| | vivaspb.com | finntalk.com

Братья Лихуды Иоанникий (+1717) и Софроний (1730).

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01«На протяжении многих столетий идет в России спор: по какому пути развития (цивилизации) ей идти, как образовывать себя. Страна, занимающая огромное пространство Земли (1/6 суши) подвергалась и подвергается до сих пор с самого начала своего бытия политическому, религиозному, экономическому и культурному влияниям. Владеть умами этой страны, образовывать ее молодое поколение  в сфере своих духовных ценностей, подчиняя ее своим интересам через просвещение и образование – задача, при которой безкровно, со своей стороны, можно, без оговорок, владеть миром».

         Сазонов Д., свящ. Дорога к просвещению. // Светочъ. Альманах. Кострома, 1996. С. 13.

Лихуды Иоанникий (в миру - Иоанн, 1633 - 1717) и Софроний (в миру - Спиридон, 1652-1730), деятели религиозного просвещения, сыгравшие исключительно важную роль в учреждении первой русской духовной академии.

Выходцы из знатной греческой семьи, братья родились на острове Кефалиния в Ионическом море. Учились в Венеции и Падуе; по возвращении на родину Иоанн принял сан священника, а Спиридон - монашеский постриг (позднее, овдовев, принял пострижение и старший брат). Преподавали и проповедовали в Греции, пока патриарх Константинопольский Дионисий не рекомендовал их в 1683 как искусных учителей царю Федору Алексеевичу, задумавшему завести высшую школу. Задержанные королем Яном Собеским в Польше, где они вели диспуты с иезуитами, братья прибыли в Москву в 1685. В Москве сыграли важную роль в богословских спорах с Сильвестром (Медведевым)[1] и Яном Белобоцким о времени пресуществления Святых Даров в Евхаристии, где отстояли православную точку зрения.

Открыли школу в Богоявленской обители, затем (1686) перешли в Заиконоспасский монастырь, где под их руководством было построено специальное здание Эллино-греческой (позднее - Славяно-греко-латинской) академии. Преподавали там грамматику, пиитику (поэтику), риторику, логику, математику и физику. Программа была составлена с ориентиром на европейские образцы, в частности, на программу Падуанского университета.

В 1688 Иоанникий отправился русским послом в Венецию, где пробыл около четырех лет.

Педагогическая деятельность Лихудов столкнулась с острой конкуренцией со стороны украино-белорусских ученых, связанных с Киево-Могилянской академией; противостояние было усилено богословски-полемическими трактатами братьев («Акос, или Врачевание, противополагаемое ядовитым угрызениям змиевым»; «Мечец духовный, или Разговор с иезуитом Руткою в Польской земле» и др.), где они резко выступали против "латинства" (в котором традиционно подозревались "киевляне" и их соратники вроде оппонента Лихудов Сильвестра (Медведева)). Писали также сочинения против лютеран и русских раскольников.

02Пользовались поддержкой Патриарха Иоакима, архиепископа Холмогорского Афанасия (Любимова), влиятельного Чудовского инока Евфимия, архимандрита Высокопетровского монастыря Иова. Сумели приобрести значительное положение и в гражданских сферах: имели доступ ко двору государей. Поддержанные патриархами Московским и Иерусалимским, занявшие видное положение при дворе, в 1693-1694 братья впали в немилость у патриарха Иерусалимского Досифея и по его настоянию были удалены из академии. Последовал донос политического характера…

Оставались в Москве, обучая латинскому и итальянскому языкам (в том числе согласно специальному указу Петра I от 1697), затем, став жертвой новых интриг, в 1701 были удалены в Костромской Ипатьевский монастырь. Там они продолжали писать полемические произведения, а также, составили Греческую грамматику.

«Братья вспоминали житие Ипатское не без скорби. «Вспомните о потрудившихся» - взывали они к читателям  в конце предисловия своей Грамматики. Да и кому они были нужны в тихом провинциальном городке, в котором просвещение и образование в классическом смысле слова началось лишь с приездом епископа Сильвестра (Кулябки), основавшего Костромскую духовную семинарию».

               Сазонов Д., свящ. Дорога к просвещению. // Светочъ. Альманах. Кострома, 1996. С. 15.

Призванные митрополитом Иовом в Новгород для устройства и там школы по образцу московской (1706), позднее вернулись в столицу (Софроний в 1707, Иоанникий в 1716), где занимались исправлением славянского перевода Библии и учительствовали. Новгородская школа Лихудов подготовила первое поколение русских филологов.

Назначенный после смерти старшего брата архимандритом Солотчина монастыря в Рязанской епархии (1722), Софроний не ужился с монахами и вновь приехал в Москву (1729), где скончался в Новоспасском монастыре.

Братья Лихуды внесли огромный вклад в дело русского духовного просвещения. Их деятельность сильно повлияла на развитие образования, ведь они составили учебники по грамматике, пиитике, риторике, логике, физике, богословию, писали литературные труды, переводы, проповеднические сочинения, пересмотрели и внесли исправления в славянский текст Ветхого Завета. Иоанникий и Софроний Лихуды стали учителями многих первых русских ученых, ставших в будущем начальниками и профессорами академии, таких как: Фёдор Поликарпов, Николай Семёнов, Алексей Барсов, монахи - Косьма, Феолог, Иов, Палладий Рогов, доктор Постников, а из более поздних Фёдор Максимов. и другие, отчасти бывшие профессорами академии и её начальниками, отчасти трудившиеся по исправлению Библии и издавшие ряд учёных сочинений.

«Школу их в Новгороде закрыли в 1718 году с приходом туда епископа Феофана Прокоповича, любимца Петра, в будущем составителя «Духовного регламента», на два столетия поставившего Русскую Церковь в рамки духовного ведомства протестантского типа – Ведомства православного исповедания.

На долгие годы научные и технические достижения Запада завладели умами и сердцами русского просвещенного общества, его молодого поколения. Но дело Лихудов уже невозможно было забыть, и исподволь, через много прошедших лет, мы вспоминаем их просветительские труды с светлым чувством, через много лет приходим к тем же выводам о сочетании богословия и естественных наук, знания и опыта, что и они, но годы идут, а мы так и остаемся на положении той же, жаждущей истинного образования Россией. Найдутся ли новые Лихуды, найдутся ли новые митрополиты Иовы, чтобы вызволить их из ссылки и оградить от зависти, злобы, доносов, интриг… в этой борьбе за власть над душами и территориями? Верить хочется».

               Сазонов Д., свящ. Дорога к просвещению. // Светочъ. Альманах. Кострома, 1996. С. 16.

В 2007 году 31 мая в Москве в Богоявленском переулке перед алтарём Богоявленского монастыря был установлен бронзовый памятник в честь братьев Иоанникия и Софрония. Бронзовый памятник греческим монахам-просветителям братьям Иоанникию и Софронию Лихудам — дар правительства Греции городу Москве. Авторами стали скульптор Вячеслав Клыков и архитектор Виктор Пасенко.

Сочинения:

 «Акос, или Врачевание от угрызений змиевых».

«Диалоги грека учителя к некоему Иисуиту».

Против католичества написаны ими два сочинения: «Показание истины» (1689) и «Мечец духовный, или Разговор с иезуитом Руткою в Польской земле».

Также ими написаны сочинения против лютеран («Иоанникия и Софрония обличение ересям Лютера и Кальвина»), против раскольников («Коллурий о лютой страсти очеболения Капитонского») и «Письмо к императору Петру I о ересях Кальвина и Лютера» (напечатано в журнале «Странник», 1861 г.). Кроме того, известны ещё «Философские ответы Софрония» и полный список Библии с исправлениями, сделанными Софронием.

Заслуживают упоминания проповеднические сочинения Лихудов:

Иоанникия:

  • «Речь патриарху» (1691);
  • «Надгробное слово царице Наталье Кирилловне» (1694);
  • «Похвальное слово царю Иоанну» (1696);
  • «Похвальное слово царю Петру I по взятии Азова» (1697);
  • «Похвальное слово ему же по возвращении из Голландии» (1698);
  • «Поучение на пятую неделю великого поста» (1701).

Софрония:

  • «Слово на день рождения Петра I»,
  • «Слово о Софии, премудрости Божией» (1708),
  • «Похвальное слово святому Варлааму Хутынскому»,
  • «Житие Варлаама»,
  • «Триумф о мире с Швецией» (1721);
  • «Слово похвалительное на преславное венчание благочестивейшия великая государыни нашея Императрицы Екатерины Алексеевны» / Публ. и коммент. В. М. Ундольского // Русский архив, 1863. — Вып. 10/11. — Стб. 761—776.
  • «Слово о предопределении», изданное Д. В. Цветаевым в «Памятниках протестантства в России» и в «Чтение Московского Общества Истории» за 1883 и 1884 годы.

Святитель Филарет Московский несправедливо набрасывает тень на нравственный характер Лихудов, обвиняя их в корыстолюбии. Из дела по жалобе Софрония на солотчинских монахов видно, что во время вторичного его заведования «греческой школой» в Москве он за эту службу не получал никакого жалованья, довольствуясь тем вознаграждением, какое получал за труды по исправлению Библии, всего в количестве 50 рублей в год, тогда как его ученики в то же время получали вчетверо и впятеро более. Из сочинений Лихудов целиком напечатан только «Мечец духовный» (в «Православном Собеседнике», 1866—1867 год.).

См. также рукописи

  • Изъявление и обличение ересей Лютеранской и Кальвинской— 1706
  • Акос или врачевание, противополагаемое ядовитым угрызением змиевым
  • Богословские сочинения братьев Лихудов / Софроний Лихуд. Комментарий к Теологии Иоанна Дамаскина.

 

[1] Архимандрит Сильве́стр (в миру — Симео́н Агафо́нович Медве́дев; +1691) — книгохранитель и справщик Московского печатного двора, духовный писатель, придворный поэт, историограф, философ, автор нереализованного проекта утверждения университета в Москве в регентство Софьи Алексеевны. Ученик Симеона Полоцкого. Первый российский библиограф. Участвовал в религиозных спорах 1680-х на стороне «латинской» партии и в политической борьбе за наследование московского престола по смерти Фёдора Алексеевича, поддерживая сторонников царевны Софьи.

Храмы и монастыри

Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке

КАК ЭТО БЫЛО...

Начало XX лека подавало самые радужные перспективы в развитии Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в   истории государства и монархии. В нём проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, которые собирались для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912г. в Костроме Церковно-Исторического Общества, было положено основание церковно-исторического музея в стенах Ипатьевского монастыря, в палатах бояр Романовых. Многие из священных предметов находившихся в ризнице монастыря: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представляли, безусловно, историческую, и культурную редкость, являлись раритетами, относящимися к ХIV-ХVIвв.

Подробнее...

Святые и Святыни

Образы Троицы в Ипатьевском монастыре (К вопросу о Годуновских вкладах)

Древности Ипатьевского монастыря, занимающие видное место в ряду русских древностей, как писали в начале XXвека братья Г. и В. Лукомские, «особенно возвышают художественно-археологическое значение Костромы» (1).

Подробнее...

Статьи

ЗА КОГО «ПОЛОЖИЛ СВОЙ ЖИВОТ» ИВАН СУСАНИН В 7121 ГОДУ? (1)

Аннотация: Подвиг крестьянина Ивана Сусанина был совершен в период кульминации российской «Смуты» начала XVII в. В разгар работы Земского собора, на котором решался вопрос о преемственности верховной власти, М.Ф. Романов, один из главных претендентов на престол, проживал вместе с матерью старицей Марфой в своей костромской вотчине с. Домнино. Оказавшийся в это время в пределах владений Романовых отряд польско-литовских людей целенаправленно искал Михаила Федоровича. Домнинский крестьянин И. Сусанин ценой собственной жизни не выдал тайну его местонахождения. Спасая М.Ф. Романова от врагов, Сусанин, сам того не ведая, уберегал страну от нового витка «Смуты», а, возможно, и от полного распада государства.

Ключевые слова: Иван Сусанин, Костомаров, Михаил Романов, старица Марфа, Салтыковы, претендент на престол, польские и литовские люди, Домнино, Костромской край, Ипатьевский монастырь.

Подробнее...