Протоиерей Сарментов Василий Ефимович (1872-1937)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился 28 октября 1872 года в с. Пружинино Нерхтского уезда Костромской губернии, в семье диакона (по некоторым данным в с. Кувакино, Нерехтского уезда Костр. губ.). Окончил Духовную Семинарию в 1896г. и вскоре после этого обвенчался с Ольгой Владимировной Чистяковой (1875г.р.), уроженкой г. Кинешмы, окончившей Костромскую женскую гимназию.

В 1898 году рукоположен во иерея. После окончания Семинарии был направлен служить в один из приходов Костромской губернии. Матушка Ольга помогала о.Василию в его занятиях с детьми в школе. В семье о.Василия и матушки Ольги родилось 13 детей: Александра, Ксения, Елена, Софья, Татьяна, Анастасия, Владимир, Николай, Дмитрий, Ефим, Сергей (двое умерли во младенчестве). О.Василий и матушка Ольга дали своим детям хорошее образование.

С 1910 по 1919 гг. служил в костромском Богоявленско-Анастасиином женском монастыре.

image003В 1919г. был судим, и находился под арестом в течении одного месяца, якобы за оскорбление народного комиссара просвещения Луначарского. С 1919 по 1924 год продолжал служение в Богоявленском храме. С 1924 по октябрь 1929 в Христорождественской церкви г. Костромы. 24 октября был арестован Костромским горотделом ОГПУ. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 03.01.1930 года был обвинен в "антисоветской монархистской агитации и пропаганде". Статья ст.58–10 УК РСФСР. Осужден в числе 12 человек. В материалах дела указывалось: в Костроме организовывались нелегальные кружки, так называемые "сестричества". Под их прикрытием духовники проводили антисоветскую деятельность "в смысле распространения разных необоснованных слухов о войне, голоде [...] и через них открыто тормозили мероприятия советской общественности, в смысле закрытия церквей по просьбе рабочих и проведение антирелигиозной работы". С 1930 по 1933 гг. находился в ссылке в Северном крае. После отбытия ссылки вернулся в Костромскую обл. в г.Судиславль Ярославской области (бывш. Костромская губерния), где служил в Преображенском соборе с 1933 по 1937 гг. По воспоминаниям жителей Судиславля о.Василий был уважаем и любим своими прихожанами. Его уважали за трудолюбие, любовь и истовое служение Богу, доброту и внимание к людям, скромность, нестяжательность.

image002Арестован 29.10.1937 года Судиславским РО НКВД без возбуждения уголовного дела. После его ареста в описи его имущества числились лишь церковные книги, сапоги и брюки.

02/11/1937 года тройкой при УНКВД СССР по Ярославской области обвинен в "организации контрреволюционной группы церковников на территории Судиславского района, антисоветской агитации".

В материалах дела говорится: "...по возвращении из ссылки в 1934г. в Судиславль
Ярославской обл., начал группировать вокруг себя активные контрреволюционные элементы, состоящие из подвергшихся репрессии людей […] церковников, которые обвинялись в реакционно-монархической деятельности. [...] в Судиславле в 1934г. была образована контрреволюционная, повстанческая монархическая организация из пяти человек, среди которых и был Сарментов В.Е. В его квартире систематически собирались эти люди и под видом чаепития проводили контрреволюционные обряды и вели контрреволюционные суждения... С прибытием в Судиславль Сарментова В.Е. число верующих в церкви увеличилось в два-три раза".

Приговорен к высшей мере наказания — расстрелу.

После ареста содержался под стражей в камере предварительного заключения (КПЗ) Судиславльского РО НКВД, в ноябре 1937 года переведен в тюрьму г. Ярославля.

По некоторым сведениям находился в заключении в Архангельской области.

Расстрелян 6 ноября 1938 года (по другим сведениям, что считается более вероятным, в 1937 году в Ярославской области).

Реабилитация

1. Реабилитирован в 1989 году Прокуратурой Костромской обл. по 1930 году репрессий.

2. Реабилитирован Прокуратурой Костромской области по1937году репрессий.

Документы: Архив УФСБ по Костромской обл. Список репрессированных священнослужителей 

 

Храмы и монастыри

Презентация Никольской церкви в селе Саметь Костромского района

Подробнее...

Святые и Святыни

Иван Сусанин: Святой мученик или легенда?

К 400-летию Дома Романовых и подвига Ивана Сусанина

           Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

                                                                                                                       ( Ин.15:13)  

 

Аннотация. Раскрывая различные гипотезы и оценки подвига Ивана Сусанина автор приходит к выводу о христианских мотивах подлинного подвига народного героя, мотивом действий которого была евангельская любовь, о которой говорил Спаситель.

Ключевые слова: Сусанин, миф, патриотизм, святость, Смута, любовь, святой.

Подробнее...

Статьи

О жизни протоиерея Василия Магер

История Церкви ХХ в. история жизни новомученников и исповедников Российских не до конца исследована в настоящее время, т.к. эта тема слишком долго находилась вне сферы интересов историков и краеведов. Важным вкладом в это дело служит созданная   профессором ПСТПУ Николаем Евгеньевичем Емельяновым база данных новомученников и исповедников Российских, которую образно называют «история Церкви, написанная компьютером». В базу данных внесена информация о протоиерее Василии Магер, моем деде.

Подробнее...