| | vivaspb.com | finntalk.com

Об одном настоятеле Богоявленского монастыря

Автор: Резепин Павел Петрович . . Опубликовано в Статьи

Аннотация: Идентификация известного ранее лишь по монашескому имени настоятеля и строителя нескольких общежительных монастырей Костромской и Ярославской епархий середины XVIII столетия с 6-м наместником санкт-петербургской Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, архимандритом соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря Архангельской епархии и жертвователем на строительство костромской каменной Успенской церкви, гипотеза о его малороссийском происхождении и принадлежности к окружению первых епископов Костромских и Галичских того же происхождения, должностях и деятельности в общежительных монастырях Костромской епархии, верификация упоминаний о нем в неопубликованных и опубликованных источниках и атрибуция части последних тем или другим историкам Костромской епархии

Ключевые слова: Кострома, Богоявленский монастырь, настоятель, наместник, архимандрит, игумен, строитель

Шифр ВАК - 07.00.02 - «Отечественная история»

УДК 262.1:271«17»(Р473.5)

Резепин Павел Петрович

Кострома, РФ

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

156016, г. Кострома, ул. Индустриальная, д. 6, кв. 127, тел. 228974

Об одном настоятеле Богоявленского монастыря

Rezepin Pavel Petrovich

Kostroma, RF

Annotation:Identification of previously unknown only in the monastic name of the abbot and builder of several cenobite monasteries of Kostroma and Yaroslavl dioceses middle of the XVIII century with a 6th governor of St. Petersburg of the Holy Trinity Alexander Nevsky Monastery, Archimandrite Solovetsky Spaso-Preobrazhensky Stavropegic Monastery Arkhangelsk diocese and the donor for the construction of Kostroma stone of the Assumption Church, the hypothesis of his Little Russian origin and of belonging to the environment of the first bishops of Kostroma and Galich same origin, positions and activities cenobite monasteries Kostroma diocese, verification of references to it in the unpublished and published sources and attribution of the last one or the other historians of the Kostroma diocese.

Key words:Kostroma, Epiphany Monastery, Abbot, Prior, Archimandrite, the abbot builder

С ретроспективной просопографией Досифею, мягко выражаясь, не повезло.

Начиная с того, что в «Русском провинциальном некрополе» ни год смерти, ни возраст похороненного под Архангельским приделом Спасо-Преображенского собора архимандрита соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря Архангельской епархии не указаны [13, с. 265-266].

В «Азбучном указателе имен русских деятелей для русского биографического словаря» анонсированы Досифей как игумен Николаевского Бабаевского и Богородицкого Игрицкого Песоченского (1, с. 216) и Досифей как игумен Иоанно-Предтеченского Железноборовского (1, с. 217) монастырей Костромской епархии, однако в словаре статей нет ни об одном.

Он возглавлял, кроме того, Авраамиев Заозерский Успенский монастырь Галичского уезда и являлся строителем костромского Спасо-Запрудненского монастыря, исторических описаний которых, как и Богородицкого Игрицкого Песоченского монастыря Костромского уезда, не существует.

Среди настоятелей костромского Богоявленского монастыря Досифей в «Списках иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» Павла Михайловича Строева отсутствует, да и в «Исторических известиях о костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV по XIX век» его архимандрита и ректора Костромской духовной семинарии (1829-1837) Афанасия (Дроздова Александра Васильевича) (1800-1876) [2, с. 49; 5, с. 3, 12, 17, 26, 44; 10, с. 128-132] упоминается только лишь в общем списке [4, с. 29].

Т. е. исторических известий о костромских общежительных монастырях недоставало даже при их существовании, а поскольку не прибавилось и в дальнейшем, реестр бумаг середины XVIII столетия на имя настоятеля Богородицкого Игрицкого Песоченского монастыря Досифея в Государственном архиве Костромской области [8] может считаться единственным документальным подтверждением его пребывания в Костромской епархии.

Вследствие этого немногочисленные и немногословные упоминания о нем в опубликованных источниках выглядят не то что противоречивыми, – взаимоисключающими.

Днем назначения Досифея игуменом Николаевского Бабаевского монастыря его историк Алексей Иванович Соловьев указывает 18 февраля 1742 года, а временем управления – 1742-1743 годы [14, с. 35-36], между тем как в «Азбучном указателе имен русских деятелей для русского биографического словаря» временем его управления названы 1745-1746 годы [1, с. 216].

Там же временем управления Досифея Богородицким Игрицким Песоченским монастырем названы 1746-1760 годы [1, с. 216], однако из более достоверных источников известно, что, во-первых, оно началось «в лето 1745 года» [3, с. 33], во-вторых, в 1747-1750 и 1754-1758 годах Богородицким Игрицким Песоченским монастырем управлял его игумен и ректор Костромской духовной семинарии (1747-1760) Анастасий (Белопольский) [2, с. 3, 6, 8, 11, 49; 7, с. 92; 10, с. 87-89; 11, с. 121; 12, с. 36], и, в-третьих, в 1754-1758 годах Досифей возглавлял Иоанно-Предтеченский Железноборовский монастырь, что подтверждают историки последнего Петр Михайлович Румянцев и Алексей Андреевич Воскресенский [7, с. 92; 12, с. 30, 36].

К тому же, как установил Иван Васильевич Баженов, «с 1755 г. временно Богоявленским монастырем управлял Железноборовский игумен Досифей до июля 1756 г., когда посвящен архимандритом этого монастыря» [5, с. 43-44], однако об этом назначении ни вышеуказанные историки Иоанно-Предтеченского Железноборовского монастыря, ни «Азбучный указатель имен русских деятелей для русского биографического словаря», ни «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» не упоминают.

В свою очередь историки Костромской духовной семинарии Николай Осипович Андроников и Иоанн Иаковлевич Сырцов извещали о том, что «для построения семинарии был вызван из Железноборовского монастыря, перемещенный в Игрицкий, с правом присутствовать в консистории, игумен Досифей, в последствии времени архимандрит Соловецкого монастыря… Думать надобно, что семинария из Семеновского монастыря переведена была на Запрудню в 1760 году, или в начале 1761 года; так как 8 декабря 1760 года консистория докладывала Преосвященному, что в новоучрежденной епаршеской семинарии для обучения учеников школы, учителей покои и другия для исправления их нужд службы состроены» [2, с. 13-14] и что «строителем был удачно выбран настоятель Железно-Боровского монастыря архимандрит Досифей» [15, с. 12-13], хотя среди строителей костромского Спасо-Запрудненского монастыря в «Списках иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» Павла Михайловича Строева он также отсутствует.

В довершение всего строительство в Костроме каменной Успенской церкви на завещанные им средства авторитетные историки Костромской епархии объясняли исключительно тем, что он был «костромским уроженцем» [6, с. 15; 11, с. 103-104], однако с учетом иногородних источников его жизнеописание в общих чертах представляется следующим образом.

Досифей, в миру Дионисий Андреевич Лебедевич, родившийся в 1695 году и, быть может, подобно многим другим выходцам из Малороссии, получивший образование в Киевской духовной академии, принявший постриг в Киево-Печерской Успенской лавре и положительно зарекомендовавший себя во главе золотоношского Спасо-Преображенского монастыря Полтавской епархии, Святейшим Правительствующим Всероссийским Синодом был назначен 6-м по счету наместником санкт-петербургской Свято-Троицкой Александро-Невской лавры (1738-1745), после чего переведен в управление первого епископа Костромского и Галичского (31.03.-18.08.1745) и золотоношского уроженца Симона (Тодорского Симеона Федоровича) (1700-1754) [10, с. 675-679], а после назначения епископом Костромским и Галичским (18.11.1745) их земляка Сильвестра (Кулябки Семена Петровича) (1701-1761) [10, с. 667-670] вместе с ним наотправлен на укрепление в новообразованную Костромскую епархию правлен в новообразованную Костромскую епархию, в которой оставался также при земляках Геннадии (Андреевском Григории) (ок. 1700-1758) [10, с. 196-199] и Дамаскине (Аскаронском Дамиане) (ок. 1708-1769) [10, с. 229-232] и лишь при вологодском уроженце и епископе Костромском и Галичском (1769-1778) Симоне (Лагове или Лаговском Стефане Михайловиче) (ок. 1730-1804) [10, с. 670-675] оказался архимандритом соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря Архангельской епархии (19.07.1761-22.06.1777) [9, с. 18, № 10], в котором и умер.

Что же касается взаимоисключающих датировок его перемещения по общежительным монастырям Костромской епархии, возможен вариант, при котором, как говорится, правы все стороны, если допустить, что во всех монастырях Досифей всего лишь исправлял должность настоятеля в его отсутствие и в действительности занимал должность строителя, тем более что и «Азбучный указатель имен русских деятелей для русского биографического словаря» называл его строителем Ройской Златоустовской пустыни Ярославской епархии в 1749 году [1, с. 217], после чего в Богородицком Игрицком Песоченском монастыре им был построен каменный собор Смоленско-Игрицкой иконы Божией Матери (1754), Иоанно-ПредтеченскомЖелезноборовском – Богородицерождественская (1758) и Иоанно-Предтеченская (1758) каменные церкви и Спасо-Запрудненском – деревянные службы для Костромской духовной семинарии (1760).

Библиография:

Bibliography:

  1. Азбучный указатель имен русских деятелей для русского биографического словаря: в 2 ч. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1887. – Ч. 1:  А-Л. – 512 с. – (Сборник императорского Русского исторического общества; т. 60).
  2. Андроников Н.О. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии / сост. бывшим учителем семинарии и временным преподавателем гимназии Н. Андрониковым. – Кострома: типо-литогр. Балакирева, 1874. – 107, 32 с.
  3. Арсеньев I.А., прот. Описание Костромского Успенского собора, учрежденного по высочайшему повелению в 1835 г. кафедральным, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым, а ныне вновь исправленное. – М.: Синод. тип., 1837. – 93 с.
  4. Афанасий [Дроздов А.В.], архим. Исторические известия о костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV по XIX век. – СПб.: тип. Иверсена, 1837. – 55 с.
  5. Баженов И.В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский монастырь: исторический очерк / сост. Иван Баженов, преп. Костромской дух. семинарии. – Кострома: Губ. тип., 1895. – II, 173, XXIII с.: ил. – Отд. отт. из Прил. к н.ч. КЕВ 1894-1895 гг.
  6. Беляев I.С., прот. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета Костромского Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб.: Тип. Почтового Департамента, 1863. – 358, VI с.
  7. Воскресенский А.А. Преподобный Иаков игумен, Железноборовский чудотворец, и основанный им Иоанно-Предтеченский Железноборовский монастырь, Костромской епархии. – Кострома: Губ. тип., 1913. – 116 с. – Отд. отт. из КЕВ 1912-1913 гг.
  8. Государственный архив Костромской области (ГАКО). Ф. 706. – Оп. 1. – Д. 3. – Л. 1-55.
  9. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в семидесяти пяти губерниях и областях России (и в двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. С кратким топографическим, историко-статистическим и археологическим описанием, библиографическими примечаниями, статистической таблицей и четырьмя алфавитными указателями. С указанием ближайших к монастырям почтовых и железнодорожных станций. Со ста десятью рисунками в тексте и картой монастырей (в две краски) на вкладном листе. – М.: изд. А.Д. Ступина, 1908. – XII, 984 с., 1 л. карт., табл.
  10. Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.: биобиблиографический словарь / авт.-сост. О.В. Горохова, П.П. Резепин. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2015. – 784 с. – (Studiorumslavicorumorbis; вып. 9).
  11. Островский П.Ф., прот. Исторические записки о Костроме и ее святыне, благочестно-чтимой в императорском доме Романовых. – Кострома: тип. Андроникова, 1864. – [4], 247 с.
  12. Румянцев П.М., свящ. Описание Железноборовского монастыря, Костромской губернии, Буйского уезда / сост. священником Георгиевской церкви, что на реке Костроме, Буйского уезда, Петром Румянцевым. – Кострома: тип. Андроникова, 1873. – 44 с.
  13. Русский провинциальный некрополь / вел. кн. Николай Михайлович. – М.: Типо-литогр. И.Н. Кушнерев и Кº, 1914. – Т. I. – IX, 1008 с.
  14. Соловьев А.И. Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии: Историко-статистический очерк. – Кострома: Губ. тип., 1895 (обл. 1896). – 111 с., 2 л. ил.
  15. [Сырцов И.Я., прот.] 150-летие Костромской духовной семинарии (1747-1897 гг.). – Кострома: Губ. тип., 1897. – 91 с.

 

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Магер Василий Устинович (1883- 1960)

Родился 14 января 1883г., в м. Крево, Ошмянского уезда, Виленской губернии, царства Польского, Российской империи в крестьянской семье. После Октябрьского переворота 1917г. Василию Магеру с женой и двумя детьми пришлось оставить все имущество и эвакуироваться в Красноярск.

Подробнее...

Статьи

И.И. Вознесенский как паремиолог

Взаимоисключающие высказывания Владимира Ивановича Даля о том, что «пословица большею частию является в мерном или складном виде» [1] и – через три страницы – что «большая часть пословиц без красного склада и без правильного, однородного размера»[2], заставили его последователей заняться собственными подсчетами и типологическими исследованиями, одно из которых принадлежало преподавателю церковного пения Костромской духовной семинарии и составителю сборника пословиц и поговорок Костромской губернии протоиерею Иоанну Иоанновичу Вознесенскому (1838-1910).

Подробнее...