Член II Государственной думы от Костромской губернии Юницкий Павел Евлампиевич потомственный почётный гражданин (1872-1937).

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился Павел Евлампиевич в 1872 году в семье священнослужителя села Парское Евлампия Аркадьевича Юницкого.

Фамилия могла быть образована от слова «Юня» — производной формы мужского имени Юний (или Иоанн). Или от названия местности Юнец в Болгарии. Подобные фамилии присваивались учащимся духовных семинарий при поступлении, ведь граждан недворянского происхождения звали лишь по имени, прозвищу. Юницкий — значит «юный», какими и были семинаристы. «Через духовные семинарии прошли десятки тысяч людей. Среди выпускников Костромской духовной семинарии с 1822 по 1911 год 12  человек с  фамилией Юницкий.

Юницкий Евлампий Аркадьевич, протоиерей, около 12 лет он был настоятелем Богородицерождественского собора г. Солигалича. Родился Евлампий Аркадьевич 26 июля 1829 года в многодетной семье причетника церкви с. Афанасьевское Шуйского уезда Владимирской губернии Аркадия Юницкого. Евлампий был старшим из девяти детей в семье родителей. Первоначальное образование Евлампий Юницкий получает в Лухском (впоследствии Кинешемском) духовном училище, а в 1852 году заканчивает по 1 разряду богословское отделение Костромской духовной семинарии в звании студента. Незадолго до окончания учебы в семинарии у него умерли родители, и все заботы в воспитании младших братьев и сестер пришлось взять на себя. После окончания семинарии Евлампий женился и был назначен на должность учителя image002начального народного училища в с. Тетеринское Нерехтского уезда, где и трудился до 1855 года. Супруга Евлампия – Дарья Яковлевна, помимо своих детей, стала еще второй матерью для его братьев и сестер. 12 февраля 1855 года преосвященным Костромским Филофеем Евлампий Юницкий был рукоположен в сан пресвитера к Преображенской церкви села Спас-Вежи Костромского уезда. Здесь он прослужил более 11 лет священником и благочинным 8-го Костромского благочиннического округа. 8 июля 1866 года его перемещают на должность настоятеля села Парское Юрьевецкого уезда, где он прослужил почти 32 года, в том числе более 25 лет благочинным 5-го Юрьевецкого благочиннического округа. Последний, третий период священнослужения Евлампия Юницкого начинается с 3 апреля 1897 года, когда преосвященным Виссарионом он перемещен на настоятельское место в Солигаличский Богородицерождественский собор.

image003На новом месте служения он не переставал заботиться о своем прежнем любимом деле – церковно-школьном просвещении детей. Назначенный председателем отделения епархиального училищного совета протоиерей Евлампий Юницкий, помимо возложенных на него обязанностей, принял на себя заведование новой соборной церковно-приходской школы, к строительству которой вместе с соборным старостой А.В. Пастуховым имел прямое отношение.

За усердное прохождение должности председателя отделения и руководителя церковно-приходским делом в уезде он был удостоен училищным при Святейшем синоде Советом грамоты и денежной награды в размере 150 рублей. Окружным духовенством дважды в течение трех лет избирался членом правления Солигаличского духовного училища. Евлампий Аркадьевич был награжден многочисленными почетными наградами, в том числе и орденом св. Владимира 4-й степени.

image004В 1905 году Евлампий Аркадьевич уволен за штат [1]. Протоиерей Евлампий Аркадьевич Юницкий скончался 1 августа 1909 года на 81-году жизни. В заупокойной литургии 4 августа 1909 года приняли участие всё городское духовенство (два протоиерея и 10 священников), включая и сына покойного священника Преображенской церкви с. Шартаново Чухломского уезда Николая Юницкого. В память об усопшем были сказаны прощальные слова его преемником по отделению училищного совета священником Константином Песковым, преемником по настоятельству в Богородицерождественском соборе и его помощником, смотрителем духовного училища протоиереем Иосифом Смирновым, священником Николаевским из Кинешемского уезда и другими.

«…Прямота твоего характера и искренность в отношениях твоих к людям всегда располагали к тебе окружающих и близко знавших тебя; добродушие маститого старца, убеленного почтенными сединами, особенно было привлекательно в тебе и в твоих отношениях к нам»… Такими словами закончил свое прощальное выступление один из священнослужителей собора. Похоронили протоиерея Е.А. Юницкого рядом с супругой, скончавшейся в 1897 году [2].

image005В 1901 году у него были дети: Александр, 38 лет, учитель в Костромской духовной семинарии; Николай, 36 лет, священнослужитель; Павел, 29 лет, учитель в народной школе [3].

Примечания:

[1] ГАКО.- Ф-130.- Оп.9.-. Д.- 2353 (1908 г.)

[2] КЕВ.- 1909. — № 17.-С.612-620

[3]  ГАКО. Ф-130. – Оп.4.- Д. 321 (1901 г.)

image006Парское. Расположено по обоим берегам р. Парша, от которой и произошло название села, основанного в 1399 г. на большом тракте из Костромы в Шую. Сходящиеся к переправе дороги из торговых сел Иваново, Дунилово и Палех способствовали формированию центрической планировки села с крупной торговой площадью на высоком левом берегу реки. По легенде, начало поселению в 14 веке дал Святой источник, который находится за храмом. Вода этого родника считается полезной, за ней сюда приезжают жители окружающих городов и деревень.Сейчас здесь выстроена купальня.Композиционный центр площади уже в сер. 16 в. был закреплен постановкой деревянного храма, известного тем, что в 1552 г. в него был сделан крупный вклад Иваном Грозным. Среди первых владельцев села были князья Шуйские, Черкасские, боярин И. В. Морозов. С нач. 17 в. село становится известно местными, так называемыми Ивановскими, ярмарками, проходившими 26−30 августа и приуроченными к престольному празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи, а также еженедельными торгами. Особенно славилось Парское среди окружающих сел производством роговых и пальмовых гребней.

image007Храмовый комплекс Усекнове́ние главы́ Иоанна́ Предте́чи был заложен здесь на рубеже XIV и XV веков. С XIV по XVII век Парское принадлежало князьям Шуйским, которые выкопали здесь пруды, построили палаты и соколиные питомники. Василий Шуйский сюда приезжал на соколиную охоту к брату Ивану, главному владельцу поместья. Позднее селом владели Морозовы, Голицыны и Трубецкие, которые оставались хозяевами имения вплоть до отмены крепостного права в 1861 году. В 18 в. село переходит во владение князю С. Трубецкому. В это время вместо старого храма, сгоревшего в 1773 г., строится новый кирпичный Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773−85) в традиционных для Шуйского региона формах — с пятиглавым двусветным четвериком и шатровой колокольней.

В приходе имеются два храма: Летний храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, после закрытия и разграбления в 1937 г. не восстановлен. Зимний храм Вознесения Господня имеет, кроме главного алтаря, частично восстановленного, придел Святителя Николая Мирликийского и придел Трех Святителей, частично восстановленный.

К этому времени торговую площадь занимал крупный гостиный двор, получивший к началу 19 века форму каре с шестью воротами по периметру. Помимо основного холодного храма ансамбль торговой площади в 1816−22 гг. был дополнен еще одной теплой церковью, скорее всего, в формах позднего классицизма. Вновь образованный комплекс окружала ограда с ампирными часовнями по углам.

Летний деревянный храм в честь святого пророка Иоанна Предтечи, постепенно приходил в ветхое состояние, верующие ходатайствовали о строительстве нового храма. В 1770 г. храм сгорел от удара молнии. На его месте, на средства жителей села в 1773-1783 гг. был воздвигнут и освящен в 1785 г. каменный храм с колокольней, высотой 42,6 м. Новый храм отличался необычной красотой и дорогим убранством, его стены и своды были расписаны фресками, многие из которых сохранились до сих пор.Архитектурный ансамбль храмового комплекса с. Парское дополняется зимним храмом Вознесения Господня с двумя пределами, освященными в 1863 г. в честь Николая Чудотворца и трех учителей вселенских, святителей Василия, Григория и Иоанна Богослова. Территория храмов еще в 1822 г. была обнесена массивной кованой оградой на кирпичных основах. В настоящее время по периметру ограды частично сохранились остатки двух (из трех) ворот и четыре угловых строения: часовня, сторожка и два складских помещения для церковной утвари. 

В 30-е годы 20 в. храм был закрыт и передан местному колхозу. Здания храмов стали использоваться в качестве складских помещений для хранения зерна (в Вознесенском храме) и хозяйственных материалов (в Предтеченском храме). В Вознесенском храме в алтарной части стояла семяочистительная машина, в притворе была устроена мельница для размола зерна. В 1990 г. храмовый комплекс был передан в общине верующих, и постепенно было начато церковное служение.

В Павел Евлампиевич 1886 году окончил Кинешемское духовное училище. В 1892 году закончил Костромскую духовную семинарию, затем занимался преподавательской деятельностью. По окончании духовной семинарии состоял надзирателем Кинешемского духовного училища, с 1893 года был учителем народной школы. В 1907 году заведовал ремесленными классами в селе Майдакове Юрьевецкого уезда. 

Народные училища — образовательные учреждения в дореволюционной России.

Согласно Уставу о народных училищах для всех городов Российской империи от 5 (16) августа 1786 года были организованы Главные и Малые народные училища. Во время школьной реформы 1804 года Главные народные училища преобразованы в гимназии, а Малые в Уездные училища.

Начальные народные училища были созданы в 1864 году и давали только начальное образование. К ним относились земские школы, различные ведомственные и частные школы, а также церковно-приходские и воскресные школы. Их деятельность регулировалась Положением о начальных народных училищах, принятом в 1874 году.

Во время работы в селе Майдаково, видя, как остро на Майдаковском литейном заводе не хватает квалифицированных кадров среднего звена, добился открытия школы по подготовке ремесленников. Помимо этого, Павел Юницкий создаёт в Майдакове, Сосновце, Красном и других сёлах округи сеть народных библиотек. Книжный фонд, в основном, приобретался на его собственные средства. В 1907 году П. Юницкий вступает в партию конституционных демократов и в этом же году избирается народом, т. е. избирателями Костромской губернии, членом 2‑й Государственной Думы от партии кадетов. Правда, ненадолго. После роспуска Думы, решением костромского губернатора ему запрещают проживать в Костромской губернии, и Юницкий перебирается в Москву, где с 1907 по 1919 годы работает в издательстве Н. Д. Сытина. После национализации этого издательства переходит на работу в один из отделов Кустпрома.

Из воспоминаний И.Д. Сытина «Жизнь ради книги» 1960г..

«Все издания по промышленному образованию имели очень большой, можно даже сказать выдающийся, успех. Во главе дела стоял у нас молодой человек, П. Е. Юницкий, земский деятель и специалист по промышленному образованию. С его помощью дело с каждым годом развивалось все больше и больше, и спрос на техническую книгу неизменно возрастал. Большой успех имели и плакаты, которые расходились в огромном количестве. Это агитационное средство оправдало себя в полной мере.»

image008 В 1920 году Юницкого направляют в Шуйский и Юрьевецкий уезды для организации кустарных промыслов. И, хотя в период гражданской войны остро не хватало ни сырья, ни материалов, ни энергоресурсов, Павел Евлампиевич справлялся.

В 1921 году он был назначен инструктором по профтехобразованию Родниковского района. С этого времени Юницкий живёт у себя на родине, в Парском, где готовит к изданию и печатает книги по подготовке кадров. Одновременно ведёт хуторское крестьянское хозяйство близ деревни Котиха. Происхождения, членства в партии кадетов, а также избрания в Госдуму власти не могли простить Павлу Юницкому.

В 1937 году его арестовывают.

Вот еще о священнике из рода Юницких. Преоображенский храм в с. Шартаново. http://газета-вперед.рф/articles/media/2014/10/23/bolshoe-selo-na-vige/ Николай Евлампиевич Юницкий, брат которого — Александр преподавал в Костромской духовной семинарии. Можно долго перечислять фамилии духовных пастырей, служивших в этом храме, рассказывать о судьбах их детей, но остановлюсь только на некоторых.

У протоиерея Николая Юницкого была большая семья, матушка Александра Ивановна умерла рано в 1909 году, и он один воспитывал 12 детей. Жила семья Юницких в двухэтажном доме, где последнее время располагалась контора сельхозкооператива «Шанс».

Внучка священника Нина Александровна Петрова рассказывала, что все дети получили образование и вышли в люди. Возможно, ему помог брат жены Иван Николаевский, который служил городским судьёй в Буе.  Анна стала учителем и вышла замуж за Александра Владимировича Смирнова, приехавшего сюда из Питера. Он тоже учительствовал в Зельевской школе, был высокообразованным человеком и прекрасно играл на скрипке. Вторая сестра Мария тоже долго преподавала в Шартановской школе, её мужа Николая Васильевича Либерова, старшего счетовода конторы «Лесзагтара» арестовали в декабре 1936 года, обвинив в антисоветской агитации, а 10 февраля 1937 года дело прекратили в связи со смертью обвиняемого. Кстати, его младший брат Александр впервые подвергся аресту в 1922 году, являясь подсудимым на процессе эсеров, и содержался во внутренней тюрьме ОГПУ.  Затем его в разные сроки арестовывали ещё пять раз, последний в апреле 1938 года и осудили на 10 лет. Умер 55-летний Александр Либеров в Сиблаге в августе 1942 года.Екатерина Юницкая была одним из первых советских библиотекарей, жила на Гражданской улице с мужем Александром Соболевым, расстрелянным 26 августа 1937 года по громкому политическому делу о троцкистах.

image009Николай Юницкий окончил Варшавский университет, он – участник Первой мировой войны, во время Великой Отечественной в чине майора защищал Родину от фашистов. С женой, балериной театра оперы и балета познакомился в Варшаве.

С приходом в Шартаново советской власти семью священника раскулачили, а самого арестовали. От дальнейшей расправы его спас сын Алексей, до революции он окончил Демидовский лицей и занимал должность прокурора Ивановской промышленной области, в состав которой входила бывшая Костромская губерния.Последние годы митрофорный протоиерей Николай Юницкий служил в церкви села Горелец Парфеньевского района, умер накануне войны, но до конца дней состоял на учете в органах НКВД, как неблагонадёжный, чуждый советской власти элемент.

9 сентября за отказ подписывать признание следователь на одном из многочисленных допросов в бешенстве выхватил наган и застстрелил подследственного – Павла Евлампиевича Юницкого. Чтобы скрыть убийство, напечатали решение тройки УНКВД, где обозначено, что 09.09.1937 года Юницкий Павел Евлампиевич приговорён к расстрелу, и приговор приведён в исполнение в этот же день. Где точно похоронен П. Е. Юницкий, неизвестно. Известно лишь, что на одном из кладбищ города Иваново.

Один из сыновей П. Е. Юницкого — Юрий — родился в Шуе, закончил школу второй ступени (ныне школа № 2 имени К. Бальмонта). Учился в вузе в Иванове и параллельно в музыкальном училище. Заметив в нём талант певца, Юрия посылают учиться вокалу в Москву, где он занимается в оперной студии. По её окончании пел в опере и добился огромной популярности. За особые заслуги в оперном искусстве Юрий Юницкий награждён государственной премией и орденом «Знак Почёта».

Реабилитирован П. Е. Юницкий Президиумом Ивановского областного суда 22 января 1958 года.

Публикации: Кустарный музей : [Очерк о Торг.-пром. музее кустар. изделий в Москве и о развитии кустар. пром-сти] / [П. Юницкий]. - Москва : т-во А.А. Левенсон, 1911. - 24 с.; 20.

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Храмов Ярославля XVII века

Добавлены исторические фотографии Храмов и Монастырей Ярославской Епархии

Святые и Святыни

Мученик Борис Таланов

Память- 22 декабря / 4 января,

Борис Владимирович Таланов родился 13/26 апреля 1903 г. в селе Воздвиженском Ветлужского уезда Костромской губернии.

Подробнее...

Статьи

Митрополит Антоний (Кротевич): к вопросу о неодозначности оценок и определений личности.

Аннотация. На основании документов в статье показана однобокость и предвзятость оценок, применяемых к личности митрополита Тамбовского и Мичуринского Антония (Кротевича). Открытые в ходе исследования документы свидетельствуют о том, что многие действия и поступки митрополита во многом были обусловлены государственно-церковными отношениями того периода времени и обстоятельствами, сложившимися благодаря историческим реалиям жизни в атеистическом государстве, законодательство которого в отношении к религии не способствовало свободному развитию деятельности верующих. Удалось установить, что приписываемое митрополиту конфликтность и грубость в общении с людьми было продиктовано во многом состоянием церковной жизни и обстановки, сложившейся в послевоенный период времени, а также, нахождением его в местах лишения свободы. Из анализа документов следует сделать вывод о необходимости переоценки личности и деятельности митрополита Антония.

Подробнее...