| | vivaspb.com | finntalk.com

Протоиерей Магер Василий Устинович (1883- 1960)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image002Родился 14 января 1883г., в м. Крево, Ошмянского уезда, Виленской губернии, царства Польского, Российской империи в крестьянской семье. После Октябрьского переворота 1917г. Василию Магеру с женой и двумя детьми пришлось оставить все имущество и эвакуироваться в Красноярск.

До 1920г. при правительстве Колчака Василий Магер работал на железной дороге кондуктором. В дальнейшем Василий Устинович также работал железнодорожным служащим. Семья проживала в железнодорожном районе города, где была расположена кладбищенская церковь. Обладая хорошим голосом, Василий Устинович Магер пел в церковном хоре. В 1922 году за пение в церковном хоре Василий Магер был уволен с работы по сокращению штатов. С 1924 по 1928 гг. был псаломщиком в Никольской церкви с.Никольское-Аладьиных (с.Б.Яковлевское) Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне Ивановская о., Приволжский р-н.). В 1928 году был рукоположен дьяконом к Никольскому храму с. Сидоровское Нерехтского уезда ИПО. Священниками в церкви с.Сидоровское были Александр Аристархович Назарицкий и Василий Сперанский. Тот факт, что Василий Магер рожден в Виленской губ., и поддерживает связь с братом, живущим в Вильно, наряду с немецкой фамилией, вызывал подозрения у работников ОГПУ. Из доноса (материалы дела 1930г.): "Магер приехал к нам недавно, но говорил, что ничего не боится, т.к. является польским подданным. И что имеет справку РИК и скоро поедет в Польшу. Бывает в компании священников, а к нему ходит Попов А.Н., с которым они друзья, и вместе приехали в с.Сидоровское". 24 февраля 1930 года о. Василий был арестован Был арестован Костромским РО ОГПУ в период "сплошной коллективизации" вместе с двумя священниками храма (о.Василием Сперанским и о.Александром Аристарховичем Назарицким), псаломщиком храма и церковными активистами. В доме произвели обыск, описали и вывезли имущество. По воспоминаниям 8-летней тогда дочери Веры, матушка Анастасия прятала Евангелие в дровах. Обвинен по статье 58–8 УК РСФСР как "участник а/с группы с.Сидоровское, антисоветская агитация, травля колхозников". Находился в Костроме 2–3 месяца в тюрьме, был освобожден с подпиской о невыезде.

image001В 1931 году служил в Успенской церкви с. Наволоки Кинешемского р-на ИПО (Ивановской промышленной области). В 1931г. в селе появился обновленческий священник Александр Боярский, захвативший церковь при содействии местных властей. Диакон Василий Магер не стал служить в обновленческой церкви и перешел в с.Семигорье. Церковь в с.Наволоки вскоре была закрыта. (Священник Александр Боярский в 1934г. также был арестован в Иваново-Вознесенске).

Село Семигорье находилось недалеко от с.Наволоки. Настоятелем Благовещенской церкви с.Семигорье был о.Павел Никанорович Березин, который являлся большим почитателем Кинешемского епископа Василия (Преображенского). Он говорил: "Я считаю епископа Василия столпом Русской Православной церкви и праведником". В связи с тем, что церковь в с.Наволоки перешла к обновленцам, то многие православные прихожане церкви с.Наволоки, в том числе жившие там духовные чада епископа Василия (Преображенского), приходили на богослужения и духовные беседы в церковь с.Семигорье.

18 декабря 1932г. Арестован органами Вичугского РО ОГПУ вместе с о.Павлом Березиным. При обыске ничего "подозрительного" обнаружено не было. При аресте сотрудники ОГПУ забрали все вещи, увели корову. Из постановления при аресте: "Являясь диаконом и сподвижником епископа Василия (Преображенского), высланного за контрреволюционную деятельность, достаточно изобличается в том, что совместно с попом Березиным, кулаком-церковником Тихомировым, последователями епископа Василия — Сидиковым, Сторонкиным организовал тайные моления, собрания, организовали паломничество рабочих верующих семей в село Семигорье, чем отрывали их от работы путем агитации против мероприятий Советской власти... "

Арестован 29 июля 1933 года. Проходил по делу вместе с епископом Василием (Преображенским), священником о.Павлом Бородиным и др., в основном — духовными чадами епископа Василия (всего по делу было осуждено 11 человек). Групповое дело "дело епископа Василия (Преображенского), священника Павла Березина, диакона Василия Магера и др., Кинешма, 1933г." Обвинение "а/с и антиколхозная агитация, активный член к/р кружка "Васильян" группы "Истинно Православная Церковь", руководимой епископом Василием (Преображенским)". Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР.

Из обвинительного заключения: "Являлся активным членом к/р кружка группы "ИПЦ", руководимой епископом Василием Преображенским. Лично сам руководил женским кружком в с.Новлянском. Устраивал нелегальные молитвенные сборища, куда привлекал колхозников и крестьян-единоличников, где обрабатывал их в а/с направлении. Вел антисоветскую и антиколхозную агитацию, распространяя контрреволюционные слухи среди крестьян...".

Из показаний диакона Василия на допросе: "Я сознаюсь, что Березина с кружковцами [членами православной общины] познакомил я... Я и Березин, как духовные лица, естественно, были обижены Советской властью как за притеснение в экономическом смысле, так и в духовном. Кроме того, наши взгляды на жизнь с Советским строем расходились, так как мы по своим убеждениям всецело за укрепление христианства. Советская власть всецело стоит за уничтожение религии... Я не знаком с высшим духовенством, а также с епископом Василием... "

Судебная тройка при УНКВД СССР по Ивановской обл. установила виновность Василия Устиновича Магера по ст.58–10,58–11 УК РСФСР. Постановлением тройки при ПП ОГПУ по ИПО от 29 июля 1933г. В.У.Магер был осужден к 10 годам ИТЛ.

С 1933 по 1937 гг. отбывал наказание в Ярославскай области, Дмитлаге, в 3-м отделении ОМЗ при ИТК "Хлебостроя". В заключении 11 июля 1937г. на него было заведено новое уголовно-следственное дело "для расследования с последующим привлечением к уголовной ответственности по обвинению в к/р деятельности среди заключенных". Дело N 5675 Архива НКВД-ФСБ по Ярославской обл. Из обвинения: "Как служитель религиозного культа, отбывая наказание в Рыбинской тюрьме, продолжал вести к/р деятельность среди заключенных, произносил к/р высказывания против Соввласти и ее руководителей, восхвалял изменников Родины". Первый раз был допрошен 11 июля 1937г. Виновным себя не признал. 17.07.1937г. следствие было окончено, "дополнений к следствию" у обвиняемого не было. Статья ст.58–10 УК РСФСР Приговор - 10 лет ИТЛ, считая с 10 октября 1937г. с погашением прежнего приговора. Он был отправлен в Кулойлаг Архангельской обл.

Находился в Кулойлаге на лесоповале. Тяжелые работы подорвали его здоровье. По окончании срока наказания Василий Магер был освобожден осенью 1943 года.

В состоянии крайнего истощения, продвигаясь на костылях, он вернулся домой.

После восстановления здоровья о.Василий был рукоположен в сан иерея во Владимире. С 1946 по 1949 гг. служил в с. Семеновское Ивановской области.

В 1949г. о.Василий был "снят с регистрации" за проведение службы вне храма, в отдаленных деревнях и хуторах. С 1951 по 1959 гг. служил в с. Спасском и Острецово Ивановской области.

Все годы о.Василий ходатайствовал об открытии храма в с.Семигорье. Свой земной путь он окончил в сане протоиерея. Скончался в возрасте 77 лет.

В настоящее время Благовещенский храм села Семигорья состоит подворьем Свято-Введенского монастыря г. Иванова, и восстанавливается.

Реабилитирован прокуратурой Ивановской области по 1933 году репрессий 11.04.1989 года.

Библиография

Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн.2. С.222.

Магер П. Сила молитвы// Православная Москва. 2000. Март. N 5(215).С.5.

 

 

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Икона Макарий Унженский с 21 клеймом жития» из собрания Ярославского художественного музея

В собрании ЯХМ хранится одна из ранних известных икон Макария Унженского с житием в 21 клейме[1]. Она происходит из Спасо-Архангельской церкви из г. Романова (ныне - г.Тутаева Ярославской области), и была создана в 1630-40-х гг. Икона опубликована в каталогах ЯХМ и уже была в центре внимания исследователей[2]. В предлагаемой работе сделана попытка уточнить и развить существующие мнения и версии, а также высказать некоторые дополнительные соображения относительно иконографии данного памятника[3].

Подробнее...

Статьи

Николушка. Повесть

Дедушка и внук

Стоящие у подъезда бабушки, которых даже произошедший год назад демонтаж лавочек не заставил изменить своему призванию регулярно как на работу, собираться на этом месте, чтобы «перемывать кости» всем проходящим мимо, вдруг затихли. Их взгляды с интересом впились в седого мужчину в длинном плаще с коротко подстриженными волосами и небольшой бородой, который вел за руку мальчика лет семи.

- Здравствуйте, батюшка! – услужливо улыбнулась Вера, которая обычно никому не улыбалась и первая никогда не здоровалась.

- Здравствуйте, - спокойно и доброжелательно ответил мужчина.

Все остальные, включая мальчика, тоже сказали «здравствуйте». Когда дверь подъезда за вызвавшими такой интерес спутниками закрылась, Зина, которой явно не терпелось высказаться, оживленно затараторила:

- Вот ведь, священник отец Николай, казалось бы все хорошо должно быть у него, ведь молиться постоянно, а надо же какая беда!

- Что за беда? – заинтересованно спросила Лида, которая лишь недавно была принята в это почетное сообщество и еще не обладала должным для его представителей уровнем информированности.

Подробнее...