| | vivaspb.com | finntalk.com

Запрудненская школа Александровского православного братства.

Автор: Н.В. Бадьина. . Опубликовано в Статьи

Аннотация. Запрудненская женская рукодельная школа Александровского православного братства первоначально располагалась в приходе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. Школа открыла возможность для поступления выпускниц из состоятельных семей в женские гимназии, менее обеспеченным позволило претендовать на места наставниц для детей дошкольного возраста в интеллигентных семьях, где на них возлагалась обязанность по начальному обучению, на должности учительниц рукоделия в женских начальных школах. Школа Александровского братства поадвала очень хороший пример беззаветного служения делу просвещения.

Ключевые слова: школа, рукоделие, ученицы, попечительство, Александровское братство.

Запрудненская женская рукодельная школа Александровского православного братства была открыта 1 октября 1889 г. Первоначально школа располагалась в приходе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. Однако уже через год после открытия школа была переведена в центральную часть города, оставаясь по-прежнему в ведении Запрудненского попечительства Александровского православного братства. Обязанности заведующего школой исполнял священник Спасо-Запрудненской церкви Андрей Никанорович Писемский. Должность попечительницы приняла на себя Любовь Степановна Чумакова.

В 1896 г. Советом братства для школы было приобретено 2-этажное каменное здание на ул. Московской г. Костромы. В 1901 г. здание было перестроено, а к дворовому фасаду сделана кирпичная пристройка, благодаря чему появилась возможность открыть при школе общежитие на 15 учениц.

Курс обучения в школе был рассчитан на 4 года. Обучение велось по трем направлениям: в бельевом отделении девушки обучались кройке и шитью белья, в швейном отделении – кройке и шитью дамской и детской одежды, в отделении изящных рукоделий – вязанию и вышиванию. Согласно отчетам совета братства, ежегодно в школе обучалось от 35 до 80 учащихся. Выпускницы сдавали экзамен в знании пройденного курса в присутствии членов Совета братства и трех экспертов дамского портновского цеха, приобретая звание мастерицы портновского цеха, что позволяло им не только обеспечивать потребности собственных семей, но и работать на заказ[1, 12-16].

         В 1903 г. для сирот духовного звания при школе были учреждены три стипендии, по 150 руб. каждая, имени Государя Императора Николая Александровича, Государыни Императрицы Александры Феодоровны и Государыни Императрицы Марии Феодоровны; и четвертая стипендия в размере 100 руб. имени учредителя и попечителя братства И.Е. Беляева. Кроме того, стипендиатки успешно выдержавшие выпускной экзамен получали пособие от Совета братства в размере 100 рублей[2, 12-16].

         С 21 октября 1906 г. для учащихся рукодельной школы были введены воскресные занятия по курсу двухклассных школ Министерства народного просвещения, открыт класс хорового пения. На должность заведующего воскресной школой назначен И.М. Студитский.Под руководством педагогов школы для воспитанниц проводились чтения со световыми картинками, литературно-музыкальные вечера, образовательные экскурсии. При школе была организована библиотека, где помимо книг религиозно-нравственного содержания и учебных пособий по русскому языку, литературе, истории, географии, естествознанию, арифметике, медицине, гигиене, светскому и духовному пению, имелось полное собрание сочинений Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, В.А. Жуковского, М.Н. Загоскина, А.В. Кольцова, И.А.Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, А.С. Пушкина, А.К. Толстова, И.С. Тургенева – всего около 600 томов книг[3, с.21-22].

         Введение дополнительного курса общеобразовательных предметов в сочетании с грамотной и разумной организацией внеклассных занятий, открыло возможность для поступления выпускниц из состоятельных семей в женские гимназии, менее обеспеченным позволило претендовать на места наставниц для детей дошкольного возраста в интеллигентных семьях, где на них возлагалась обязанность по начальному обучению, на должности учительниц рукоделия в женских начальных школах[3, с.49].

За десятилетний период существования воскресной школы в ее стенах прошли обучение 486 девушек в возрасте от 12 до 18 лет; 17 из них – дочери дворян и чиновников; 59 –духовного звания; 169 – городского сословия, 241 – сельского сословия[3, с.11].

Библиографический список

  1. Годовой отчет состоящего под высочайшим Его Императорского Величества покровительством Александровского православного братства в городе Костроме за 1914 г. – Кострома, 1915. – 29 с.
  2. Костромские епархиальные ведомости. – 1903. - 1066 с.
  3. Годовой отчет состоящего под высочайшим Его Императорского Величества покровительством Александровского православного братства в городе Костроме за 1915 г. – Кострома, 1916. – 26 с.
  4. Студитский И.М. Десятилетие Воскресной женской школы при Запрудненской рукодельной школе Александровского православного братства (1906 – 21 октября 1916 г.). – Кострома, 1917. – 58 с.

 

Храмы и монастыри

Запрудненская школа Александровского православного братства.

Запрудненская женская рукодельная школа Александровского православного братства была открыта 1 октября 1889 г. Первоначально школа располагалась в приходе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. Однако уже через год после открытия школа была переведена в центральную часть города, оставаясь по-прежнему в ведении Запрудненского попечительства Александровского православного братства. Обязанности заведующего школой исполнял священник Спасо-Запрудненской церкви Андрей Никанорович Писемский. Должность попечительницы приняла на себя Любовь Степановна Чумакова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Блаженный Симон Юрьевецкий

23 мая, на следующий день после празднования перенесения в 1087 году мощей святителя и чудотворца Николая, Церковь молитвенно обращается к заступничеству нашего земляка - блаженного Симона, Юрьевецкого, святого собора Костромских святых.

В 2014 году празднуется 430 лет со дня его блаженной кончины. Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый, родился в селе Оделеве бывшего Нерехтского уезда Костромской губернии (в настоящее время – Приволжского района Ивановской области) в благочестивой семье крестьян Родиона и Марии Шитовых.

Подробнее...

Статьи

Церковная история в трактовке Е.Е. Голубинского

К 180-летию великого русского церковного историка-костромича

Аннотация. Рассматривая «Историю Русской Церкви» Е. Е. Голубинского, в своей методологии и трактовках принципиально отличающуюся от трудов по истории Церкви других авторов, можно сделать вывод, что несмотря на отличия, в трудах ученого были сделаны многие открытия, которые послужили дополнением к уже существующим трудам церковной науки.

Ключевые слова: история, Русская Церковь, критический анализ, методология, источники.

Archpriest Dmitry Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate of the Church postgraduate school of saints Cyril and Methodius.

Annotation. Considering the «History of the Russian Church» E. E. Голубинского, in its methodology and interpretations fundamentally different from the works on the history of the Church of other authors, we can conclude that despite the differences, in works of the scientist had made many discoveries, which served as a complement to the existing works of the Church science.

Keywords: history, the Russian Church, critical analysis, methodology, sources.

Подробнее...