| | vivaspb.com | finntalk.com

Махровский Геннадий Иванович (1857 – 1919)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Протоиерей Геннадий Иванович Махровский родился в 1857 году в семье псаломщика Костромской губернии. В 1881 году окончил Казанскую Духовную Академию кандидатом богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания и 15 августа стал преподавать церковную историю в Саратовской духовной семинарии (в которой прослужил до 1914 года).

13 февраля 1882 года он был рукоположен во священника к Свято-Троицкой церкви или, как ее еще называли, «Старому собору» — старейшему храму саратовской земли, построенному и освященному в 1697 году в котором он прослужил 37 лет.

На протяжении шестнадцати лет с 1884 по 1900 гг. почти ежегодно отец Геннадий в каникулярное время исправлял должность семинарского инспектора.

image002С 1 декабря 1887 года по 28 июня 1889 года он состоял членом Саратовского епархиального ревизионного комитета. С 7 сентября 1888 года по 27 сентября 1898 года о. Геннадий был членом совета Саратовского отделения епархиального училищного совета.

Когда разразился страшный голод после неурожая 1891 года, о. Геннадий с 1892 года стал членом новообразованного епархиального комитета о голодающих. 15 ноября 1894 года он был утвержден старшим священником Свято-Троицкой церкви.

С июня 1894 по 1901 год отец Геннадий состоял членом испытательной комиссии для кандидатов на хиротонию во диакона. 21 января 1895 года был утвержден помощником благочинного саратовских приходских церквей. 24 октября 1895 года утвержден членом Саратовского епархиального училищного совета. С 1 января 1899 года по 4 октября 1901 года состоял членом совета Саратовского епархиального женского училища. С 4 октября 1901 года по 20 сентября 1902 года состоял председателем совета этого училища.

По благословению священномученика Гермогена (Долганёва), епископа Саратовского и Царицынского, отец Геннадий стал товарищем председателя Строительного комитета, который занялся реконструкцией старейшего собора, проводимой по инициативе Преосвященнейшего Гермогена, тогда еще Вольского викария Саратовской епархии. Строительный комитет издал уникальное исследование члена Саратовской ученой архивной комиссии В. П. Соколова «Саратовский Троицкий (старый) собор».

6 мая 1904 года отец Геннадий был возведен в сан протоиерея.

image003С 7 сентября 1904 года по 1914 год состоял заместителем председателя Саратовского епархиального училищного совета.

20 февраля 1906 года Император Николай II в связи с созданием Государственной думы подписал указ о преобразовании функций Государственного совета в верхнюю законодательную палату. В связи с этим были назначены выборы в Гос. Совет и 20 мая 1906 года Определением Священного Синода протоиерей Геннадий Махровский был утвержден в звании заместителя к членам Гос. Совета на трехлетний срок, который в 1909 года был продлен в том же звании еще на три года.

image004С 9 июня 1913 года он стал председателем Сметного комитета. 1 августа 1914 года согласно прошению уволен от должности преподавателя семинарии. Указом Саратовской духовной консистории от 16 января 1916 года за № 776 ему выражена была благодарность епархиального начальства за безмездное и успешное ведение дела в Правительствующем Сенате об освобождении церковной земли от земского обложения. В 1917 г. состоял членом совета епархиального женского училища. Был кандидатом в Учредительное собрание.

По должности священника казенного содержания не получал, а кружечного дохода около 2400 р. в год. Кроме того, получал пенсию по должности преподавателя духовной семинарии в размере 780 р. в год, но как сказано в послужном списке о. Геннадия «в сем 1918 году этой пенсии лишился благодаря Октябрьской революции».

В семье отца Геннадия и его супруги Лидия Ивановна (родилась 14 февраля 1863 г.) было восемь детей.

9 августа 1919 года председателем Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контр-революцией, спекуляцией и саботажем был выписан ордер № 5091 на арест гражданина Махровского, Геннадия Ивановича. На следующий день протоиерей Геннадий был арестован и в регистрационной карточке (п. 16 п/п. «д») было указано, что он арестован как кандидат в Учредительное собрание.

image005В проколе обыска и ареста было указано, что «взято в комиссию одно письмо и памятная книжка». В рапорте, составленном товарищем Арефьевым, производившем обыск сказано: «Священник Махровский показал: "Я служу 37 лет в старом соборе, имею 8 человек детей, политикой я как священник не занимался. Что касается Власти, я признаю каждую власть, которая возьмет в свои руки физической силой. По поводу Учредительного собрания я буквально ничего не говорю, я говорю одно, кто имеет физическую силу, тому Богом поручена власть"». После этого текста стоит подпись о. Геннадия.

На регистрационной карточке протоиерея Геннадия Махровского наложена лаконичная резолюция: «В концентрац[ионный] лагерь».

29 сентября 1919 года саратовская «чрезвычайка» использовав как повод убийство секретаря Московского горкома РКП(б) В. М. Загорского постановила «провести красный террор». К расстрелу были приговорены 28 человек, в числе которых были протоиерей Геннадий Махровский и иерей Олимп Диаконов. Все приговоренные были казнены на следующий день, 30 сентября 1919 года на окраине саратовского Воскресенского кладбища.

Сохранилась выписка из протокола заседания ГубЧК от 29 сентября 1919 года. Комиссия заседала в тюрьме № 3 в составе Лобова, Крумина, Чумака и за отсутствием Герасимова т. Байковского и постановила: «На полном собрании Комиссия еще раз утверждается постановление о расстреле бывших полицейских: Махровского Геннадия Ивановича».

62-летнего маститого заслуженного протоиерея, продержав почти два месяца в концентрационном лагере, расстреляли как «полицейского» без единого допроса и без возможности оправдаться, оставив сиротами 8-х детей.

3 июля 1997 года Прокуратура Саратовской области в своем заключении постановила: «Изучение дела показало, что никаких доказательств контрреволюционной деятельности со стороны Махровского Г. И. в деле не имеется. Сведений в деле об активном участии Махровского в должности полицейского в борьбе против рабочего класса и революционного движения не имеется. Махровский Г. И. репрессирован по социальному признаку».

«На основании ст. 3. п. «Б» и ст. 5 п. «Е» Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года Махровский Геннадий Иванович реабилитирован».

Память о мученической кончине настоятеля Свято-Троицкого собора отразилась в сохранившихся записях на странице старинного синодика Троицкой церкви г. Саратова с записью о заупокойном поминовении «Протоiерея Геннадiя» с пояснением: «Махровскiй разстр. 17 сент. 1919 г.», который ныне находится в экспозиции Саратовского областного музея краеведения. А на форзаце принадлежавшей о. Геннадию Следованной Псалтири сохранились слова: «Эта книга принадлежала настоятелю Св. Троицкого собора протоиерею о. Геннадию Махровскому погибшему в 1919 году. Да упокоит Господь его душу».

Книга ныне хранится в Свято-Троицком соборе г. Саратова.

image006image007

Свято-Троицкий собор, в котором служил протоиерей Геннадий Махровский, был возвращен Церкви 8 октября 1942 года и до 2001 года являлся кафедральным собором всей Саратовско-Волгоградской епархии.

При подготовке материала были использованы:

  1. Клировая ведомость Свято-Троицкой церкви г. Саратова за 1918 год. // ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8469. Л. 5об, 6, 6об.
  2. Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-36081. Л. 1, 2, 3об, 4, 4об, 5, 6, 7.
  3. Красный террор. // Известия Саратовского губернского Совета, 2 октября 1919 года.
  4. ГАСО. Ф. Р.-507. Оп. 1. Д. 255. Л. 113.
  5. Список лиц духовного звания, представляемых к наградам за заслуги в 1894 г. // ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 4383. Л. 6об.
  6. В. П. Соколов. Саратовский Троицкий (старый) собор. Саратов, 1904. С. 149.
  7. Из жизни духовно-учебных заведений Саратовской епархии. // Саратовские Епархиальные Ведомости, № 16 от 15 августа 1914 года. С. 67.

 

 

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Серафим, митрополит Ленинградский

Священномученик Серафим, митрополит Ленинградский (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 году в Санкт-Петербурге, в семье принадлежавшей к именитому галичскому дворянскому роду Костромской губернии. После окончания Императорского Пажеского корпуса Леонид Михайлович Чичагов участвовал в Балканской войне 1876-1877 годов. Затем он проходил службу по военному ведомству и в чине поручика гвардейской артиллерии участвовал в Турецкой кампании 1877-1878 годов. Георгиевский кавалер, герой Плевны. Кроме прочего пожалован иностранными орденами: болгарскими «За гражданские заслуги», Александра второй степени со звездою и французским орденом Почетного Легиона.

Подробнее...

Статьи

Образ последнего Российского императора в автобиографическом наследии Отца Сергия Булгакова

Известный текст С. Н. Булгакова имеет название – «Агония». Он был включён в цикл «Пять лет (1917 – 1922)», представляющий собою рукопись с пометой «Царьград. 17/30. III. 1923г.», найденную в бумагах о. Сергия после его смерти. Цикл начинается замечательной мыслью, в чём-то близкой первой фразе бунинского рассказа «Сны Чанга»: «Жизнь даётся один раз человеку, и в этом смысле дорога и интересна всякая жизнь. Индивидуальность есть как бы окно, чрез которое зрится поток жизни, и личная судьба есть рамка, в которой она оформляется, дробится, конкретизируется…» 1.

Подробнее...