Здравствуйте, батюшка! Была в монастыре с группой паломников. Монахиня во время беседы с нами, женщинами, сказала, что одним из источников наших семейных проблем является то, что мы, как она сказала "стриженые", т.е. не отращиваем волосы.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Я ее послушалась, а сейчас испытываю большие неудобства - волосы тонкие, слабые и выгляжу неопрятно. Действительно ли есть запрещение, основанное на мнении святых отцов, волосы женщинам не стричь?

Мария

 

Уважаемая Мария! Видимо, монахиня, сделавшая Вам замечание, имела ввиду наставление апостола Павла, сделанное им Коринфской церкви: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (1Кор.11:3-6). Из приведенных слов апостола мы видим, что речь идет о молящейся или пророчествующей женщине, которой покрывалом служат волосы. Растить волосы для женщины - честь. Если женщина молится Богу, значит и постыжает свою стриженную голову перед Богом: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1Кор.11:13-15). Далее читаем: «Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов» (1Кор.11:10). В дни жизни апостола Павла люди понимали, что женщине стыдно быть остриженной или обритой. Короткие волосы повсеместно считались признаком бесстыдства и блуда, и только падшие женщины стригли волосы. Длинные волосы у женщин были признаком добродетели. Нежелание покрывать голову в знак подчинения мужу, по словам апостола, является таким же постыдным поступком, как и стрижка волос. Бог нашел нужным употребить видимый знак для того, чтобы напоминать нам о Божественном порядке во взаимоотношениях между мужем и женой. Этим знаком должны быть длинные, необрезанные волосы у жены и покрытая голова – т.е. требование установленного Богом порядка – «муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1Кор.11:7-9). Апостол Павел напоминает, что при создании мира между мужчиной и женщиной была положена разница, в силу которой мужчина должен главенствовать над женщиной. Бог создал сначала Адама, а затем Еву. Покрывало на голове жены является символом того, что она придерживается установленного Богом порядка и чтит мужа как главу."Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов" (1Кор.11:10). Бог посылает Ангелов на служение тем, кто наследует спасение (Евр.1:14). Женщины, которые добровольно носят на своей голове знак власти мужа (и Бога), подлежат небесной охране. Это возможно для тех из них, которые повинуются Божьему порядку главенства и видимых образом показывают свою принадлежность Богу. Покрывало на голове является знаком, который равным образом относится и к земной жизни, и к небесной, к внешнему, и внутреннему. Апостол Павел показывает, что жена занимает определенное место в порядке Божьего мироздания. Если же она не хочет признавать власть мужа, отказываясь носить знак его власти над собой, она пренебрегает повелением Бога. Если женщина не молится, конечно, ей безразлично, что у нее на голове. Слово апостола учит, что жена должна быть подчинена мужу. Ей заповедано носить на голове видимый знак подчинения. Этот знак влияет на молитвы жены, потому что Бог рад ответить на просьбы той женщины, которая в смирении, с радостью покоряется Его установлению. Такая жена получает благословение и находится под защитой Самого Бога.

 

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Красовский Иван Александрович (1872-1938)

Родился 19 февраля 1872 года в Костроме, в священнической семье. Окончил Духовную Академию. С 1899 по 1928 гг. служил псаломщиком, диаконом, священников в костромском Ипатьевском монастыре. С. 1918 по 1931 гг. служил в с. Шишкино, Судиславского р-на, Костромской области.

Подробнее...

Статьи

«Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.»: «Books in print»

«В лето 6865 месяца февраля 22 на память своего отца Афанасия написано святое евангелие в граде Галиче при княжении великого князя Ивана Ивановича рукою грешного Фофана», – было начертано на обороте последнего листа так называемого Галичского евангелия стилом монаха, надо полагать, старейшего из галичских монастырей – Спасо-Преображенского.

Подробнее...