Блаженный Симон Юрьевецкий

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

ureveckii23 мая, на следующий день после празднования перенесения в 1087 году мощей святителя и чудотворца Николая, Церковь молитвенно обращается к заступничеству нашего земляка - блаженного Симона, Юрьевецкого, святого собора Костромских святых.

В 2014 году празднуется 430 лет со дня его блаженной кончины. Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый, родился в селе Оделеве бывшего Нерехтского уезда Костромской губернии (в настоящее время – Приволжского района Ивановской области) в благочестивой семье крестьян Родиона и Марии Шитовых.

В юном возрасте, тайно уйдя из родительского дома, блаженный Симон, принял на себя подвиг юродства во Христе. Юро́дство (отст.-слав.оуродъ, юродъ — «дурак, безумный») — намеренное старание казаться глупым, безумным. Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и терпение поношений и оскорблений. Он поселился в лесу около села Елнати. Зимою и летом святой ходил босой, в одной рубашке, претерпевая насмешки и унижения, нередко подвергался избиениям. Святой Симон кротко переносил все оскорбления и не платил злом за зло, но молился за обидчиков. Часто блаженный Симон ходил по домам елнатских жителей и помогал им в исполнении самых трудных работ, но плату не брал. Пищей ограничивался самой скромной и скудной. Несмотря на постоянные труды, он часть дня и ночи посвящал молитве, любимым занятием блаженного Симона было молиться на папертях разных церквей.

В Елнати блаженный прожил 15 лет, а потом переселился в город Юрьевец-Поволжский и там продолжил свою подвижническую жизнь. Особенно часто святой приходил в Богоявленский монастырь города Юрьевца, где на паперти усердно молился перед иконой Пресвятой Богородицы. С 1938 по 1986 год в церкви располагался Краеведческий музей, ныне это действующий храм.

За свое смирение он удостоился дара прозорливости и чудотворений, многое предвидел и предсказывал. По его предсказанию в 1624 году была основана Свято-Троицкая Кривоезерская пустынь Макарьевского уезда Костромской губернии.

В летописях существует запись, которая гласит о пожаре в Костроме; Воевода попросил Симона Юрьевицкого: «Юродивый, спаси город!» В ответ тот со всей силы ударил воеводе по лицу. Поступок был странный и дерзкий, однако пожар сразу прекратился. Так же блаженного Симона местные жители видели ходившим по Волге.

Скончался 4 ноября 1584 года. Тело его было погребено на территории Богоявленского монастыря. В 1619 году над могилой блаженного была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии.

В 1635 году игумен Богоявленского монастыря Дионисий доносил патриарху Иоасафу об исцелениях у мощей блаженного Симона и по поручению патриарха составил описание жизни и чудес святого. С этого года начинается его общероссийское почитание, появляются первые иконы блаженного Симона Юрьевецкого, Христа ради юродивого. Глава блаженного Симона пребывает в Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре города Костромы.

 

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Старица Надежда (Сиденкова (Седенкова ) Надежда Григорьевна (1882-?)) – насельница монастыря

Надежда Григорьевна Сиденкова, 1882 г.р., м. р. Богородицкаая волость Золотоношский уезд Полтавская губерния. В 1904 г. в возрасте 12 лет поступила в Успенский Вауловский скит, расположенный неподалеку от г. Романово-Борисоглебска.

Подробнее...

Статьи

Модели государственно-церковных отношений в Российском государстве: психологические технологии

Для Российского государства – страны многонациональной и многоконфессиональной, вопрос о взаимоотношении властных структур с религиозными организациями всегда был жизненноважен. И в первую очередь, этот вопрос государственно-церковных отношений, и соответственно, жизненной общепринятой модели. Несмотря на устоявшуюся и общепринятую форму, он касался, в основном, на отношения психологии личностей.

Подробнее...