Пастырь добрый… (Ин.10: 11-16) Протоиерей Владимир Косьмич Конон

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

pastyr01Мой дед, со стороны мамы - протоиерей Владимир Косьмич Конон родился 1-го августа 1901 г. в селе Довбени, Воложинского р-на, Минской области на территории нынешней Республики Беларусь в семье диакона местной Свято-Констанитно-Еленинскойцеркви. В 1911 г. он окончил церковно-приходскую школу, в 1924 г. успешно оканчивает 8 классов Виленской Духовной Семинарии. В 1921 г. был повенчан с Еленой Мартиновной Кароль, ставшей его верной спутницей жизни. С ней он делил все радостные и горестные этапы своего земного бытия, вплоть до скоропостижной кончины своей горячо любимой матушки в 1962 г. Имея прекрасные певческие способности, с 1.10.1919 по 1926 гг. он трудился псаломщиком в Свято-Констанитно-Еленинскойцеркви г. Воложин. 26.07.1926 рукоположен в сан диакона при этой же церкви.

Дед любил церковное пение, был тонким музыкантом - самоучкой. Мама рассказывала, что в 30-х годах с ним списался его дядя, живший тогда в Америке, и предложил: «Володя, напиши, что ты хочешь - я все что возможно, для тебя сделаю». Широкой души о. Владимир попросил дядю выслать ему скрипку, что тот и выполнил. Кому бы я не рассказывал этот эпизод со скрипкой, то всегда приходилось видеть – люди не понимали сути такой просьбы к дяде в Америке. «Нашел чего просить из Америки!» - говорили они. Да, но вот в этой своей просьбе – он весь. Она очень ярко характеризует его характер, его внутренний мир, мир человека глубоко порядочного, честного… Истинного бессребреника, истинного служителя Бога. Скрипка погибла во время пожара дома в войну. Любил он богослужение. Был прекрасным регентом и знатоком церковного устава. В семейном архиве до сих пор хранятся ноты и выписки из церковного устава, сделанные его рукой. Помню, что когда он приезжал к нам в гости, в Кострому, то всегда просил брата и меня сыграть ему дуэтом на пианино и скрипке. И всегда давал нам по рублю, благодаря за труд, и «истинное удовольствие», которое мы ему доставили своей игрой.

Вся жизнь его была наполнена трудом и молитвой. Так, когда он был настоятелем в Гольшанах, что некоторые прихожане пользовались его искренним и добрым сердцем. «Сколько дадите», - обычно говорил он по окончании требы, когда люди спрашивали о величине благодарности. Услышав такой ответ, они чаще говорили ему «Спаси Господи!», не сочтя нужным вспомнить, что у него семья, которую нужно кормить, и что когда священник обращался к ним с просьбой - они сразу называли цену. Но, он не расстраивался, деньги для него не имели цены. Он верил в добро и жил заповедями Христа, жил в мире с Богом, недаром все говорили про него - «не от мира сего».

 pastyr02В 1933г. семью постигает страшное несчастье – от гнойного аппендицита (перитонита) умирает дочь Маргарита. 19.01.1938 г. архиепископом Виленским и Лидским Феодосием (Феодосиевым) диакон Владимир Конон был рукоположен в иерея к Успенской церкви села Радивонишки, нынешней Гродненской области. С 2.03.1938 по 4.10.1938 г., исполнял обязанности настоятеля Михаилоархангельского прихода г. Лида, Гродненской обл. Это были трудные годы в истории Православия на территории Западной Беларуси, находившейся тогда в составе буржуазной Польши. Проводилась принудительная полонизация православных белорусов. Вместо русского языка, на котором ранее преподавали Закон Божий, велось церковное письмоводство, и говорились проповеди, постановлениями польских властей вводился польский язык. Полонизация вызывала возмущение и противодействие со стороны прорусски настроенного духовенства. Молодой священник Владимир Конон считал своим долгом преподавать детям Закон Божий на русском языке, учить слова молитвы на церковнославянском. За «русификаторские» настроения он был переведен на приход находящийся рядом с восточной границей Польши - 4.10.1938 г. иерей Владимир Конон назначается настоятелем Петропавловской Прозорокской церкви Плисского р-на, Витебской обл. 18.19.1942 по 24.06.1953г. – настоятелем церкви в честь Вознесения Господня с. Поречье, Плисского р-на Витебской обл.

Конец 30-х, начало 40-х годов в историческом плане – это крушение Польского государства, год установления Советского порядка (1939-40) и затем, 3 года немецко-фашисткой оккупации. Ужасы этого лихолетья в полной мере испытала на себе белорусская земля и ее народ.

По рассказам мамы, каждый приход «освободителей» приносил свои неприятности и невзгоды. В сентябре 1939 года рано утром советские войска заняли Прозороки. Днем, когда в доме о. настоятеля проходило заседание церковного совета постучали – пришел солдат и попросил попить воды. Спустя некоторое время уже пришли несколько солдат с указанием арестовать священника за «подрывную деятельность» направленную против советской власти. Лишь благодаря заступничеству людей, в том числе и в «новой советской администрации», удалось о. Владимиру избегнуть горькой участи «врага народа» и высылки в неизвестном направлении. Его искренне любили и уважали люди, потому что он был «пастырем добрым…» (А такое происходило, по словам мамы, постоянно. Сначала исчезли все, кто принадлежал к польской администрации, к польской интеллигенции, затем - «осадники» - лица, которым за службу в польской армии выделялся надел земли, зажиточные крестьяне… Людям давали десять минут на сборы. Приходили за ними рано утром, те, растерянные не могли за отведенное время ничего собрать… Так в основном и увозили – кто, в чем был. В 1941 году пришли немцы. Ночью приходили партизаны. По распоряжению немецкого командования, люди к которым приходили партизаны, обязаны тотчас докладывать после их ухода. Но дедушка не торопился. Ближе к полудню он приходил в администрацию и рассказывал о ночном посещении. Не рассказывать было нельзя – вокруг было много видевших и докладывающих. Дедушка и так слыл у немцев сочувствующим «красным». Многим «партийным» он выписал свидетельства о крещении, ведь в противном случае, их ждала расправа. Мама рассказывала, что он очень переживал, когда евреев из гетто уводили на расстрел…Беда пришла и в его семью. В 1943 г. по приказу оккупационной немецкой администрации был взят на работы в Германию надежда и опора семьи – сын Владимир, связь с которым прерывается в 1944 г. по причине наступления Красной Армии. Попытки установить в дальнейшем его судьбу оказались безрезультатными. Переживания этих лет и личная трагедия, подкосили здоровье о. Владимира. С 24.06.1953г. по 1.06.1961г. – он назначается настоятелем Свято-Георгиевского храма местечка Гольшаны. В характеристике, данной прот. Владимиру благочинным Сморгонского округа прот. Владимиром Ровдо, в частности, звучат слова, ярко характеризующие гольшанского настоятеля как истинного пастыря Церкви Христовой: «Протоиерей Владимир Конон – человек не от мира сего. Постник, молитвенник, честен и вообще благочестив. При огромных налогах государственных и епархиальных, на приходе достаточно сделано» (имеются ввиду ремонты – прим. автора). Эту характеристику подтверждают и свидетельство, произнесенное о. благочинному прихожанкой-интеллигенкой Ксений Караваевой (отраженные в его рапорте Епархиальному архиерею – епископу Гродненскому и Лидскому Леонтию (Бондарь)): «Мы, старики, каждый воскресный и праздничный день бываем в церкви и видим высоту религиозности, честности, порядочности и доброты о. Владимира Конона. Таких молитвенников, постников и любителей святыни нам не иметь».

В 1965г. прот. Владимир, овдовев, перебирается вслед за семьей своего зятя, диакона Иоанна Сазонова, женатого на младшей дочери о. Владимира, моей маме - Ларисе (+1987), в Россию. Служил он на приходе в Брянской области и на приходах Костромской епархии: до 1972г. настоятелем Воскресенского храма д. Любовниково, Костромского р-на; с 29.11.1972 по 17.06.1975г.- настоятелем церкви с. Ильинское на Шаче, Сусанинского р-на, Костромской области. Как-то, разбирая документы семьи, я обнаружил интересную переписку. Когда архиепископ Кассиан в 1972 году потребовал от настоятелей неукоснительно вносить взносы в советский Фонд мира, почему-то, дедушка выслал деньги на имя архиерея. Видимо владыку огорчил факт посылки денег на его имя. Курьез! Видимо, дед знал, на что идут деньги Фонда мира…Он столько за свою жизнь отдал налогов по первому требованию, что ему уже было безразлично, кому и куда отдавать деньги…

   Очевидцы его самоотверженного пастырского служения свидетельствуют и недоумевают, как этот пожилой, болеющий ревматизмом ног человек, при катаральным состоянии горла и легких, служил в неотаплеваемых храмах, добирался пешком, подчас, за десяток километров по бездорожью к страждущим и просящим утешения. Никому он не отказал в помощи. Все, что имел – раздавал. Воистину он был «добрым пастырем, высоко несущим знамя священнического служения», - так характеризовал его Высокопреосвященнейший Кассиан, Архиепископ Костромской и Галичский.

Когда он посещал родные места, то основное время своего пребывания проводил у могилки своей дорогой супруги и старшей дочери на воложинском кладбище

За несколько месяцев до своей кончины о. Владимир простудился и был госпитализирован в больницу г. Костромы. Причастившись. Св. Таин Христовых он мирно почил 11.07.1975г. После него не осталось никакого имущества, кроме подрясника, рясы, костюма и нескольких фотографий…Отпевание пастыря было совершено сонмом духовенства епархии, глубоко чтившим пастыря-старца, в Воскресенском кафедральном соборе г. Костромы. Тело нашло свое упокоение возле алтарной апсиды Воскресенской церкви д. Любовниково. С каждым годом по естественным причинам становится все меньше людей, которые вспоминают своего горячо любимого пастыря, но рассказы о его доброте, молитве, сердечности и искренности передаются их детям и внукам, правнукам, которые вспоминают доброго пастыря – протоиерея Владимира, «доброго дедушку - батюшку», который крестил, отпевал, венчал, утешал, наставлял их родных и близких, и который сейчас за них – молитвенник на небесах.

Для таких как он, добрых пастырей, всю свою жизнь подражавших Христу и живших Его заповедями звучат слова Евангелия о истинности их веры. «Я есть воскресение и жизнь, - говорит Спаситель своим ученикам, - верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек…» (Ин. 11: 25-26).

 

 

Храмы и монастыри

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтинский женский монастырь

Село Троица близ города Нерехты.

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нехтский монастырь был основан во торой половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мир-кое имя — Иаков. Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано — в 12 лет — во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский.

Подробнее...

Святые и Святыни

Лаговский Иван Аркадьевич (1889 - 1941)

Богослов, публицист, деятель Русского студенческого христианского движения, редактор «Вестника РСХД» (1930—1936). Иван Лаговский родился в 1889 году в Костроме в семье священника. В 1896—1897 году его отец был переведён на служение в Кинешму, где прошли детские годы Ивана. В 1902 году отец умер. Окончив духовное училище Кинешмы, в 1903 году Лаговский поступил в Костромскую духовную семинарию. В 1908 году уехал в Киев, учился в Киевской духовной академии. Окончил академию в 1913 году со званием кандидата богословия. Переехал в Екатеринослав, совмещал преподавание в гимназии и духовном училище с учёбой на филологическом факультете университета, куда поступил в 1917 году.

Подробнее...

Статьи

Брежневские гонения на Церковь. По материалам Центральной России.

Аннотация. Считается, что брежневский период «застоя», в отличие от реформ «хрущевской оттепели», является периодом стабильности и даже некоторого потепления в государственно-церковных отношениях. Но несмотря на некоторое изменение формулировок, отразившееся в законодательстве о религии и новой Конституции СССР 1977 года, суть политики государства и партийных органов оставалась прежней: выдавливание Церкви из всех сфер общественной жизни: запрет на обучение религии подростков и их присутствие на богослужениях, заперт на благотворительность, дискриминация верующих в образовательных учреждениях и на производстве, разложение исполнительных органов церкви с целью закрытия прихода, тотальный контроль за деятельностью и финансами церковной организации, регистрация священнослужителей как инструмент давления на неугодных, администрирование на местах в отношении церковных приходов. Закрепление за Советом по делам религий прав последней инстанции при закрытии приходов. Использование ренегатов и негативных явлений в церковной среде в качестве примеров для дискредитации религии. Антирелигиозная пропаганда. Все перечисленное в совокупности и явилось фактом нарушения конституционных прав и прав свободы совести. Государство провозглашая свое отделение от Церкви беззастенчиво вмешивалось в ее жизнь. История показала тщетность усилий по ликвидации Церкви. После смерти Брежнева и ухода «сталинско-хрущевской номенклатуры», наметились тенденции к возрождению церковной жизни. Празднование 1000-летия Крещения Руси дало мощный импульс к восстановлению религиозных прав и свобод.

Ключевые слова: гонения на Церковь, верующие, двадцатка, приход, регистрация, религия, уполномоченный.

Подробнее...