| | vivaspb.com | finntalk.com

Братья Лихуды Иоанникий (+1717) и Софроний (1730).

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01«На протяжении многих столетий идет в России спор: по какому пути развития (цивилизации) ей идти, как образовывать себя. Страна, занимающая огромное пространство Земли (1/6 суши) подвергалась и подвергается до сих пор с самого начала своего бытия политическому, религиозному, экономическому и культурному влияниям. Владеть умами этой страны, образовывать ее молодое поколение  в сфере своих духовных ценностей, подчиняя ее своим интересам через просвещение и образование – задача, при которой безкровно, со своей стороны, можно, без оговорок, владеть миром».

         Сазонов Д., свящ. Дорога к просвещению. // Светочъ. Альманах. Кострома, 1996. С. 13.

Лихуды Иоанникий (в миру - Иоанн, 1633 - 1717) и Софроний (в миру - Спиридон, 1652-1730), деятели религиозного просвещения, сыгравшие исключительно важную роль в учреждении первой русской духовной академии.

Выходцы из знатной греческой семьи, братья родились на острове Кефалиния в Ионическом море. Учились в Венеции и Падуе; по возвращении на родину Иоанн принял сан священника, а Спиридон - монашеский постриг (позднее, овдовев, принял пострижение и старший брат). Преподавали и проповедовали в Греции, пока патриарх Константинопольский Дионисий не рекомендовал их в 1683 как искусных учителей царю Федору Алексеевичу, задумавшему завести высшую школу. Задержанные королем Яном Собеским в Польше, где они вели диспуты с иезуитами, братья прибыли в Москву в 1685. В Москве сыграли важную роль в богословских спорах с Сильвестром (Медведевым)[1] и Яном Белобоцким о времени пресуществления Святых Даров в Евхаристии, где отстояли православную точку зрения.

Открыли школу в Богоявленской обители, затем (1686) перешли в Заиконоспасский монастырь, где под их руководством было построено специальное здание Эллино-греческой (позднее - Славяно-греко-латинской) академии. Преподавали там грамматику, пиитику (поэтику), риторику, логику, математику и физику. Программа была составлена с ориентиром на европейские образцы, в частности, на программу Падуанского университета.

В 1688 Иоанникий отправился русским послом в Венецию, где пробыл около четырех лет.

Педагогическая деятельность Лихудов столкнулась с острой конкуренцией со стороны украино-белорусских ученых, связанных с Киево-Могилянской академией; противостояние было усилено богословски-полемическими трактатами братьев («Акос, или Врачевание, противополагаемое ядовитым угрызениям змиевым»; «Мечец духовный, или Разговор с иезуитом Руткою в Польской земле» и др.), где они резко выступали против "латинства" (в котором традиционно подозревались "киевляне" и их соратники вроде оппонента Лихудов Сильвестра (Медведева)). Писали также сочинения против лютеран и русских раскольников.

02Пользовались поддержкой Патриарха Иоакима, архиепископа Холмогорского Афанасия (Любимова), влиятельного Чудовского инока Евфимия, архимандрита Высокопетровского монастыря Иова. Сумели приобрести значительное положение и в гражданских сферах: имели доступ ко двору государей. Поддержанные патриархами Московским и Иерусалимским, занявшие видное положение при дворе, в 1693-1694 братья впали в немилость у патриарха Иерусалимского Досифея и по его настоянию были удалены из академии. Последовал донос политического характера…

Оставались в Москве, обучая латинскому и итальянскому языкам (в том числе согласно специальному указу Петра I от 1697), затем, став жертвой новых интриг, в 1701 были удалены в Костромской Ипатьевский монастырь. Там они продолжали писать полемические произведения, а также, составили Греческую грамматику.

«Братья вспоминали житие Ипатское не без скорби. «Вспомните о потрудившихся» - взывали они к читателям  в конце предисловия своей Грамматики. Да и кому они были нужны в тихом провинциальном городке, в котором просвещение и образование в классическом смысле слова началось лишь с приездом епископа Сильвестра (Кулябки), основавшего Костромскую духовную семинарию».

               Сазонов Д., свящ. Дорога к просвещению. // Светочъ. Альманах. Кострома, 1996. С. 15.

Призванные митрополитом Иовом в Новгород для устройства и там школы по образцу московской (1706), позднее вернулись в столицу (Софроний в 1707, Иоанникий в 1716), где занимались исправлением славянского перевода Библии и учительствовали. Новгородская школа Лихудов подготовила первое поколение русских филологов.

Назначенный после смерти старшего брата архимандритом Солотчина монастыря в Рязанской епархии (1722), Софроний не ужился с монахами и вновь приехал в Москву (1729), где скончался в Новоспасском монастыре.

Братья Лихуды внесли огромный вклад в дело русского духовного просвещения. Их деятельность сильно повлияла на развитие образования, ведь они составили учебники по грамматике, пиитике, риторике, логике, физике, богословию, писали литературные труды, переводы, проповеднические сочинения, пересмотрели и внесли исправления в славянский текст Ветхого Завета. Иоанникий и Софроний Лихуды стали учителями многих первых русских ученых, ставших в будущем начальниками и профессорами академии, таких как: Фёдор Поликарпов, Николай Семёнов, Алексей Барсов, монахи - Косьма, Феолог, Иов, Палладий Рогов, доктор Постников, а из более поздних Фёдор Максимов. и другие, отчасти бывшие профессорами академии и её начальниками, отчасти трудившиеся по исправлению Библии и издавшие ряд учёных сочинений.

«Школу их в Новгороде закрыли в 1718 году с приходом туда епископа Феофана Прокоповича, любимца Петра, в будущем составителя «Духовного регламента», на два столетия поставившего Русскую Церковь в рамки духовного ведомства протестантского типа – Ведомства православного исповедания.

На долгие годы научные и технические достижения Запада завладели умами и сердцами русского просвещенного общества, его молодого поколения. Но дело Лихудов уже невозможно было забыть, и исподволь, через много прошедших лет, мы вспоминаем их просветительские труды с светлым чувством, через много лет приходим к тем же выводам о сочетании богословия и естественных наук, знания и опыта, что и они, но годы идут, а мы так и остаемся на положении той же, жаждущей истинного образования Россией. Найдутся ли новые Лихуды, найдутся ли новые митрополиты Иовы, чтобы вызволить их из ссылки и оградить от зависти, злобы, доносов, интриг… в этой борьбе за власть над душами и территориями? Верить хочется».

               Сазонов Д., свящ. Дорога к просвещению. // Светочъ. Альманах. Кострома, 1996. С. 16.

В 2007 году 31 мая в Москве в Богоявленском переулке перед алтарём Богоявленского монастыря был установлен бронзовый памятник в честь братьев Иоанникия и Софрония. Бронзовый памятник греческим монахам-просветителям братьям Иоанникию и Софронию Лихудам — дар правительства Греции городу Москве. Авторами стали скульптор Вячеслав Клыков и архитектор Виктор Пасенко.

Сочинения:

 «Акос, или Врачевание от угрызений змиевых».

«Диалоги грека учителя к некоему Иисуиту».

Против католичества написаны ими два сочинения: «Показание истины» (1689) и «Мечец духовный, или Разговор с иезуитом Руткою в Польской земле».

Также ими написаны сочинения против лютеран («Иоанникия и Софрония обличение ересям Лютера и Кальвина»), против раскольников («Коллурий о лютой страсти очеболения Капитонского») и «Письмо к императору Петру I о ересях Кальвина и Лютера» (напечатано в журнале «Странник», 1861 г.). Кроме того, известны ещё «Философские ответы Софрония» и полный список Библии с исправлениями, сделанными Софронием.

Заслуживают упоминания проповеднические сочинения Лихудов:

Иоанникия:

  • «Речь патриарху» (1691);
  • «Надгробное слово царице Наталье Кирилловне» (1694);
  • «Похвальное слово царю Иоанну» (1696);
  • «Похвальное слово царю Петру I по взятии Азова» (1697);
  • «Похвальное слово ему же по возвращении из Голландии» (1698);
  • «Поучение на пятую неделю великого поста» (1701).

Софрония:

  • «Слово на день рождения Петра I»,
  • «Слово о Софии, премудрости Божией» (1708),
  • «Похвальное слово святому Варлааму Хутынскому»,
  • «Житие Варлаама»,
  • «Триумф о мире с Швецией» (1721);
  • «Слово похвалительное на преславное венчание благочестивейшия великая государыни нашея Императрицы Екатерины Алексеевны» / Публ. и коммент. В. М. Ундольского // Русский архив, 1863. — Вып. 10/11. — Стб. 761—776.
  • «Слово о предопределении», изданное Д. В. Цветаевым в «Памятниках протестантства в России» и в «Чтение Московского Общества Истории» за 1883 и 1884 годы.

Святитель Филарет Московский несправедливо набрасывает тень на нравственный характер Лихудов, обвиняя их в корыстолюбии. Из дела по жалобе Софрония на солотчинских монахов видно, что во время вторичного его заведования «греческой школой» в Москве он за эту службу не получал никакого жалованья, довольствуясь тем вознаграждением, какое получал за труды по исправлению Библии, всего в количестве 50 рублей в год, тогда как его ученики в то же время получали вчетверо и впятеро более. Из сочинений Лихудов целиком напечатан только «Мечец духовный» (в «Православном Собеседнике», 1866—1867 год.).

См. также рукописи

  • Изъявление и обличение ересей Лютеранской и Кальвинской— 1706
  • Акос или врачевание, противополагаемое ядовитым угрызением змиевым
  • Богословские сочинения братьев Лихудов / Софроний Лихуд. Комментарий к Теологии Иоанна Дамаскина.

 

[1] Архимандрит Сильве́стр (в миру — Симео́н Агафо́нович Медве́дев; +1691) — книгохранитель и справщик Московского печатного двора, духовный писатель, придворный поэт, историограф, философ, автор нереализованного проекта утверждения университета в Москве в регентство Софьи Алексеевны. Ученик Симеона Полоцкого. Первый российский библиограф. Участвовал в религиозных спорах 1680-х на стороне «латинской» партии и в политической борьбе за наследование московского престола по смерти Фёдора Алексеевича, поддерживая сторонников царевны Софьи.

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Груздев Федор Васильевич (1876 -1937)

Родился 27 декабря 1876 года в с. Красном Красносельского уезда Костромской губернии в семье протоиерея Василия Петровича Груздева (+17.12.1916) и его жены Марии Иоанновны (+26.09.1931), дочери протоиерея Иоанна Клиентова.

Подробнее...

Статьи

О соборности и человеческой душе.

«Наше сходство: это острая, до боли, любовь к конкретному, к сочному и, скажу определенно, к корню – к корню личности, истории, бытия, знания. Думается, что эта любовь – костромская, ибо нет во всей России, а, может быть, и на земном шаре, никого более коренного по вкусам, по укладу, по организации души, чем костромичи… И отсюда –органическая же нелюбовь ко всему, что бескоренно, что корни подъедает, что хочет расти не на корне, а «само по себе»

Из письма Павла Флоренского Василию Розанову

Подробнее...