Святитель Иустин (Полянский) епископ Уфимский (+1903)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

i400Память 26 сентября, в Соборе Воронежских святых – 4 сентября и в Соборе Крымских святых – 15 декабря.

Родился приблизительно в 1832 году в Воронежской губернии. При крещении был назван Михаилом. Сын диакона с. Богатырева. Михаил Евграфович ПолянскийВ 1853 году окончил Воронежскую духовную семинарию. В этом же году по благословению архиепископа Воронежского женился на сироте, дочери священника. 25 сентября 1854 года рукоположен в сан диакона, а 26 сентября - в сан иерея. В 1864 году овдовел и 1 июня архиепископом Иосифом был пострижен в монашество с именем Иустина, а не с именем Митрофана, в честь свят. Митрофана Воронежского, как ему хотелось. Архиепископ Иосиф, будучи прозорливым, знал, что Иустина ожидает не монастырская жизнь, а предлежит ученая дорога по стопам свят. Иустина философа. Назначил новопостриженника народным духовником и проповедником в монастыре и одновременно утвердил педагогом в Воронежское духовное училище.

В 1869 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем Харьковской духовной семинарии.В 1870 году удостоен степени магистра богословия за свою диссертацию "Нравственное учение св. отца нашего Исаака Сирина" и назначен инспектором Литовской духовной семинарии.

15 апреля 1872 года возведен в сан архимандрита.

С 26 декабря 1875 года - ректор Костромской духовной семинарии, одновременно был преподавателем по Догматическому богословию (1875-1884). По его инициативе в Костромской семинарии было построено семь каменных корпусов и семинарский сад (Кострома, Верхняя набережная, с 1925 г. –ул. 1МАЯ, ныне корпуса Костромского государственного университета).При нем был освящен семинарский Сретенский храм (1878-1918).

В Костроме вышло первое печатное сочинение Иустина (1883 г.), написанное в связи с кончиной 7 июня 1883 г. епископа Игнатия (Рождественского). Здесь же Иустин составил по семинарской программе труд «Православно-христианское вероучение, или Догматическое богословие».

27 января 1885 года хиротонисан во епископа Михайловского, вик. Рязанской епархии.

С 10 августа 1885 года - епископ Новомиргородский, вик. Херсонской епархии. По свидетельству Иустина, во время служения на Херсонской кафедре он удостоился посещения Божьей Матери: «Явилась мне, недостойному, во всей небесной красоте и величии и возложила на меня большой венок из белых роз и лилий. И когда я в необыкновенном восторге спросил: “Кто это?” – мне отвечал невидимый голос: “Святая Святых Большая!”». Для увековечения памяти об этом событии Иустин поставил в херсонском соборе, на горнем месте, икону Успения Божьей Матери, а под ней – медную дощечку с надписью: «Радуйся, Святая Святых Большая»; рядом положил резной позолоченный венок с крестом посередине. Позже, пребывая на Тобольской кафедре, Иустин составил акафист Абалакской «Знамение» иконе Божьей Матери, в каждом икосе которого имеется воззвание: «Радуйся, Святая Святых Большая». В период пребывания Иустина на Рязанской кафедре была написана большого размера, в рост, икона Божьей Матери, которую украшал венок («во образ виденного»). Иустин передал её в Успенский Ольгов монастырь в Рязанском уезде и губернии, обращённый им из мужского в женский.

С 16 декабря 1889 года - епископ Тобольский и Сибирский. Здесь он много потрудился в деле благоустройства Обдорской и других Северных епархиальных миссий. Иустин чтил память «апостола Сибири» митрополита Тобольского Филофея (Лещинского).

«Девиз мой – истина и справедливость» - писал он в составленном им «Келейном правиле».

17 июля 1893 года уволен на покой и назначен управляющим Раненбургской Петропавловской пустынью Рязанской епархии. С 10 декабря 1894 года - епископ Рязанский и Зарайский. С 14 октября 1896 года - епископ Уфимский и Мензелинский. С 14 июля 1900 года уволен на покой и снова назначен управляющим Раненбургской пустынью. В июле 1903 года перемещен в Григорьево-Бизюковский монастырь, Херсонской епархии.

Скончался 26 сентября 1903 года в глубоком затворе в одной из башен Бизюковского монастыря.

Фельдшер Бизюкова монастыря Н. Ногачевский, хорошо знавший епископа Иустина, рассказал такой случай:

В 1919 году группа юношей задумала проникнуть в замурованный в одной из башен Бизюкова монастыря склеп, где был похоронен по завещанию епископ Иустин и надругаться над телом усопшего. Темной осенней ночью они подошли к стене монастырской башни и стали железным ломом пробивать отверстие в склепе. Ударов в стену почти не было слышно, так как сильный ветер сгибал деревья и все вокруг гудело от непрестанного шелеста листьев.

Когда юноши пробили несколько отверстий в стене и уже предвкушали удовлетворение своего злого умысла, внезапно вырвались из этих отверстий яркие бело-фиолетовые струи огня и привели в замешательство "трудившихся". Одни из них упали на землю, другие бросились бежать, ухватившись от страха и ужаса за головы. Произошел полный переполох. Так Божия десница предохранила своего угодника от поругания.

0ed08d7a3041236ed250d242b47819a5
29558586
3844954-doc1-778715ea-f379-4b33-b6f5-727962410e0f
8de823c8f9c6ad04dd73d774a272c9fe
i400
iustin-polyanski-big-1063
shop items catalog image3455

Благотворитель и ученый, плодовитый духовный писатель - оставивший большое литературное наследство. Обладал замечательным даром слова. Еще будучи педагогом Костромской духовной семинарии, где преподавал догматику, своими воодушевленными лекциями, будил сердца слушателей, просвещая не только ум, но и сердце. Яркий проповедник и благоговейнейший епископ - аскет и затворник. Был очень скромным и многие свои произведения печатал под инициалами "А.И." или "Е.И." (архимандрит или епископ).

Епископ Иустин сам похоронил своего учителя, наставника, друга, отца (Архп. Иосиф скончался 10 февраля 1892 г.) этого великого старца Божия - прозорливца, который 8 сентября 1864 года, служа в Пятницкой церкви г. Воронежа на Рождество Богородицы, освящая антиминсы внезапно ослеп и только сказал: "Благо мне, яко смирил мя еси Господи" - литургию окончил слепым. И потом двадцать семь лет благодушно переносил свою слепоту до своей мирной и благочестивой смерти.

Для архиепископа Иосифа епископ Иустин был ближе сына родного, и, конечно, на всю его жизнь в сане священника, монаха, епископа, ученого, проповедника, аскета, затворника и архиепископа имел громадное влияние. Под его умелым старчеством вырос и окреп писательский талант епископа Иустина, а душа его достигла духовного совершенства. Стал он благоговейным епископом и строгим монахом-аскетом, проведшим остаток дней своей жизни в глубоком затворе.

Иустин глубоко почитался в народе как истинный пастырь, настоящий монах, подвижник. В монастырь к месту упокоения Иустина совершались паломничества верующих.

Сочинения Преосв. Иустина весьма разнообразны по содержанию и их можно разделить на четыре группы:

  1. Догматические,
  2. Историко-патриотические,
  3. Нравоучительные и
  4. Гомилетические.

Его учения были изданы в 12-ти обширных томах. Для примера можно указать, что только в 10-ти томах его сочинения 4500 страниц - почти 300 печатных листов. Этот громадный труд потребовал большой усидчивости.

Не останавливаясь подробно на его многочисленных сочинениях, нам хочется особо отметить его труд "Келейное правило", о котором нигде нет сведений в имеющихся в нашем распоряжении печатных и рукописных источниках, так как оно только в 1910 году посмертно было оттиснуто при Православной миссии в Корее, в журнале "Китайский Благовестник" (вып. 2-ой и 3-й и т.д.).

Том 1. О Новом Завете. О Евангелиях. Солнце Правды — Христос Бог наш. Кающийся грешник. Причастник Св. Тайн. Зерцало Православного Исповедания. День святой жизни. Последние минуты христианина.

Том 2. Светила Церкви. Нравственное учение св.отца нашего Исаака Сирина. преподобный Нил, подвижник Сирский. Житие и страдание св. мученика Иустина Философа. Жизнь святителя Димитрия Ростовского. Жизнь и страдания святого мученика Феодота Анкирского и св. 7 мцц. дев. Жизнь и страдания сщмч Климента, еп. Анкирского.
Том 3. Божественное лицо и дело Господа нашего Иисуса Христа. Очерки основных положений Христанского нравоучения.

Том 4. О Боге Творце и Промыслителе Мира.

Том 5. —————-—————-—

Том 6. О Боге Освятителе, Судии и Мздовоздаятеле.

Том 7. Догматы по Стефану Яворскому

Том 8. Догматы по Стефану Яворскому

Том 9. Мысли на каждый день года

Том 10. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. Поучения.

Том 11. Чтения о Новом Завете. Палестинские вечера в Рязани. Краткий исторический очерк нравственности. Как жить по указанию псалмов. Нерукотоворенный образ Всемилостивого Спаса и поклонение Ему. Совет Господа нашего Иисуса Христа и Его Завещание. О святом Василии, еп. Рязанском. Св. князь Рязанский вмч. Роман Ольгович. Разные статьи религиозно-нравственного содержания.

Том 12. Речи, Воззвания, Поучения. Статьи религиозно-нравственного содержания. Мысли. Воспоминания о Высокопреосвященном Иосифе, архиепископе Воронежском. Руководство священнослужителям при совершении церковных богослужений.

Из проповеднического наследия епископа Иустина:

«Такова сила истиннаго дружества! Если мы пребудемъ въ любви Божіей, будемъ стараться исполнять Его св. волю и пребудемъ вѣрными Ему и присными Ему, какъ обѣщались, когда говѣли, — Господь и насъ воскреситъ отъ смерти грѣховной, какъ воскресилъ четверодневнаго Лазаря. Но не забудемъ и того, что истинная любовь и дружба, бывающая и между людьми, особенно между христіанами, всегда бываетъ всемогуща: другъ друга, сказано, носите тяготы, и тако исполните законъ Христовъ. Къ сожалѣнію, такая любовь и дружба рѣдка между нами; и если бываетъ, то ее не любятъ и относятся къ ней недружелюбно. Аминь».

Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1895. — С. 155-159.

В 1886 году, еще будучи викарным епископом Новомиргородским Херсонской епархии, епископ Иустин начал свой труд "Келейное правило", которое окончил в Уфе в 1898 году 16 октября. Составлял оно его под руководству всех бывших под руками святоотеческих правил. Задача этого колоссального труда, который потребовал упорной и кропотливой работы на протяжении двенадцати лет: во-первых, обнять всю область предметов, подлежащих молитве, молению, прошению и благодарению, а, во-вторых, занять молитвой все время в течение уединенной монашеской жизни для стяжания духа непрестанной молитвы.

Святитель Иустина епископ Уфимский был прославлен, как месточтимый святой, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в Соборе Крымских святых в 1988 году, и в Соборе Воронежских святых (празднование установлено в 2002 г.)

В пятом номере Рязанских епархиальных ведомостей за 1896 год было опубликовано следующее обращение епископа:

"Прошу просителей! Никогда не делать мне земных поклонов: для меня довольно поясных, а земные - Богу. Менее низости, более усердия к службе, никакого низкопоклонства, одной правды - вот почести, которых я желаю!

Правда и усердие

Вызывают милосердие;

А истины извращение

Возбуждает отвращение." [1]

В библиотеке Тобольского музея-заповедника хранятся некоторые изданные в Тобольске книги епископа Иустина. Среди них: «Мысли на каждый день года. Месяц январь (31 день)» (Тобольск, 1892. – 53 с.). В конволютное издание «Мысли на каждый день года. Январь-декабрь», увидевшее свет в 1894 г., вошли поучения на все месяцы года. Имеется также книга «Святая Четыредесятница: поучения, говоренные Преосвященным Иустином, епископом Тобольским и Сибирским, в Великий пост 1893 года в г. Тобольске» (Тобольск, 1893. – 204 с.) и другие.

Его поучения были изданы в 12-ти обширных томах. Для примера можно указать, что только в 10-ти томах его сочинения 4500 страниц - почти 300 печатных листов. Этот громадный труд потребовал большой усидчивости.

Источниу:Жития семинарских святых. Ч.2 / сост. Рева К.А./ Воронеж: Редколлегия Студенческого совета ВПДС, 2009. С.11-13

 

[1] Рязанские епархиальные ведомости, 1896, № 5, с. 88.

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Иеромонах Ефимий (Пикалев, 1897 – 1937)

Иеромонах Ефимий (в миру Павел Александрович Пикалев) родился 21 ноября 1897 года в с. Александровка, Белоостровского уезда С.Петербургской губернии в крестьянской семье. Образование – 4 года сельской школы. Работал рабочим на заводе. В гражданскую войну воевал в рядах Красной армии ( в деле есть запись следователя, что Пикалев П. А. в Гражданскую войну был коммунистом и коммисаром, при этом носил нательный крест.).

Подробнее...

Статьи

Попытки церковных реформ в царствование Святого Императора Николая II

Царствование императора Николая II было ознаменовано попытками проведения реформ, направленных на стабилизацию политической и социально-экономической обстановки в стране, которые в целом не увенчались успехом. Половинчатость и непоследовательность отличала и реформы в сфере церковного устройства. Однако, как справедливо отмечал на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий « церковная политика Императора не вышла за рамки традиционной синодальной системы управления Церковью. Однако именно в царствование Императора Николая II дотоле два века официально безмолвствовавшая церковная иерархия получила возможность не только широко обсуждать, но и практически подготовить созыв Поместного Собора.»1 Широко распространен и рассказ о том, что император Николай II якобы хотел сам стать Патриархом, с целью чего планировал по соглашению с императрицей оставить престол своему сыну и учредить при нем регентство из императрицы Александры и великого князя Михаила, и неофициально беседовал об этом с членами Синода2, но официально данный вопрос не обсуждался.

Подробнее...