Что делать, если на время Великого поста приходится день рождения или какая-то другая важная дата, которую хочется отпраздновать в кругу друзей, родных, весело?

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Естественно, что постное воздержание никаким образом не должно отменять главную заповедь Божию – заповедь любви. Бывает, что, посещая родственников, друзей, мы вынуждены вместе с ними вкушать пищу. Если своим отказом от скоромной пищи мы огорчим людей, которые ждали нас, готовились к встрече, то мы не исполняем гавную заповедь любви по отношению к своему ближнему.

Вслушаемся в слова, сказанные нашим Спасителем в Евангелии: «Когда же вы поститесь, то не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». Не делайте это так. Чтобы все видели и восхищались вами: «Вот ведь какой молитвенник!» «А ты, когда постишься, – говорит Господь –то помажь голову и лицо свое умой, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом Твоим…и Отец Твой видящий тайное, воздаст тебе явно»(Мф. 6:16).

Вообще мы должны помнить, что в Великом посту следует проводить праздники с воздержанием, и желательно, чтобы они переносились на воскресные дни. Но если перенести или отменить визит невозможно, мы должны его нанести. Что есть икаксебя вести, должна определить христианская совесть человека. Именносамогочеловека!

Считаю, что каждый христианин должен руководствоваться принципом самостоятельного решения в вопросе о нарушении поста в гостях. Выпить или нет, и сколько? Танцевать или нет? Попросить добавки – кусочек рыбы, салат или съесть положенное на тарелку и больше не подкладывать? Наконец, сколько есть? Ведь можно объесться и постными кушаньями! Какие блюда приготовить в день рождения для гостей. Постные, или не постные. Все это пусть христианин решает сам. Это его ответственное и свободное решение, и не будем перекладывать его на плечи священника.

Святитель еп. Иоанн (Шаховской) писал: «Постническим вкушением пищи…всегда будет вкушение благодарственное. То, перед которым и после которого и вовремя которого, человек искренно благодарит Бога за дар пищи. Пстна всякая пища, делающаяся неким трамплином сердца к Богу. И наоборот, скоромна всякая пища, даже сухая, вкушаемая без чувства благодарности к Богу, подателю всяческого блага...Благословенно и причастно также Святому посту всякое человеческое земное дело, открывающее и благовествующее Бога. Всякое слово, говорящее правду, всякое дело, являющее смирение, кротость, доброжелательство сердца человеческого».

Храмы и монастыри

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтинский женский монастырь

Село Троица близ города Нерехты.

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нехтский монастырь был основан во торой половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мир-кое имя — Иаков. Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано — в 12 лет — во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский.

Подробнее...

Святые и Святыни

Монахиня Варвара (Виноградова, 1891- 1961?)

Василиса Федоровна Виноградова родилась в 1891 г. в д. Панфилово Любимского уезда Костромской губернии в крестьянской семье, закончила Ермаковскую сельскую школу. До 1922 года жила в родной деревне, духовно окормлялась у иеромонаха Иаково-Предтеченского Железноборовского монастыря Иоасафа (Сазанова). Странничала. С 1926 года жила в сторожке при Никольской церкви с. Секша, работала просфорней, пела на клиросе. Посещала общину тайного монашества в Любимском районе[1]. В 1928 г. приняла монашеский постриг в Успенской церкви от иеромонаха Серафима (Конюхова?).

Подробнее...

Статьи

«Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.»: «Books in print»

«В лето 6865 месяца февраля 22 на память своего отца Афанасия написано святое евангелие в граде Галиче при княжении великого князя Ивана Ивановича рукою грешного Фофана», – было начертано на обороте последнего листа так называемого Галичского евангелия стилом монаха, надо полагать, старейшего из галичских монастырей – Спасо-Преображенского.

Подробнее...