| | vivaspb.com | finntalk.com

Христианская цивилизация преподобного Никиты Костромского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

Посвящена 650-летию со дня рождения преподобного Никиты Костромского

Празднуя столь знаменательную дату, хочу поделиться с вами своими мыслями по поводу значения молитвенных подвигов преподобного Никиты, основавшего в 1426 году не только монастырь как христианскую общину, но как насадителя великой христианской цивилизации идущей через Византию и великого князя Владимира, сделавшего цивилизационный выбор для Руси, через благословение преподобного Сергия Радонежского, через учеников своих прирастившего России Северную Фиваиду.

С принятием христианства Русская земля стала наследницей великой христианской византийской цивилизации, распространение которой происходило в XIV-XV вв. на территории Поволжья не благодаря завоеваниям и указам сильных мира сего, но благодаря молитвам преподобных и богоносных отцов, среди которых, несомненно приоритетной является личность всероссийского аввы – преподобного Сергия, молитвами и трудами которого, через его учеников и сомолитвенников, была освоена по географическим масштабам целая страна, название которой – Северная Фиваида. В.Н. Топоров выражающий свой восторг от великого цивилизационного подвига преподобного Сергия восклицает: «...от священного огня, ярким пламенем взметнувшегося в Византии XIV века, он сумел зажечь свечу, перенести ее в темные леса Северо-Востока Руси и дать ей разгореться сильным и ровным пламенем»1.

По замыслу преподобного Сергия, благословившего своих учеников на цивилизационный прорыв, вся Русская земля была призвана стать зеркалом Святой Троицы – воспроизвести гармонию ее ипостасей. К реализации этой задачи была призвана Северная Фиваида, созданная учениками и последователями преподобного Сергия в нескольких поколениях. Родина преподобного - Ростов Великий находясь у самой её границы, открывал врата на Русский Север – через них прошли многие прославленные подвижники. Получив благословение преподобного, они покидали Троицкую обитель, чтобы великое богословие троичного единства передать новой Русской Земле. Родственник и собеседник преподобного Сергия, преподобный Никита, выходец из Ростова, понеся труды в Серпухове и Боровске, покинул Троицкую Сергиеву обитель в 1426 году, и исполняя благословение преподобного Сергия, основал на окраине Костромы Богоявленский монастырь, главной особенностью которого, в отличает от других первопроходцев пустынников, основавших обители в Северной Фиваиде, стал общежительный устав.

Очень важно подчеркнуть, что духовное воздействие Сергия Радонежского на Русский Север шло по двум направлениям: в монастырях и землях, «освоенных» молитвами преподобных получал закрепление и развитие наработанный преподобным Сергием опыт монашеского общежительства и одновременно укоренялась исихастская традиция, идущая из Византии, но получившая в преломлении Сергия Радонежского весьма спeцифические, а именно, паламитские черты.

Будучи создателями прославленных киновий, ученики преподобного Сергия одновременно практикуют умное делание, и являются исихастами. На русском Севере осуществился великий синтез. Игумен Андроник (Трубачёв) прямо утверждает: «Паламизм послужил основой богословия преподобного Сергия»2. Убеждёнными паламистами были митрополиты Феогност, Алексий и Киприан. Эстетика паламизма получает своё совершенное выражение в «Троице» Андрея Рублёва. В неглаголемом свете видится Северная Фиваида. Как это важно для понимания истоков тex идей, которые развивал Сергий Радонежский! Устав Тавеннисиотского общежития, написанный последоватеями Пахомия Великого, стремится воспроизвести тринитарную гармонию нераздельного и неслиянного – общего и личного: «...всякий должен был держать себя так, как будто он жил один в духе, однако ж, все должны, были быть в крепкой между собой любви, мире, и согласии»3.

И свет Святой Троицы в ее Крещальном исполнении воспроизводится на Костромской земле в основании обители Богоявления преподобным Никитой, которого в зависимости от мест его подвижнических подвигов именуют и Боровским, и Серпуховским и Костромским. В самом названии обители неслучайно просматривается глубокая богословская мысль. Явление Троичного Бога, в котором ипостась Сына неслиянно и нераздельно связанная с человеческой природой, погружаясь в воды Иордана берет на себя грехи человеческие и указует Крещением (Просвещением) путь спасения веры для язычников – мери, чуди, черемисов, населявших Север Руси. В основании обители в дремучих дебрях (пустыне), рядом с Волгой, напротив Троицкого Ипатьевского монастыря и видится глубокое прочтение спасительного пространства, зеркальное отражение Святой Земли: от явления Ветхозаветно Троицы к Богоявлению при Иордане-Волге, который указывает человеку путь спасения, молитвами Богородицы, через чудотворную икону Божией Матери Феодоровскую, находящуюся в Успенском соборе. Киновия в городе – град спасающихся среди мира. Именно киновия утверждает идеалы троичности и паламизма преподобного Сергия Радонежского.

Киновия ограждается от мира, но обитель оставляет свои стены прозрачными – через них благодать перетекает в мирские измерения и валунная кладка тут не помеха. Северный монастырь одновременно закрыт для мира и открыт миру: став зеркалом Святой Троицы, он превращает это зеркало в своего рода аттрактор – притягивает к себе дольнее бытие, стараясь передать ему опыт Божественной жизни. Крестьянская община на Севере многое восприняла oт своих любимых монастырей. По сути, о единстве центростремительного и центробежного в духовной жизни северного киновиота-исихаста говорит Дионисий Глушицкий Григорию Пельшемскому: «Весь ум свой направь к тому, чтобы со всем тщанием искать Единого Бога и ревностно прилежать к молитве. Но более всего будем стараться, отче Григорий, помогать нищим, сиротам и вдовицам. Пока есть время, твори благое»413. В этих словах нашел своё выражение дух Северной Фиваиды.

Все вышесказанное и воплотилось в замысле и деятельности преподобного Никиты на Костромской земле. Вплоть до середины XVI века мы мало знаем жизни Богоявленской обители. Многие документальные свидетельства были уничтожены в Смутное время, когда Кострома и монастырь были захвачены отрядами тушинцев. Авторитетный исследователь костромской старины И. В. Баженов в своем историческом очерке о Богоявленско-Анастасииной обители писал, повествуя о начальном времени обители: «братия не без борьбы с нуждою проводила строгую иноческую жизнь под неуклонным надзором старца Никиты»5. Из других источников: синодика и трапезного устава XVII века мы узнаем о наставлениях преподобного, составленных на основе «Добротолюбия» и «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского, завещавшего братии проходить двенадцать степеней смирения, среди которых мы находим исихасткие заповеди, самоуглубления и самоотречения, послушания и молчальничества, сердечного исповедания6. Вышесказанное является свидетельством того, что преподобный Никита принес и насадил на Костромской земле византийскую христианскую цивилизацию преподобного Сергия, его общежите по троичному образу и исихасткую традицию.

Господь наш Иисус Христос заповедовал нам узнавать суть делания по его плодам (Мф.7:20). Каковы же плоды, посеянных преподобным Никитой духоносных семян? Вот они: просияла здесь слава Божия через чудотворные иконы Божией Матери Феодоровскую и Смоленскую, 11 мучеников Богоявленской обители стали всем примером мужества и стойкости верности Богу, государю и своему Отечеству. 33 года в стенах Богоявления располагалась Костромская духовная семинария, «школа просвещения», ректором которой был прославленный алтайский миссионер преподобный Макарий (Глухарев), апостол Алтая. Из стен ее в годы пребывания в монастыре вышли такие выдающиеся люди России как протоиерей А. Д, Домнинский – краевед, указваший место захоронения Ивана Сусанина, митрополит Киевский Арсений (Москвин), архиепископ Казанский Афанасий (Соколов), епископ Порфирий (Успенский) – востоковед и путешественник, родоначальник Русской православной миссии в Иерусалиме, протоиерей А. В. Горский – ректор Московской духовной академии, богослов и церковный историк и др., распространив опыт просвещения по всей России и за ее пределами.

Способствующая возрождению Богоявленской обители в XIX веке матушка игумения Мария (Давыдова), не только восстановила и привела в порядок разрушенные пожаром постройки монастыря, но сделала монастырь обителью милосердия: в стенах Крестовоздвиженского-Анастасиина монастыря соединенного с Богоявленским была открыта больница для бедных с курсами сестер милосердия, шестиклассная школа для девочек, богадельня, амбулатория, бесплатная аптека и больница для «лиц духовного звания». В годы Первой мировой войны в Богоявленской обители открылся лазарет для раненых воинов, где сестры монастыря выполняли функции сестер милосердия.

На рубеже XIX- XX веков возрожденный Богоявленско-Анастасиин монастырь стал традиционным местом паломничества как для представителей Дома Романовых, так и для выдающихся церковных и государственных деятелей того времени: его посещали Царственные страстотерпцы, генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович, преподобномученица Елисавета и праведный Иоанн Кронштадский.

В 1919 году богоборческие власти закрыли древнюю обитель, тем самым лишив нашу землю великой христианской пассионарной цивилизации. Ведь как мы знаем, основы цивилизации лежат в духовно-нравственной плоскости.

Но христианская цивилизация сильна тем, что ее созидают люди в соработничестве с Богом (Деян. 5:38,39). 29 августа 1991 года в день празднования обретения Феодоровской иконы Божией Матери костромским князем Василием Ярославичем за Божественной литургией состоялось возведение в сан игумении настоятельницы возрожденного Богоявленско-Анастасиина женского монастыря монахини Иннокентии (Травиной), прибывшей из Свято-Успенской Пюхтицкой обители в Эстонии. Такое событие видится глубоко символичным: за сто лет до этого первой настоятельницей новоучрежденного Пюхтицкого монастыря стала насельница костромской Богоявленско-Анастасииной обители игумения Варвара (Блохина). Теперь эстонская святыня как бы отдавала духовный долг возрождаемой из руин святыне Костромской земли.

Важнейшим событием в истории монастыря и всей Костромской земли стало торжественное перенесение 18 августа 1991 года в Богоявленский собор чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, что дало благословение Царицы Небесной на возрождение духовной жизни на древней земле Северной Фиваиды.

В новейший период истории восстановления монастыря Богоявленская обитель воссияла первым в постсоветской России приютом для девочек сирот, богадельней. Шесть монахинь Богоявленско-Анастасиина монастыря стали игумениями монастырей и передали опыт умной молитвы новому поколению.

Затем уже, после Богоявленской обители, как феникс из пепла стали возрождаться обители Сергиевых учеников: Троице-Сыпанов, Авраамиево-Городецкий, Иаково-Железноборовский, Паисиево-Галичский…стала возрождаться монашеская жизнь в разрушенные лихолетьем стены древних монастырей.

Христианская цивилизация образом Богоявления – Просвещения возвратилась в Северную Фиваиду, на богоспасаемую Костромскую землю, молитвами преподобного Никиты 650-летие со дня рождения которого мы празднуем. Мы с вами являемся наследниками великой христианской цивилизации, наследниками преподобного создавшего здесь обитель Бога Всевышнего, но наступило время быть ее проводниками, чтобы мир весь услышал евангельский призыв: «Такода просветится свет ваш пред человеки... ...ваш предлюдьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

1 Топоров В.Н. Святость и святые. М., 1998. Т. 2. С. 678.

2 Игумен Андроник /Трубачев/. Русская духовность в жизни Преподобного и его учеников. Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность». М., 1989. C. 178.

3 Древние иноческие уставы. М., 1892. С. 139.

4 Житие Григория Пельшемского. Цит. по: Жития святых. Книга дополнительная, первая. М., 1908. С. 169.

5 Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский монастырь. Кострома, 1893. С. 6.

6 Акафист с житием преподобного Никиты Костромского. Кострома. 2012 г. С.55.

 

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Павел Острогский (1877-1937)

Протоиерей Павел Острогский родился 7 июля 1877 г. в с. Прискоково Костромского уезда (ныне - Красносельский р-н Костромской обл-ти) в семье потомственных священнослужителей. В 1892-1898 гг. он обучался в Костромской духовной семинарии, после окончания которой два года работал учителем церковно-приходской школы в своем родном Прискоково.

Подробнее...

Статьи

Рецензия на выход в свет трилогии А. А. Федотова «Сломанный мир».

Относительно недавно появилась на полках библиотек трилогия доктора исторических наук, кандидат богословия, профессора Ивановского филиала Института управления (г. Архангельск) А. А. Федотова. Не раз мы знакомили читателя «Северной правды» с литературными произведениями этого замечательного автора:  его трилогии «Свет во тьме», повестей-сказок «Черный карликовый тигр», « «Орден крылатого Льва», «Последний кот Зверландии», повести «У истоков системы», и др.

Подробнее...