Монахини Феоктиста (Кулакова, 1902-1988), Палладия (Кулакова, 1906-1983), Анастасия (Кулакова,1909-2002).

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Крестовоздвиженская церковь г. НерехтаМонахиня Феоктиста (в миру Мария Андреевна Кулакова), 1902 г.р., д. Минино Любимского узда Костромской губернии. С раннего детства пожелала служить Богу. Вместе с сестрами следовала наставлениям иеромонаха Железноборовского монастыря Иоасафа (Сазанова), была его духовной дочерью. Являлась насельницей тайного монастыря в Любимском р-не. 24 декабря 1932 года вместе с сестрами была арестована и обвинена в «религиозном возбуждении учения иеромонаха Иоасафа; организации нелегальных монашеских келлий; распространении антисоветской и антиколхозной агитации». 26 апреля 1933 года приговорена к 5-ти годам лишения свободы. Похоронена на городском кладбище в Костроме.

Монахиня Палладия (Кулакова). 1983 г.монахиня Феоктиста(Кулакова)Монахиня Палладия (в миру Екатерина Андреевна Кулакова), 1906 г.р., с. д. Минино Любимского узда Костромской губернии. Также, как и сестра Мария (монахиня Феоктиста), была постриженицей иеромонаха Иоасафа. Арестована 24 декабря 1932года. Обвинение: «в организации нелегальных келлий и монашеских ячеек, распространении религиозного возбуждения среди населения, антисоветской и антиколхозной агитации». 26 апреля 1933 года приговорена к 5-ти годам лишения свободы. С 1936 года была на должности псаломщицы с. Анфимово Парфеньевского р-на Костромской области, затем – в Христорождественском храме с. Княжево. Скончалась 17 июля 1983 года. Похоронена на территории Пахомиево-Нерехтского монастыря.

Монахиня Анастасия (в миру Анастасия Андреевна Кулакова), 1909 г.р., д. Минино Любимского узда Костромской губернии. Вместе с сестрами следовала наставлениям иеромонаха Железноборовского монастыря Иоасафа (Сазанова), была его духовной дочерью. Являлась насельницей тайного монастыря в Любимском р-не. 24 декабря 1932 года вместе с сестрами была арестована и обвинена в «религиозном возбуждении учения иеромонаха Иоасафа; организации нелегальных монашеских келлий; распространении антисоветской и антиколхозной агитации». 26 апреля 1933 года монахиня Анастасия (Кулакова)приговорена к 5-ти годам лишения свободы. Похоронена в Макариево-Писемском монастыре.

С 1940 года сестры жили в сторожке при Христорождественской церкви с. Княжево (ныне Костромского р-на) и Крестовоздвиженской церкви с. Нерехта.

 В 1904 году адрес Христорождественской церкви в селе Княжево записан так: Костромская губерния, Костромской уезд, Шишкинская волость, село Княжево. Данные из копий Клировой ведомости церкви за 1904 г. Христорождественской церкви села Княжева состоящей в Костромском 9-ом Благочинническом округе за 1904 год. Построена 1802 года тщанием прихожан. Зданием каменная, с таковою же колокольнею, сторожкою при самой церкви для караула и оградою крепкою. Особо отведённого, вне селения, для предания умерших тел земле кладбища не имеется. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Рождества Христова. В приделах тёплых, на правой стороне - во имя Успения Пресвятой Богородицы, на левой – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Утварью достаточна и все Богослужебные книги имеются. Причта при церкви по штату положено: один священник и один псаломщик. Причт получает: Жалование от казны 123 руб. 48 коп. Из оного - священник получает 88 руб. 20 коп. Псаломщик - 35 руб. 28 коп. Одну половину процентов по билету Государственной комиссии погашения долгов = 200 рублей. 100 рублей по Государственной ренте. Земли при сей церкви: усадебной - 1 десятина, пахотной - 32, 34 десятин, сенокосной - 1 дес. 1960 саженей. План на землю имеется. Кроме того: Причт пользуется с 1832 года лесной дачею в 29 десятин 2199 саженей, пожертвованною госпожею Виц. Межевая книга с дарственной записью имеется и хранится в церкви. Землёю пользуются сами священноцерковнослужители. Своих домов у причта нет, живут в наёмных квартирах за свои деньги. По бедности прихожан никаких мер к строительству причтовых домов не предпринимается. Христорождественский храм в Княжево Судисл. р-на Костр. обл.Домов, лавок, рыбных ловель у церкви не имеется. Растоянием сия церковь - от Консистории в 40 верстах. От местного отца благочинного - в 30 верстах. Ближайшие к сей церкви: Предтеченская – в селе Корееве - в 5 верстах к югу; Благовещенская в погосте Подлесное - в 7 верстах к северу. Приписных церквей нет. Домовой церкви и молитвенных домов, приписанных к сей церкви, нет, а имеется одна деревянная часовня, находящаяся в дер. Клементьеве, основана иждивением местных жителей неизвестно когда. Опись церковному имуществу сделана в 4-х книгах в 1866 году. Ансамбль Христорождественской церкви внесён в утверждённый президентом России 20. 02. 1995 г. в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Нерехте. Костромская обл., г. Нерехта, ул. Гагарина, 22. Кладбище.

Кирпичная кладбищенская церковь, построенная в 1788 на средства купца В. П. Симонова в стиле барокко. Здание типа восьмерик на четверике с трапезной с южным приделом Димитрия Солунского и колокольней, близкой к работам С. А. Воротилова. Не закрывалась

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Материалы к истории прославления преподобнаго Макария Желтоводского и Унженского

Ключевые слова: Прп. Макарий Желтоводский и Унженский, царь М. Ф. Романов, игумен Никита, патриарх Иоаким, архиепископ Симеон, обретение мощей.

Среди рукописей, хранящихся в ценном книжном фонде ЦИАМ, заметно выделяется «Костромская Вивлиофика», составленная действительным членом Императорского Общества истории и Древностей Российских, сотрудником общества Российской словесности, сотрудником комиссии Священного Синода об исправлении истории Российской иерархии, протоиереем Михаилом Диевым (1794-1866).

«Костромская Вивлиофика» - рукопись в лист, судя, по имеющимся на бумаге штемпелям, датируется 1846-1847 гг. Сборник содержит огромное количество неизвестной и малоизвестной информации из истории Костромы, Нерехты, Галича, Чухломы; сюда вошли копии грамот и челобитных, прошений, житий Костромских святых. Поражаясь разнообразию форм материалов рукописи, невольно возникает вопрос: использовали ли когда-нибудь исследователи материалы из этого кладезя информации, публиковали ли когда-либо документы из собрания М. Я. Диева?

Подробнее...

Статьи

Духовное завещание

Духовное завещание известно с первых веков существования человечества. Духовным завещанием можно уже назвать заповедь, данную Богом первым людям в раю (Быт. 2, 16), пятую книгу Библии – Второзаконие, египетскую «Книгу мертвых», «Поучение» Владимира Мономаха своим детям и т.д. Вспомним, что одной из функций нотариусов было выполнение роли душеприказчиков. Духовное завещание было официальным документом, признаваемым Российским законодательством до революции 1917г.

Подробнее...