Церковь Рождества Богородицы в Костроме (1627)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

image001Церковь Рождества Богородицы в Костроме впервые письменно упоминается в Писцовой книге 1627/28-1629/30 гг. "На берегу у Волги церковь Успение Пречистые Богородицы да три предела Макарья Желтовоцкого Унженского чудотворца, да Якова Боровского чудотворца, да Леонтия Ростовского чудотворца древяна, верх шатровой, да церковь другая с трапезою Рождество Пречистые Богородицы, да предел преподобного Сергия чудотворца древяна клецки, а в церквах образы месные, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строенье мирское приходных людей, а церковных служебников поп Григорей Панкратьев, да поп Федосей Корнильев, да церковной дьячок Любимко Федосеев, да просвирница Ксенья, а земли церковной и с кладбищем в длину 39 сажен, поперег 26 сажен, да церковные ж земли на берегу у Волги под колоколницею и под кельями в длину 12 сажен с полусаженью, поперег 9 сажен... А на церковной земле 10 келей бобылских схожих бедных людей и нищих, кормятца Христовым имянем..."» (ПКК Л.592,592 об).

image002Следующее упоминание о Рождества-Богородицкой церкви мы находим у Г. Холмогорова и связано оно с перестройкой храма, за его ветхостью. Датируется данное обстоятельство 1728 годом. Так же сказано, что новая церковь возводится «во имя тотъ же престолъ». Таким образом, теплый храм Рождества Богородицы в начале XVIII столетия получает новую жизнь.

image003В XVII веке теплая Рождества-Богородицкая церковь находилась в одном ансамбле с Успенской церковью и составляла с ней единый комплекс, на месте которого в 1786 году был построен каменный Успенский пятиглавый храм с приделами в честь Рождества Иоанна Предтечи и преподобного Макария Унженского с колокольней. Церковь Рождества Богородицы упраздняется.

 «Клетский» храм - самый простой древнерусский деревянный храм. Основой всех деревянных построек была клеть, или сруб (отсюда и происходит название этой разновидности церквей). Мастера соединяли три и более клети под одной крышей с алтарем, которому придавали скругленную форму. Их архитектура имела много общего с жилыми строениями и составлялась из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала (кафоликон), трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни.

image004 Успенская каменная церковь на месте церковного ансамбля Успенской и Рождества Богородицкой церкви была построена в 1786 г. в стиле барокко тщанием уроженца Костромы, архимандрита Соловецкого монастыря Досифея, а так же, «прихожан и жертвователей». Освящение нового храма состоялось в 1786 году. В начале XIX века при храме построили двухъярусную колокольню в стиле классицизма. Церковный причт к началу XX века состоял из священика, диакона и псаломщика. В начале ХХ века Г. Н. Лукомский, в описании церквей г. Костромы, восхищался живописным видом и уютом этого храма.

image005В январе 1929 года Костромской губисполком постановил передать Успенский храм для "культурных нужд профсоюзов", после чего, здесь разместился так называемый "Клуб безбожников". Вскоре в начале 1930-х годов храм был разрушен.

image006В конце 2018 года ряд энтузиастов, в частности костромской предприниматель А. С. Федоров и председатель Костромского отделения Международной общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество» прот. Дмитрий Сазонов, с благословения митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта решили осуществить проект восстановления храма Рождества Богородицы с историческим приделом преподобного Сергия и приделом во имя святого апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя моряков. В связи с расположением храма в береговой зоне акватории Волги, было принято решение ориентировать его назначение как «морской храм». Святой апостол Андрей, небесный покровитель Российского флота был покровителем волжских моряков-костромичей, которые под «Андреевским флагом» ходили не только по родной Волге, но и в «дальние моря». Костромская земля - родина династий выдающихся военных моряков: Барановых, Бутаковых, Куприяновых, Карцевых, Перелешиных и Чичаговых. Костромская область подарила стране шесть Героев Советского Союза Военно-морского флота – в этом списке адмирал флота Смирнов, капитан 1 ранга Державин, подполковник Сыромятников, капитан Елькин, младший лейтенант Бродюк, главный старшина Куколевский, Герой Российской Федерации, гвардии майор, морской пехотинец Полковников. Свыше 110 адмиралов Российского флота – костромичи. Более 30 кораблей и судов были названы в честь Костромы и выдающихся костромичей. Память о них, моряках-костромичах, как предполагают инициаторы возрождения храма, будет увековечена на мемориальных плитах расположенных в комплексе возле церкви. Кроме прочего, около храма планируется установка скульптуры св. апостола Андрея Первозванного (скульп. М. Галушко).

image007В 2019 году была создана церковная община, настоятелем которой стал клирик костромского Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора настоятель Пантелеимоновско-Елисаветинского храма г. Костромы, протоиерей Дмитрий Сазонов. В церковную общину вошли наставники и курсанты костромского Детского морского центра.

image008 В настоящий момент разрабатывается проектная документация возрождаемого храма. Идут положенные в таком случае согласования. На месте восстановления храма проводятся археологические изыскания.

Весной - осенью 2022 году года  на территории бывшего предприятия «Костромамебель» (территория бывшего посада первого костромского кремля, в непосредственной близости к Волге), проводились археологические раскопки, в результате которых было найдено местонахождение (остатки фундамента) церкви Успения Пресвятой Богородицы, а также частокол и мостовая, отделявшие церковную территорию с некрополем от Успенского переулка.

Инициаторы возрождения Рождества-Богородицкой церкви выражают надежду, что вскоре Кострома будет украшена новой жемчужиной храмовой архитектуры, что станет восстановлением ее древней красоты. А люди получат место молитвы, поддерживая традицию своих предков – волжских мореходов!

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Аполлос Алексеевич Благовещенский (1845-1931)

К памяти всех за веру Христову пострадавших в ХХ веке…

Аполлос родился 13 декабря 1845 года в семье Алексея Степановича Благовещенского, дьякона церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Пречистое  Любимского уезда Ярославской области.

Подробнее...

Статьи

Иеромонах Михаил (Чепель). Каждый день с Богом.

Новая книга иеромонаха Михаила (Чепеля) представляет собой систематизированные в алфавитном порядке сведения, содержавшиеся в цикле его книг "Человек в поисках истины" и "С точностью наоборот. Записки на полях". Потребность в этом издании стала понятна после того, как несколько десятков человек обратились к автору со словами о том, как им помогли его ответы на мучившие их вопросы, и что написанное им уже столь объемно, что возникла потребность привести это в систему.

Название книги очень точно отражает её суть - именно каждый день мы должны быть с Богом, а не какое-то время уделять этому; вся наша жизнь должна быть освящена Христом, если мы стремимся жить в Боге. Подзаголовок "Богословие для мирян" показывает, что книга отвечает на вопросы, которые большей частью возникают именно у мирян; при этом работы отца Михаила интересны самым разным читателям.

Подробнее...