Петрины волошки на оброке за Юрьевчаны посацкими людми, а оброк с тех стрежневых вод платят в нашу Государеву Казну… Мы Пресветлейший и Державнейший великий Государь Царь и великий Князь Петр Алексеевич всеа великиа и Малыя и Белыя России Самодержец и Многих Государств и земель восточных и Западных и Северных Отчич и Дедич и Наследник и Государь и Обладатель… Его подданного Нашего Царя Арчила Вагтангеевича и сына Его Царевича Александра Арчиловича и детей их и внучат и в роды их неподвижно пожаловали» [11, с. 141-142].

С началом Северной войны (1700-1721) генерал-фельдцехмейстер сосредоточил под Нарвой 145 пушек и 28 гаубиц, и 20 октября началась ее бомбардировка, однако через месяц к Нарве со своей гвардией прибыл шведский король (1697-1718) Карл XII(1682-1718) и разбил осаждавших. Среди 79 генералов и офицеров русской службы, интернированных вопреки обещанию дать им свободу, оказался и царевич Александр Арчилович, который 19 ноября 1706 года в письме Петру Iжаловался на плохое содержание, однако на предложение Петра I обменять его на 60 шведов с достоинством ответил, что никогда не согласится на невыгодный для России обмен.

Лишь после Полтавы договорились о том, что царевич Александр, князья генерал-комиссар Яков Федорович Долгоруков (1659-1720) и генерал-майор Иван Юрьевич Трубецкой (1667-1720) и генерал-аншеф Автоном Михайлович Головин (1667-1720) будут обменены на шведских фельдмаршала Реншильда и графа Пинера, но когда царевича повезли в Россию вдоль берега Ботнического залива, он заболел и 20 февраля 1711 года умер.

Как и отец, он был похоронен в Сретенской церкви Донского монастыря, а со смертью его единственной дочери Софьи (18.09.1691-04.01.1747) [6, т. 3, с. 43, № 37] род царя Арчила Вахтанговича подавно пресекся.

 

 

Список источников:

1.Багратиони Вахушти, царевич. История царства Грузинского.- Тбилиси: Мецниереба, 1976.- 339 с.

2.Барамидзе А.Г. и др. История грузинской литературы: краткий очерк /А. Барамидзе, Ш. Радиани, Б. Жгенти.- Тбилиси: Заря Востока, 1958.- 598 с.

3.Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / председатель научно-редакционного совета Ю.С. Осипов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2004-2011.- Т. 1-18.

4.Бутков П.Г. О духовном завещании царя Арчила // Северный архив.- СПб, 1824.- № XII.

5.Государственный архив Тамбовской области. Ф. 645. Оп. 1. Д. 2784.

6.Дворянские роды Российской Империи. 1721-1917 / под ред. С.В. Думина: в 3 т.- М.: Ликоминвест, 1993-1996.

7.Московский некрополь: в 3 т.- СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1907-1908.

8.Русский биографический словарь / изд. Имп. Рус. ист. о-ва.- М.; СПб.; Пг., 1896-1918.- Т. 1-25.

9.Словарь книжников и книжности Древней Руси.- Л.: Наука. Ленингр. отд-ние; СПб.: Дмитрий Буланин, 1987-2004.- Вып. 1-3.

10.Хмыров М.Д. Главные начальники русской артиллерии // Артиллерийский журнал.- СПб., 1866.- № 1.- С. 31-59.

11.Ширский А.А. Исторические и бытовые материалы, извлеченные из дел Архива Костромско-Ярославского Управления З. и Г. Имуществ // Труды Костромского научного общества.- Кострома, 1917.- Вып. VII. Исторический сборник.- С. 140-161.

Энциклопедический словарь / под ред. И.Е. Андреевского, К.К. Арсеньева и Ф.Ф. Петрушевского.- СПб.: Тип. АО Брокгауз-Ефрон, 1890-1907.- Т. I-XLI а, доп. т. I-II.

 

 

 

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Ангел с чистой и милосердной душой

Посвящается 100-летию мученической кончины святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны (18 июля 1918 г.). Фильм создан по заказу Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества.

Подробнее...

Статьи

Коллективизм и соборность. Понимание общинной жизни в СССР в 1960-е годы. Психологический и социальные аспекты

DOI: (присваивается в редакции)

УДК

Коллективизм и соборность. Понимание общинной жизни в СССР в 1960-е годы. Психологический и социальные аспекты.

Сазонов Дмитрий Иванович, протоиерей

Костромская митрополия Русской Православной Церкви г. Кострома

sazonow63.12 @gmail.com

Аннотация. В статье, на основании документов, дается анализ положения верующих в условиях государственно-партийного курса взятого на XXI съезде коммунистической партии в 1959 году. Вместе с задачами построения коммунизма как экономической формации ставится задача воспитания нового человека – безрелигиозного человека коммунистического общества. Руководство Русской Православной Церкви находясь на позициях лояльного отношения к власти выбрало курс, при котором сочетались два направления: желание показать соответствие христианского идеала социалистическим (коммунистическим) воззрениям и следование своим вероучительным традициям. Социологические исследования показывают, что благодаря такому курсу удалось нивелировать тезис о классовом противостоянии Церкви и коммунистического государства, с другой стороны, с другой стороны - сохранить свою религиозную идентичность и накопить силы для воссоздания своих структур в изменившихся общественно-политических  условиях.

Подробнее...