Протоиерей Сарментов Василий Ефимович (1872-1937)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился 28 октября 1872 года в с. Пружинино Нерхтского уезда Костромской губернии, в семье диакона (по некоторым данным в с. Кувакино, Нерехтского уезда Костр. губ.). Окончил Духовную Семинарию в 1896г. и вскоре после этого обвенчался с Ольгой Владимировной Чистяковой (1875г.р.), уроженкой г. Кинешмы, окончившей Костромскую женскую гимназию.

В 1898 году рукоположен во иерея. После окончания Семинарии был направлен служить в один из приходов Костромской губернии. Матушка Ольга помогала о.Василию в его занятиях с детьми в школе. В семье о.Василия и матушки Ольги родилось 13 детей: Александра, Ксения, Елена, Софья, Татьяна, Анастасия, Владимир, Николай, Дмитрий, Ефим, Сергей (двое умерли во младенчестве). О.Василий и матушка Ольга дали своим детям хорошее образование.

С 1910 по 1919 гг. служил в костромском Богоявленско-Анастасиином женском монастыре.

image003В 1919г. был судим, и находился под арестом в течении одного месяца, якобы за оскорбление народного комиссара просвещения Луначарского. С 1919 по 1924 год продолжал служение в Богоявленском храме. С 1924 по октябрь 1929 в Христорождественской церкви г. Костромы. 24 октября был арестован Костромским горотделом ОГПУ. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 03.01.1930 года был обвинен в "антисоветской монархистской агитации и пропаганде". Статья ст.58–10 УК РСФСР. Осужден в числе 12 человек. В материалах дела указывалось: в Костроме организовывались нелегальные кружки, так называемые "сестричества". Под их прикрытием духовники проводили антисоветскую деятельность "в смысле распространения разных необоснованных слухов о войне, голоде [...] и через них открыто тормозили мероприятия советской общественности, в смысле закрытия церквей по просьбе рабочих и проведение антирелигиозной работы". С 1930 по 1933 гг. находился в ссылке в Северном крае. После отбытия ссылки вернулся в Костромскую обл. в г.Судиславль Ярославской области (бывш. Костромская губерния), где служил в Преображенском соборе с 1933 по 1937 гг. По воспоминаниям жителей Судиславля о.Василий был уважаем и любим своими прихожанами. Его уважали за трудолюбие, любовь и истовое служение Богу, доброту и внимание к людям, скромность, нестяжательность.

image002Арестован 29.10.1937 года Судиславским РО НКВД без возбуждения уголовного дела. После его ареста в описи его имущества числились лишь церковные книги, сапоги и брюки.

02/11/1937 года тройкой при УНКВД СССР по Ярославской области обвинен в "организации контрреволюционной группы церковников на территории Судиславского района, антисоветской агитации".

В материалах дела говорится: "...по возвращении из ссылки в 1934г. в Судиславль
Ярославской обл., начал группировать вокруг себя активные контрреволюционные элементы, состоящие из подвергшихся репрессии людей […] церковников, которые обвинялись в реакционно-монархической деятельности. [...] в Судиславле в 1934г. была образована контрреволюционная, повстанческая монархическая организация из пяти человек, среди которых и был Сарментов В.Е. В его квартире систематически собирались эти люди и под видом чаепития проводили контрреволюционные обряды и вели контрреволюционные суждения... С прибытием в Судиславль Сарментова В.Е. число верующих в церкви увеличилось в два-три раза".

Приговорен к высшей мере наказания — расстрелу.

После ареста содержался под стражей в камере предварительного заключения (КПЗ) Судиславльского РО НКВД, в ноябре 1937 года переведен в тюрьму г. Ярославля.

По некоторым сведениям находился в заключении в Архангельской области.

Расстрелян 6 ноября 1938 года (по другим сведениям, что считается более вероятным, в 1937 году в Ярославской области).

Реабилитация

1. Реабилитирован в 1989 году Прокуратурой Костромской обл. по 1930 году репрессий.

2. Реабилитирован Прокуратурой Костромской области по1937году репрессий.

Документы: Архив УФСБ по Костромской обл. Список репрессированных священнослужителей 

 

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Гробовиков Александр Константинович (1876-1941)

Родился в Ярославле в 1876 г.  С 1876 г. работал учителем. В 1900 г. рукоположен в сан священника. В 1917 г. служил священником в церкви с. Красное Ярославского уезда. В 1920-х гг.  служил в церкви с. Шарна, Любимского р-на. Благочинный. Арестован 05.11.1930 г. Обвинен в антисоветской агитации. 09.01.1931 приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. По окончании срока служил в с. Контеево Буйского района. 07.07.1941 года повторно арестован органами НКВД. 06.10.1941 г. осужден по ст. 58 пп.10, 11 УК РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу. Расстрелян 15.11.1941 года.

Подробнее...

Статьи

Отречение от веры. Мировоззренческая убежденность или сумма обстоятельств? К теме ренегатства 1960-х годов.

Аннотация: В статье, на примере отречения от религиозных убеждений священника И. Н. Кубина дается анализ его «мировоззренческому перевороту». На основании архивных данных показаны действительные мотивы, которые двигали Кубиным пожелавшим, чтобы его антирелигиозные откровения были опубликованы: они находились в сфере бытовой заинтересованности. Логика действий Кубина показывает, что его поступок был актом досады в отношении астраханского епископа, с которым у него не сложились личные отношения, что и выразилось впоследствии актом «отречения». Таковые психологические ситуации были использованы  властями в антирелигиозных целях, но негативно отобразились на судьбе «пострадавших» бывших священнослужителей. Их жизненные ситуации были использованы властями в качестве пропагандистского приема, оставив безразличным отношение в судьбе «обиженных» церковной властью ренегатов.

Подробнее...