Архиепископ Карталинский и Кахетинский Никон (Софийский), экзарх Грузии (1861 - 1908), член Императорского Православного Палестинского Общества.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

05Родился 14 (26) мая 1861 г. в с. Озарниково, Чухломского уезда, Костромской губернии в семье сельского священника Андрея Павловича Софийского. Когда Николаю было три года, умер отец. Семья, в которой было семь детей (шесть мальчиков и одна девочка), и без того жившая бедно, осталась без средств к существованию. Смог получить образование только благодаря трудам его матери, которая кормила семью, занимаясь тяжелой крестьянской работой. Точно так же и другие дети получили образование (исключая родившегося глухонемым брата Василия), а старший брат Иван позднее был протоиереем в чухломском Преображенском соборе.

Окончил Солигаличское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1882). Был одним из лучших воспитанников, но отказался поступать в академию, предпочитая духовной карьере жизнь сельского священника. По смерти супруги, в 1884 году, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1888 г. (тема кандидатской работы: «Происхождение, характер и значение фарисейской секты в истории иудейства»). Рецензент сочинения доцент И. Г. Троицкий в своем отзыве, в частности, писал, что «к наиболее выдающимся местам сочинения следует отнести сделанную автором характеристику фарисеев и их учения, каковая по свое художественности и полноте может быть названа лучшей между подобными себе».

03124 20140609 213330С 27 августа 1882 года — надзиратель Макарьевского духовного училища.

20 февраля 1883 года рукоположен во священника.

С февраля 1883 года — священник села Мамонтово Макарьевского уезда.

В 1887 году пострижен в монашество.

С 2 октября 1888 года — инспектор Санкт-Петербургской духовной семинарии.

С 30 марта 1891 года — ректор Владимирской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Был известен как строгий наставник, деятельность которого вызывала недовольство многих семинаристов. Митрополит Евлогий (Георгиевский), служивший под его началом во Владимирской духовной семинарии, дал такую характеристику владыки Никона, объясняющую его действия:
Это был красивый, здоровый, могучий человек, монашества не любивший. «Мне бы не монахом, а крючником на Волге быть…» — говорил он. О. Никон принял постриг не по влечению, а по необходимости, дабы как-нибудь устроить свою горемычную судьбу вдового священника… О. Никон мучительно переживал навязанное ему внешними обстоятельствами монашество и периодами впадал в мрачное уныние, близкое к отчаянию… Он сам понимал, что в монахи он не годится. «Из попа да из солдата хорошего монаха не выкроишь», — говорил он… Тяжелая участь о. Никона наложила на него след. Честный, умный, способный, он замкнулся в рамках строгой законности, чуждой любви и идеализму. Дисциплину он поддерживал жестокими мерами: устрашением и беспощадными репрессиями. В семинарии создалась тяжелая атмосфера, насыщенная злобой, страхом и ненавистью по отношению к начальству.

В то же время при прощании с воспитанниками в 1898 о. Никон изложил собственную точку зрения на свои административные мероприятия: «Строжил я для вразумления и исправления. Но все строгие взыскания, предписываемые законом и совестью, я всегда растворял милостью; лишь не посвященным в дело они казались сухою правдою. Теперь без вреда для вас могу сказать, что иногда и совершенно прощал даже крупные проступки, когда они не были разглашены, когда не соблазняли и когда помилование, как тайное, не могло подать повода считать проступки дозволенными и, таким образом, служит поводом к распущенности заведения. Теперь без вреда для вас могу сказать и то, что детских шалостей ваших часто, видя, не видел и, слыша, не слышал, когда они не свидетельствовали о нравственной испорченности».

03124 20170511 205352Жесткие меры ректора академии привели к покушению на его жизнь, которое совершил один из семинаристов, человек, психически неуравновешенный. Чудом оставшийся в живых, о. Никон добился освобождения покушавшегося (он был помещен в больницу) и позднее, став епископом, назначил его псаломщиком. После покушения духовные власти предложили ему перейти на другую, более легкую и выгодную должность, но он отказался и еще в течение трех лет продолжал служить ректором.Возглавляя семинарию, проявил способности хорошего хозяйственника: при нем был проведен капитальный ремонт семинарского храма.

8 марта 1898 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. В июле того же года был назначен временно управляющим Таврической епархией. С 6 февраля 1899 года — епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии. Был главным наблюдателем за преподаванием Закона Божия в светских средних и низших учебных заведениях Петербурга. В 1901 стал одним из основателей Костромского благотворительного общества в Петербурге, задачей которого была помощь костромичам, жившим в столице, в том числе малолетним, сиротам, престарелым, учащимся.

03124 20180112 133704С 10 декабря 1901 года — епископ Вятский и Слободской. Посетил почти все приходы епархии, побывав даже в тех из них, жители которых ни разу не видели в своих храмах своего архиерея. По его предложению, в городских церквях Вятки по воскресеньям, после вечерни, организовывались нравоучительные чтения. Организовал ремонт Вятского кафедрального собора и архиерейского дома. Смог урегулировать конфликт с воспитанниками Вятской духовной семинарии. Поддерживал единоверческое движение (сторонники которого служат по старым книгам, но находятся в юрисдикции Русской православной церкви) в противовес старообрядчеству. В его бытность епархиальным архиереем были заложены два единоверческих храма. Причем при начале строительства одного из них — в деревне Осипинской Глазовского уезда — епископ лично совершил по древним книгам всенощное бдение, продолжавшееся около пяти часов.

Поощрял миссионерскую деятельность среди черемисов (марийцев), татар, вотяков (удмуртов), поощрял переводы религиозных текстов на национальные языки. Организовал в Вятке миссионерские инородческие курсы, на которых учились представители этих народов, которые по окончании становились псаломщиками и учителями церковно-приходских школ, а затем и священниками. Сам преподавал на курсах Священное писание.

С 27 ноября 1904 г. по 6 мая 1906 г. – епископ Владимирский и Суздальский.

59357224Инициировал строительство нового здания для женского епархиального училища, для чего куплено место в лучшей части города. В условиях волнений семинаристов в 1905 г. добился того, что семинария не была закрыта, а арестованные гражданскими властями учащиеся освобождены (см. Волнения во Владимирской духовной семинарии).По его инициативе при Братстве св. Александра Невского была открыта миссионерская школа (см. Владимирский Комитет Православного Миссионерского Общества). Много проповедовал, часто совершал поездки по епархии. С 6 мая 1906 г. по 9 июня 1906 г. – архиепископ.

31 октября 1905 года во Владимире владыка составляет свое духовное завещание.

«…Исповедаю, Господи, что я недостоин был высокого сана епископского и недостойно проходил его; молю милосердие Твое простить мне это и пощадить меня на страшном суде Твоем и уповаю, что помилуешь меня, кающегося Тебе, и утешаюсь, что хотя был плох, но был Твой раб, хотя служил худо, но все же служил и желаю служить тебе. Прощаю во все всех, согрешивших против меня, и разрешаю всех, запрещенных мною в священнослужении, а равно и сам прошу прощения у всех, особенно у тех, кого обидел словом, или делом, или другим каким-либо способом. Прошу у боголюбезной паствы Владимирской молитв о мне, грешном, да не низведен буду по делом моим на место мучения…»

С 9 июня 1906 — архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии, постоянный член Святейшего Синода. Был назначен в Грузию в ситуации, когда местное духовенство активно требовало восстановления автокефалии, которой Грузинская церковь лишилась в 1811 году. Во время его прибытия в Тифлис 26 августа 1906 года, грузинское духовенство отказалось встречать Экзарха. В кафедральном Сионском соборе его встречали только русские священники и единственный грузин епископ Горийский Петр, который в приветственной речи пожелал, чтобы новоназначенный Экзарх сам добивался автокефалии Грузинской церкви. Однако экзарх отказался поддержать требования о восстановлении автокефалии — в результате грузинское духовенство объявило ему бойкот. Считал возможным выделить из состава Грузинского Экзархата части с русским и греческим населением и присоединить их к русским епархиям; грузинским же частям Экзархата предоставить известную долю самостоятельности.

1713011301bПо его инициативе, был начат ремонт памятника грузинской церковной древности — Мцхетского собора, на что он исходатайствовал у Святейшего Синода значительные средства. Также инициировал начало пересмотра и исправления священных и богослужебных книг на грузинском языке, для чего была образована особая комиссия. Владыка Никон добился введения выборности духовенства Тифлисской епархии и города Баку (что было беспрецедентно для России), в грузинских духовно-учебных заведениях богословские предметы стали преподавать на грузинском языке. По его ходатайству были выделены значительные средства на благоустройство церковно-приходских школ. Поддержал создание в Тифлисе религиозно-философского общества. Со временем грузинское духовенство постановило частично снять бойкот и, не признавая в Экзархе законного архипастыря Грузии, стало, однако, входить с ним в административно-служебные отношения. Архиепископ Никон также добился ассигнования средств для исправления издания Библии и богослужебных книг на осетинском и абхазском языках.

28 мая 1908 года был смертельно ранен выстрелами из пистолета на лестнице Грузино-Имеретинской Синодальной конторы; убийцы скрылись с места преступления. Скончался спустя 20-30 минут после покушения.

Ровно почти за год до кончины арх. Никона, летом, во время пребывания его в Петербурге, в качестве присутствующего члена Синода, при встрече с ним у владыки митрополита Антония, когда мы обратились к нему с волновавшим нас в ту пору вопросом: «Как это, владыко, вы не спасли вашего инспектора семинарии, моего отличного ученика, прекрасного человека г. Добронравова“, убитого несколько месяцев тому назад одним из питомцев семинарии, то в добрых и выразительных глазах мученика-владыки сверкнул огонек решимости. Он, на минуту задумавшись, с обворожительною грустною улыбкою прошептал нам в ответ: «А Бог знает, что завтра ждет и нас самих?».

Согласно своему завещанию, был похоронен в кафедральном Успенском соборе Владимира, в ногах гробницы архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия (Спасского).

sofВ причастности к гибели владыки противники автокефалистов обвиняли приверженцев грузинской автокефалии (в том числе и из числа иерархов), но доказать ничего не удалось.

Имел ордена: Св. Владимира 3-й степени (1899), Св. Анны 1-й степени (1902); в 1907 году пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке.

Труды:

Речи, слова и поучения.Софийский Л.И. "Высокопреосвященный Никон, архп. Карталинский и Кахетинский". СПБ, 1909, ч. II, с. 255-440. (Атобиографические записки Экзарха Никона).

Литература:

"Церк. Ведом." 1898, № 7, с. 29, 1899, № 8, с. 45, 1901, № 50, с. 403, 1904, № 49, с. 513, 1905, № 21, с. 251, 1906, № 18, с. 207, № 24, с. 323, 1907, № 18, с. 121.

"Приб. к "ЦВ" 1908, № 22, с. 1028-1032 (Некролог), № 24, с. 1133-1135 (Погребение).

"Мисс. Календ." 1907, с. 136.

"Русск. Паломн." 1908, № 25, с. 398.

"Церк. Вестн." 1891, № 15, с. 235, 1908, № 23, с. 712-713, № 26, с. 807.

Вятские епархиальные ведомости. 1902. № 2.

"Истор. Вестн." 1908, июль, с. 379.

"ЖМП" 1958, № 12, с. 53.

"Красн. Архив" 1928, т. 26, с. 121, 125.

"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1908 год", с. 228-229.

Скворцов Д.И. "Памяти высокопреосв. архиепископа Экзарха Грузии" (1861-1908 гг.). Тула, 1909.

Булгаков, с. 1396, 1398, 1399, 1412.

А. К-в. "Памяти Высокопреосв. Никона (Софийского) Экзарха Грузии". Некролог. "Церк. Вестн." 1908, ? 23, с. 693-696.

БЭС т. I, стб. 593, 686.

БЭЛ т. III, стб. 1184, т. IX, стб. 45.

НЭС т. XXVIII, стб. 607.

  1. Hauptmann, Unter dem Weinrebenkreuz der heiligen Nino, Kirchengeschichte im Uberblick, in: Kirche im Osten 17(1974)29.

J.W. Cunningham, A Vanquished Hope 137f, 141, 148, 169.

 Озорниково, урочище. Церковь Владимирской иконы Божией Матери (1824). Костромская обл., Чухломский р-н, ур. Озарниково (3 км СВ д. Юрьевское).

 Богородицкая церковь с. Озарникова зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1824 г. тщанием прихожан и доброхотных дателей. Ограда каменная, кладбище в церковной ограде. Престолов три: в честь Владимирской иконы Божией Матери, св. вмч. Димитрия Солунского и Казанской иконы Божией Матери. Местно чтимые святыни церкви: Владимирская икона Божией Матери, икона с мощами св. мч. Гурия, Самона, Авива и Евмения и Животворящий крест с мощами св. вмч. Иулиании. Постоянные средства церкви - проценты в количестве 42 руб. 75 коп. с капитала общего назначения в 1200 руб.

Причт: священник и псаломщик. Постоянные средства его: жалование от казны священнику 294 руб., псаломщику 98 руб. и проценты в количестве 110 руб. 88 коп. с общего причтового капитала. Причтового дохода при богослужении и треб бывает до 200 руб. в год. Помещения для причта церковные. Земли церковной в пользовании причта состоит: пахотной 29 десятин 1780 кв. сажень, усадебной 1 десятина 708 кв. сажень, сенокосной 3 десятины 190 кв. сажень, остальная в количестве 540 кв. сажень под дорогами и мелким кустарником. План и межевая книга есть.

Прихожан муж. пола 365, жен. пола 429. Они занимаются преимущественно отхожими промыслами: маляры, столяры, торговцы. Приходских селений 9, не далее 7 верст от церкви. При церкви есть церковно-приходская школа.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г.

Ныне восстанавливается.

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик священник Алексий Великосельский (1865 - 1918).

Память 17/30 августа

Родился в 1865 году в семье священнослужителя. В 1888 году окончил Ярославскую духовную семинарию.

Подробнее...

Статьи

Вклад Святителя Игнатия (Брянчанинова) в русское доматическое богословие

Среди плеяды иерархов составивших цвет русского богословия есть имя святителя Игнатия, чьи богословские труды постоянно изучаются, всегда востребованы, всегда современны. Она написаны ясным и понятным для каждого верующего человека языком, языком любви к Богу и человеку. Главной особенностью богословских истин изъясняемых им является то, что роднит их с богословием святых отцов – их молитвенная основа, опыт аскетики, что придает им вневременный характер. Его заслуга не в том, что он открыл нам нечто, что не знал мир до него, но он открыл нам Бога не через научные изыскания или чужой опыт, он открыл Бога через свой опыт, и этот опыт стал близким для русского человека.

О свойствах Божиих святитель Игнатий говорит в своих трудах: «Аскетические опыты» и «Слово о смерти». Утверждая святоотеческое учение о том, что Бог есть всесовершеннейший Дух, трансцендентный тварному миру, святитель пишет: «Но в собственном, точном смысле один Бог — Дух. Он, как Существо всесовершенное, вполне отличается естеством Своим от естества тварей, как бы они ни были, сравнительно с другими тварями, тонки и совершенны. Нет существа одноестественного Богу! И потому, кроме Бога, нет другого духовного существа по естеству».1

 

Подробнее...