Епископ Кинешемский Вениамин

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01Почетный член и первый председатель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского общества викарий Костромской епархии, епископ Кинешемский Вениамин (Платонов, возглавлял Костромское отделение ИППО с 1898-1905гг.)

Епископ Кинешемский Вениамин (Платонов Василий Николаевич; г. р. 1817, Курская губ.- ум. 13.06.1905, Ипатьевский Костромской мон-рь) происходил из семьи священника. В 1841 г. с отличием окончил Курскую духовную семинарию, в 1841-1845 гг. учился в Киевской духовной академии, обучение в которой завершил по 1-му разряду. В январе 1846 г. удостоен степени магистра богословия. С 1845 г. помощник ректора Курской ДС.

В июне 1848 г. принял монашеский постриг, в авг. того же года был рукоположен во иеродиакона, через несколько дней - во иеромонаха. В дек. 1851 г. перемещен в Вильно на должность инспектора Литовской ДС, становится профессором логики и психологии, в янв. 1856 г. возведен в сан архимандрита. 4 дек. 1859 г. переведен в КазДА на должность инспектора и профессора богословия. По воспоминаниям П. В. Знаменского, ученика В., «характер его лекций был диалектический, с заметным преобладанием полемического элемента, направленного как против инославных учений католиков и протестантов, так и против сильно распространявшихся в то время модных учений материализма». В. «был человек весьма добрый и уступчивый, жил уединенно, занимаясь своими кабинетными делами, и не любил встревать в тревожные дела академической администрации, даже по своей инспекторской должности» (Знаменский. Ч. 2. С. 237; Ч. 1. С. 191). Весной 1861 г., во время освобождения крестьян от крепостной зависимости, в с. Бездна Спасского у. Казанской губ. произошли массовые выступления жителей, завершившиеся тем, что 12 апр. войска расстреляли толпу крестьян. 16 апр. большая группа студентов Казанского университета и Духовной академии отслужила в Куртинской церкви во имя Ярославских чудотворцев — святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина на Арском кладбище, главном кладбища города панихиду по убитым, по ее окончании перед собравшимися выступил проф. КазДА А. П. Щапов. «Куртинская панихида» получила всероссийский резонанс. Многие студенты КазДА были арестованы и исключены из учебных заведений, Щапова сослали в Сибирь. В., в качестве инспектора отвечавший за дисциплину и порядок в академии, также был подвергнут административному взысканию.

В мае 1864 г. В. перевели в Харьков на должность ректора ДС и настоятеля Старохарьковского Преображенского монастыря. 24 июня 1872 г. В. было определено быть епископом Сумским, викарием Харьковской епархии, хиротония состоялась 30 июля 1872 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. С 1876 года он был председателем вновь открытого комитета Православного миссионерского общества в Харькове

С 9 апр. 1883 г. владыка Вениамин был назначен епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии. Он приехал в Кострому в преклонном возрасте, страдая многими болезнями, но именно там окончательно раскрылся его дар духовничества и старчества. Через несколько лет епископ, живший постоянно в Костромском Ипатьевском Свято-Троицком мужском монастыре (резиденции правящих и викарных Костромских архиереев), приобрел славу молитвенника и старца, имеющего дар прозорливости. Владыка также являлся настоятелем Игрицкого Песошинского монастыря, расположенного неподалеку от Костромы. Простой народ шел к нему толпами Костромской епископ Виссарион (Нечаев, доктор богословия,+1905) в течении многих лет бывший епархиальным архиереем владыки Вениамина говорил о нем: «Наша первая обязанность – есть обязанность учительства и духовного руководствования. Вы, по телесным своим немощам не имеете возможности учить в храме, зато Вы учите здесь, в своих келлиях. Вы воздвигли для себя кафедру духовного учителя, и эта кафедра осаждается целыми толпами жаждущих духовного наставления, обличения, вразумления, утешения и ободрения[1].

02За советом, утешением и духовным назиданием к нему непрерывно шло множество людей из Костромской и Ярославской губерний, его называли «вторым отцом Иоанном Кронштадтским», а также «Воробушко», за его малый рост и щуплое телосложение.

В 1895 году в «Костромских епархиальных ведомостях» была дана следующая оценка старцу-епископу: «В Костромской епархии и ближайших к Костроме местностях Ярославской епархии, Преосвященный Вениамин пользуется славой благопоспешного молитвенника и благосовестливого старца. Ищут его молитв и благого совета, наставления, утешения, ободрения и духовенство и миряне, и горожане… и поселяне –простолюдины; раскрывают перед ним свои греховные язвы, умоляя об их уврачевании…и никому отказа в требуемом не бывает, и никто тощ от него не возвращается. В этом отношении для страны Костромско-Ярославской он имеет такое же значение, как и                     о. Иоанн Кронштадский для всей православной России. Простолюдины так и велчаеют его другим батюшкой Иоанном, владыкою святым; понимая последний эпитет не в смысле только владыки духовного, освященного высшей благодатью священства, преосвященного, но и в собственном смысле святого праведника»[2].

В 1898 году он стал почетным членом Казанской духовной академии. В Костромской епархии была учреждена стипендия имени епископа Вениамина для бедных учеников Костромской духовной семинарии и других духовных учебных заведений.

С 1902 г. В. по состоянию здоровья уже почти не выходил из своих покоев, но, как и всегда, к нему шли люди, особенно много во время начавшейся в 1904 г. русско-японской войны.

03

За заслуги перед Отечеством и Церковью Преосвященный Вениамин был награжден Императорским орденом св. Анны I степени и высшим золотым крестом Палестинского общества.

17 июня 1905 г. тело епископа Вениамина было погребено на указанном им месте в Никольском приделе находящейся рядом с Ипатьевским монастырем в Иоанно-Богословской церкви во имя св. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Могила епископа Вениамина вплоть до закрытия церкви в 1949 г. почиталась жителями Костромы и окрестных селений. При реставрации храма в кон. 50-х гг. Никольский придел, возведенный в нач. XX в., был разобран и могила епископа оказалась вне храма. В 90-х гг., после возобновления богослужений в Иоанно-Богословском храме, сохранившаяся надгробная плита с места погребения В. была установлена в трапезной части церкви.

Лит.: Знаменский П. В. История КазДА. Каз., 1892. 3 ч.; Юбилейное торжество преосв. Вениамина, еп. Кинешемского, вик. Костромской епархии, 29 сент. 1895 г. // Костромские ЕВ. 1895. № 21. Ч. неофиц. С. 487-499; Сырцов И. Архипастыри Костромской епархии за 150 лет ее существования (1745-1898 гг.). Кострома, 1898. С. 49; Кончина и погребение преосв. Вениамина, еп. Кинешемского, викария Костромской епархии // Костромские ЕВ. 1905. № 12. Ч. неофиц. С. 393-403; Некролог // ИВ. 1905. Т. 101. С. 614; Некролог // Моск. вед. 1905. № 163. 17 июня. С. 4; ЦВ. 1905. № 25.

Труды Преосвященного Вениамина

Христос — свет для сокровенной глубины душ человеческих. // Православный собеседник. 1861, I.

Вопрос о вере. // Православный собеседник. 1861, II.

О необходимости христианину испытывать дух учений, предлагаемый разными вероучителями. // Православный собеседник. 1861, II.

Светлая сторона смерти, примечаемая взорам веры. // Православный собеседник. 1862, I.

Несостоятельность рационализма в мнимой религии естественной. // Православный собеседник. 1862, II.

Богопознание. // Православный собеседник. 1862.

Любовь Божия, привлекаемая мудростью. // Православный собеседник. 1862.

Необходимость благодати, находящейся в Церкви, для охранения истины веры и поддержания в людях чистой нравственности. // Православный собеседник. 1862.

Разум христианский. // Православный собеседник. 1862.

Дух евангельской заповеди о прощении обид. // Православный собеседник. 1862.

Возможна ли нравственность без догматов веры. // Православный собеседник. 1862.

Истинное достоинство человека. // Православный собеседник. 1863.

Основная истина христианства и коренное заблуждение неверующего разума. // Православный собеседник. 1863, I—II.

Русский раскол пред судом истины и Церкви. // Православный собеседник. 1864, I—III.



[1] Костромские епархиальные ведомости (КЕВ). 1895, №21, С. 490-491.

[2] КЕВ. 1895. № 21. С.488-489.

 

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Успенского Собора

Добавлены фотографии Успенского Собора

Святые и Святыни

Собор костромских святых: агиографические источники в фондах Костромской областной универсальной научной библиотеки имени Н. К. Крупской

В русских святых мы чтим не только небесных
покровителей святой и грешной России: в них мы ищем
откровения нашего собственного духовного пути. Верим,
что каждый народ имеет собственное религиозное призвание,
и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными
гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического
подвижничества немногих. Их идеал веками питал
народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки.

(Г. П. Федотов)

Подробнее...

Статьи

Проблема «кадрового голода» в Русской Православной Церкви и ее разрешение с 1958 по 1988 гг. и (по материалам Костромской епархии).

Аннотация. В результате хрущевского наступления на Церковь в конце 50-х гг. ХХ века властью была поставлена задача ликвидации Церкви как института. Одним из решений этой задачи было создание дефицита кадров, при котором, власти бы имели повод к закрытию «нерентабельных» приходов, не имеющих священников. Вопреки создавшейся обстановке и благодаря последовательно проводимой епархиальными архиереями стратегии по укреплению дисциплины и формированию кадров с ориентиром на образованных, морально безупречных и глубоко верующих священников, планы по резкому сокращению числа священнослужителей были свернуты. К 80-м гг. Церковью был выстроен диалог с властью, заинтересованной в поддержке ее миротворческой и патриотической деятельности, что после юбилея 1000-летия Крещения Руси, праздника не только церковного, но в статусе церковно-государственных торжеств, позволило говорить о церковном возрождении, и как знак времени – решении кадрового вопроса.

Ключевые слова: Епархия, духовенство, образование, епископ, кадры, приход, община.

Подробнее...