Можно ли всуе упоминать имя Господа? Мы часто говорим "Господи", "Боже мой" и т.п., буквально к каждой фразе и каждому случаю. Когда можно так говорить и когда нельзя?

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Ответ: Третья заповедь  ветхозаветного Закона учит: Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе. Буквально имя Господа, как святыня, не должно употребляться в обыденных разговорах, то есть без чувства благоговения перед Тем, Кто открыл нам Себя в этом имени. "Всуе" со славянского - "напрасно".

Самой большой ценностью для христианина является те чувства, которые он испытывает при мыслях о Боге и если он думает о Нем, если произносит Его имя, то должен это делать, как можно более полно осознавая всю любовь Бога к нему.  Если это слова краткой молитвы - "Господи, спаси!" или просто "Господи", как воззвание к Богу - это правильно. Вы обращаетесь к Богу и называете Его по Имени.

К сожалению, многие из нас  применяют слова, не несущие никакого информационного или эмоционального смысла. Слова-паразиты. Например, "Панимаешь" или "Ну-у-у" . Употребляя их, человек не вкладывает в них никакого смысла и не испытывает никаких чувств. Эти слова произносились им напрасно, всуе, в отсутствие какой-либо цели.

Таким образом, понимание запрета произношения имени Господа всуе основывается на понимании того, что человеку присуще свойство привыкания и склонность к употреблению слов без цели. Поэтому, имя Бога должно произносится как можно реже, чтобы люди не теряли полноты ощущений от приближения к Нему, а так же употребление Его имени должно использоваться только при обращении к Нему в молитвах или при описании его действий.

Помните слова Евангелия: "за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда", не только слово "Бог", "Господь", "Иисус Христос", но за каждое слово, не должно быть праздным слов "ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12: 37).

Приведем выказывания по данному поводу святых отцов:

«— Сего Имени боятся и трепещут все Силы небесные, его со страхом произносят Херувимы и Серафимы, когда славословят и воспевают Господа, а ты осмеливаешься дерзновенно призывать сие Имя даже в шутках и праздных беседах твоих, — даже тогда, когда обманываешь ближнего? "Или не боишься, — скажу словами преподобного Ефрема Сирина, — что огненный серп, виденный Пророком Захариею (Зах. 5; 4), вселится в доме твоем, и потребит тебя и весь дом твой за то, что на Бога Вседержителя ты отверзаешь уста свои? Или ты думаешь, что останешься ненаказанным? — Перестань, человек, чтобы это самое слово, которым пренебрегаешь ты, не сделалось пламенем в устах твоих и не сожгло языка твоего!»

"Страшное дело; — говорит святой Иоанн Златоуст, — слуга не смеет назвать господина своего по имени без нужды и как случилось, а мы Имя Господа Ангелов произносим с такою небрежностью! Христос так щадит нас, что запрещает нам клясться даже собственною головою, а мы до того не щадим славы Господа, что всюду влечем Его! Ты червь, земля, пепел и дым, влечешь к поручительству Владыку своего и принуждаешь Его быть поручителем! Какая дерзость!.. (Златоуст в беседах на Деян. 2, 8, 10, 11, 12; на Мф. 17; ст. 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14).

{backbutton}

Храмы и монастыри

Две рязанские обители

Предисловие

Первые Григоровы-рязанцы – младшие потомки испомещенного Великим князем Московским Иоанном 111 Васильевичем в 1495 году по Можайску Василия Иванова сына Григорова, не получившие доли в родовом поместье.

Подробнее...

Святые и Святыни

Фрязинов Василий Гаврилович (1859 – 1922)

Родился Василий 18 июня 1859 года в семье священника Спасо-Преображенской церкви с. Шалго-Бодуново Кирилловского уезда Новгородской губернии. В 1919 году Церковный совет сообщал: двухэтажная каменная церковь была построена на средства прихожан в 1824 году на месте сгоревшего деревянного храма. Также есть упоминание о том, что её окружала каменная ограда, покрытая тёсом. О внутреннем убранстве говорится следующее: «Иконостас совершенно новый, но в каком году писан – неизвестно, так как в Записи его нет. Старинных вещей, икон, одежд и архива при церкви нет, так как оное всё что было, то погорело в бывшей деревянной церкви, а сейчас что имеется при церкви, то приобретено вновь и нечего старинного не напоминает».

Подробнее...

Статьи

КОСТРОМСКАЯ ГОЛГОФА

                                                 «И когда он снял пятую печать, я увидел под жертвенником
души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели»

                                                                                                                                     (Откр. 6,9)

Аннотация. В статье на примере исповеднического подвига духовенства Русской Православной Церкви показана репрессивная политика советской власти по отношению к религии на территории Костромской епархии. Раскрыта мотивировка реализации «посадочных дел» и механизм вынесения приговоров по «делам священнослужителей», приравненных государством к врагам народа, преступникам, преступление которых состоит в том, что они верят в Бога, только в том, что служат Ему.

Ключевые слова: репрессии, священник, дело, священномученик, расстрел.

Подробнее...