Здоровье нации как приоритетная задача Русской Православной церкви и Российского государства
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в декабре 1994г. признал необходимым выработку всеобъемлющей концепции, которая отражала бы общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом.
В IX-ой главе «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви «Здоровье личности и народа» Церковь декларирует, что: «Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - искони является заботой Церкви»[1]. Она заявляет о всесторонней и всеобъемлющей поддержке государственным структурам в данном вопросе. Она ставит перед собой, государством и обществом задачу, в которой целью является, врачебная помощь не только телесному, но и духовному здоровью человека. В этой связи необходимо отметить, что Русская Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Равно Церковь приветствует и всемерно поддерживает усилия государства поставившего повышение уровня здравоохранения в ранг национального проекта, направленного на поднятие уровня здорового (духовно- нравственного) образа жизни личности и здоровья человека.
Для выполнения поставленных задач Церковь призывает как пастырей, так и своих чад к христианскому свидетельству среди работников здравоохранения. Она считает весьма важным моментом своей помощи ознакомление преподавателей и учащихся медицинских учебных заведений с основами православного вероучения и православно ориентированной биомедицинской этики. Деятельность душепопечения Церкви направлена на проповедь духовно-нравственного возрождения страждущих от болезней людей. Церковь благословляет православным братствам и сестричествам милосердия нести послушания в клиниках и других учреждениях здравоохранения, способствовать созданию больничных храмов, церковных и монастырских больниц. Так, по данным на 2007 г., в Москве насчитывалось 19 больничных храмов, 12 больничных храмов стоящих отдельно от ЛПУ, 11 часовен при ЛПУ, 11 сестричеств и групп милосердия. Все 20-ть Домов престарелых, существующих в Москве, уже на тот момент, имели оборудованные храмы, и в них совершалось пастырское попечение. Проводились благотворительные и научно-просветительские акции для профилактики наркомании и алкоголизма. В 6-ти следственных изоляторах города существуют домовые церкви, в 7-ом – молитвенная комната.
Данная работа проводится и в епархиях РПЦ. Например, в Костромской епархии действует несколько социальных учреждений: 5 детских домов и приютов, 5 богаделен для престарелых, 3 благотворительные столовые, православный благотворительный медицинский центр во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны при Знаменском монастыре города Костромы и благотворительный фонд «Реабилитация и милосердие». В области социального служения Костромская епархия активно сотрудничает со светскими благотворительными организациями: ГУ «Областной центр социальной помощи семье и детям», Центром социальной поддержки населения города Костромы, Костромской областной психиатрической больницей, общественной организацией «Совет матерей города Костромы», областной организацией Красного креста, Костромским областным благотворительным антираковым фондом «Пока беда не коснулась всех».
Епархиальный отдел церковной благотворительности и социального служения принимает участие в работе комиссии областной администрации по гуманитарной помощи по Костромской области.
В нескольких медицинских и социальных учреждениях Костромской области – домах-интернатах для инвалидов и престарелых (г. Кострома, микрорайон Малышково и Кинешемское шоссе), областной психиатрической больнице (пос. Никольское Костромского района), психоневрологическом интернате (пос. Хутор 1 мая Костромского района), областном онкологическом диспансере (г. Кострома), центральных районных больницах городов Шарья и Галич – действуют домовые церкви или молитвенные комнаты.
«Основы социальной концепции РПЦ» свидетельствуют о тесном взаимодействии Церкви и государства в области здравоохранения. В ней говорится, что: «Церковь призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни».[2]
Но, вместе с тем, констатируя заметные достижения в сфере нацпроекта здравоохранения, Русская Православная Церковь с глубокой тревогой не может не обращать внимание государственных структур и общественности на вопиющие факты кризисных явлений происходящих в обществе, и в частности, в области здравоохранения. Ее постоянной заботой является свидетельство о том, что народы, традиционно исповедующие Православие, находятся в состоянии демографического кризиса. Сократилась рождаемость и средняя продолжительность жизни, постоянно уменьшается численность населения. Опасность представляют эпидемии, рост сердечно-сосудистых, психических, венерических и других заболеваний, наркомании и алкоголизма. Демографический кризис вызывает деформацию структуры общества, снижает творческий потенциал народов, становится одной из причин ослабления семьи. Демографические проблемы находятся в сфере постоянного внимания Церкви. Она призвана следить за законодательными и административными процессами, чтобы воспрепятствовать принятию решений усугубляющих ситуацию.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 5 по 7 мая 1997 года в Москве в Даниловом монастыре проходил IV Всемирный Русский Народный Собор Здоровье нации.
Обращаясь к участникам Собора, Святейший Патриарх Алексий II напомнил слова святителя Иоанна Златоуста: "Неужели все болезни от грехов? Не все, но большая часть". Надобно помнить, подчеркнул Патриарх, что Православная Церковь — это не обрядовое оформление чисто земной жизни, а источник и хранительница духовности российской нации, к которой русский человек всегда может легко найти дорогу. Все станет на свои места, когда придут истинная вера и осознание каждым человеком его предназначения к вечной жизни. [3]
На IV ВРНС впервые в современной России столь всесторонне была поднята и широко обсуждена тема "Здоровье нации". На Соборе выступили академики А.Г.Чучалин, А.Ф.Цыб, Г.В.Осипов, заместитель Председателя Правительства России О.Н.Сысуев, Председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев, мэр Москвы Ю.М.Лужков, председатель Комитета по охране здоровья Государственной Думы Н.Ф.Герасименко, секретарь движения "Союз реалистов" Н.Б.Жукова, председатель Всероссийского Земского движения Е.В.Панина, писатель B.C.Розов, депутат Верховной Рады Украины И.П.Симоненко, ученые В.И.Большаков, С.В.Перевезенцев, атаман Союза казаков А.Г. Мартынов и другие.
Важнейшим итоговым документом Собора стало "Слово к соотечественникам о духовном и физическом здоровье нации", в котором не только выдвигалось требование к правительству и Президенту России обратить самое серьезное внимание на состояние здоровья нации, но и предлагались неотложные и реальные меры по решению данной проблемы.
В своих обращениях к государству и обществу она постоянно указывает, что борьба с депопуляцией должна включать активную поддержку научно- медицинских и социальных программ по защите материнства и детства, плода и новорожденного. Государство призывается Церковью всеми имеющимися средствами поддерживать рождение и достойное воспитание детей. В последнее время наметились положительные тенденции в этой сфере. Государство обеспечивает постоянно индексируемый материнский капитал, введена система сертификатов на родовспоможение. Церковь со своей стороны участвует в оборудовании молитвенных комнат и храмах при роддомах. Она участвует в программе усыновления приемных детей. Так, при Игрицком монастыре Костромской епархии , 2 .10.2008г. положен закладной камень в основание Детской деревни, где будут проживать семьи, усыновившие детей-сирот. Будущая Детская деревня – это совместный плодотворный проект сотрудничества Церкви, государства и общества, работающих в рамках национального проекта здравоохранения. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий IIв своем «Обращении» призывал к работе, направленной на укрепление семейных устоев: «Мы должны вернуть нашему народу христианскую семью…Необходимо создавать семью как домашнюю Церковь, которая является оплотом нравственной, духовной, христианской народной жизни. Должное семейное воспитание, как ничто другое, закладывает в человеке основы веры, нравственности, а значит, дает ему возможность мирной, благополучной жизни». [4]
Не отрицая необходимости медицинской помощи, Церковь, кроме проведения социальных и благотворительных акций, уделяет особое внимание профилактике и реабилитации наркозависимых, а так же, людей, страдающих алкоголизмом. Так, во всех епархиях РПЦ, в день празднования иконы Божий Матери «Неупиваемая Чаша» проходят молебны об исцелении
людей, страдающих от недугов наркомании и алкоголизма.
В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника. Церковь рассматривает психические заболевания как проявление общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, Церковь опытом святых различает болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием, либо ставшие следствием поработивших человека страстей. В соответствии с этим различием представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. Поэтому создание при лечебных учреждениях подобного профиля храмов, пастырское попечение – это полезное и плодотворное сотрудничество, которое направлено на решение программ по комплексному лечению человека.
Бурное развитие биомедицинских технологий активно вторгающихся в жизнь современного человекаот рождения до смерти, а так же невозможность получить ответ на возникающие при этом нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики вызывают серьезную озабоченность общества. Попытки людей поставить себя вместо Бога, по своему произволу изменяя и «улучшая» его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания. С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонически правила приравнивают аборт к убийству. [5]Соглашаясь на аборт женщина и сама подвергается риску нанести непоправимый вред своему здоровью. Исходя из нравственных принципов своего вероучения, Церковь неизменно почитает своим долгом выступить в защиту человеческих существ, которыми являются нерожденные дети. Отрадно видеть, что в обществе и государстве ощутимы тенденции внимать голосу Церкви. Многие ответственные работники здравоохранения понимают, что без жизни основанной на духовных и нравственных ориентирах невозможно найти лекарства от болезней поразивших личность, человека и общество. Лишь общими усилиями достижимо любое движение, направленное на здоровье человека, общества, государства.
ПРИМЕЧАНИЯ
- 1.Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.2001. С.83.
- 2.Там же . С.85
- 3.Материалы IV Всемирного Русского Собора. М. 1998. С.22.
- 4.Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, Приходским Советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 24 декабря 2007г. Издательский совет РПЦ. 2008. С.20-21.
- 5.Каноны или Книга Правил. Монреаль. 1974.С. 238, 240.