Проповедь в неделю Сыропустную. Прощеное воскресенье.

Автор: Протоиерей Иоанн Сазонов. .

001При вступлении на поприще поста и покаяния Св. Церковь напутствует нас сегодня, братия и сестры, воспоминанием о первом грехопадении праотца нашего Адама для того, чтобы из примера его жизни мы уяснили для себя всю тяжесть и скверну греха и его пагубные последствия. На примере праотцев, потерявших рай, научились бы избегать невоздержания, как начала и источника греха. Обратились бы к покаянию, как к единственному средству избавления от гнева и суда Божия.

От Адама мы получили в наследство грех и осуждение; но от него же наследовали веру в Искупителя и благодать оправдания веры и дел веры во имя Сына Божьего. Получили упование жизни вечной и обетование той высочайшей славы, которую воплотившийся для спасения нашего Сын Божий уготовал всем верующим в Него, искупленным честною Его кровию. Воплощением Сына Божия мы приобрели нечто большее, нежели даже чего лишились.

Грех сделал нашу природу больной. Не было, и нет в мире ни одного человека, который бы пожив хотя бы один день, не согрешил бы. Что мы должны сказать о себе, поживших поживших тридцать, сорок, пятьдесят и более лет?, Каждый из нас, оглядываясь на прожитую жизнь обращается за помощью к Могущему простить и очистить – Богу; говорит словами евангельского грешника: «Отче! Я согрешил против неба и перед Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим» (Лк. 15: 18-19). Но до своей просьбы о прощении наших грехов Спасителем, мы вспоминаем, что необходимо нам выполнить евангельскую заповедь о прощении долгов (обид) всем кто нам досадил и опечалил: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,15).

Поэтому, в день, именуемый Прощеным воскресеньем, от обычая Церкви начинающей путь Великого поста и мы, как чада ее, должны примириться не только с друзьями, но и врагам простить искренне и от всего сердца. Не формально, но полностью изгладить из нашей души неприязь к ним. Ведь знаем же, что лицемерное прощение послужит к еще большему осуждению нас Отцом Небесным на нелицеприятном суде по завершении нашего земного пути и развитию греха как духовной болезни. Но как простить от всего сердца? Есть такие люди, которые по своей гордости и жестокосердию говорят, что: «враг мой тяжело обидел меня, запятнал мое доброе имя, примириться и простить его было бы мне унижением», - они, даже после формального прощения продолжают мстить своему врагу, оскорблять его, желают ему зла. Говорящие и поступающие так не знают или забывают слова Христа Спасителя: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (МФ. 5:39).

Вспомним, как Господь, ведомый на страдания, на Голгофу, заушаемый и заплеваемый, не сказал ни одного оскорбительного слова в адрес своих мучителей и палачей, кротко он шел на распятие, как агнец на заклание. Повешенный на Крест, истерзанный и израненный Он не только не укорял злодеев, а напротив, молился о их прощении говоря: « Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

Подумайте и представьте, братья и сестры, что было бы с людьми, если бы жизнь не сообразовывалась с заповедью любви и прощения обид! Нашим взаимным спорам, ссорам, оскорблениям, неприязни не было бы конца, вся жизнь бы наша была царством зла и хаоса.

Если мученики Церкви, многие из которых были знатными, титулованными и образованными людьми, прощали своих палачей, то нам ли – скудным в познаниях, бедным в благочестии, рабам греха – стыдиться просить прощения у ближних, обиженных нами?

Конечно, нелегко прощать обиды и забывать оскорбления…Есть обиды, которые, казалось бы, не имеют прощения. Вспомним, братия и сестры, вспомним в тот момент, когда придут такие мысли, что невозможно прожить на Земле без огорчений. Но зато как легко, как покойно бывает на душе после того, как примиришься со своим обидчиком! Точно камень упадет с души, когда превозможешь себя, и сбросишь обиду, забудешь оскорбление. Какой-то не земной, а Божественный мир водворится в примиренной душе! Прощая других, мы тем самым становимся подобными своему Спасителю, Который щадит и милует нас. Христос посреди нас бывает, когда мы в примирении целуем друг друга в знак истинной любви.

Святитель Григорий Нисский говорит: «Если ты простишь из глубины своего сердца согрешения и обиды твоему ближнему, то тогда имеешь дерзновение сказать на молитве своей Господу: «Отец мой Небесный, я исполнил то, что Ты мне велишь делать. Исполни и Ты, что Ты обещал сделать. Я простил все согрешения и обиды и, прибегая к Тебе в покаянии своем, жду, что и Ты, согласно Своему обещанию, простишь мои бесчисленные согрешения» (ЖМП. 1955, №2, С.74).

Такое дерзновение может иметь каждый, кто исполнит повеление Божие и кто простит взаимные прегрешения.

Братия и сестры! В прошедшую субботу перед наступлением Великого поста Церковь вспоминала всех преподобных подвижников и подвижниц благочестия, в постничестве просиявших и угодивших Господу. Что же этих великих постников сделало такими светлыми и сияющими святостью в Царстве Бога? Их смирение, из незлобие, из всепрощение, их кротость, их чистота.

Каждого из нас, желающих и ищущих вечного спасения зовет Св. Церковь сегодня встать на путь прощения. Зовет к незлобию, зовет заградить наши уста и сердца для взаимного озлобления. Исторгнуть зло и грех из наших сердец в этот прощальный вечер накануне Великого поста.

Простим же друг другу, исполняя повеление Божие, исполняя долг любви, простим, и пусть всегда, в сердце каждого звучит молитва покаяния царя и пророка Давида: «Помилуй мя. Боже, по велицей милости Твоей!» Аминь.

11 марта 1973 г.                   Воскресенский кафедральный собор г. Костромы.

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Пермский Варлаам (Ряшенцев, 1878-1942).

Архиепископ Варлаам (в миру Ряшенцев Виктор Степанович), родился 8 июня 1878 в Тамбове, в семье купца 2-й гильдии. Он был старшим брат священномученика епископа Германа (Ряшенцева). Виктор окончил в 1896 г. тамбовскую классическую гимназию, в 1900 г.- Казанскую духовную академию со степенью канд. богословия.

Подробнее...

Статьи

К вопросу об авторитете священника на примере представителей духовенства 1960-1970-х годов

Аннотация. В исследовании на основании фактов и исторических свидетельств опровергаются устоявшиеся стереотипы историографии государственно-церковных отношений периода 1960—х годов в отношении духовенства Русской Православной Церкви. Анализ исследований приведенных в историографии показывает, что светские и церковные историки рассматривающие сложившуюся в середине ХХ века на приходах ситуацию рассматривают ее с ракурса  своих идеалистических представлений о неком «золотом времени», видят ее с позиций  буквального прочтения открытой документальной базы и общего нарратива государственной пропаганды, пытавшейся внушением зависимого состояния, сломить волю духовенства, исказить его представление о своем призвании. Привить стереотип ремесленничества.

Приведенные примеры личностей и деятельности авторитетного и харизматического духовенства в СССР в периода 1960-х годов позволяют сделать вывод, что только благодаря высокому авторитету священства у верующего народа и «неверующих», достигнутому соответствием высоким идеалам своего признания, удалось сохранить церковную организацию, а также открыть врата Церкви для многих миллионов наших соотечественников, пришедших в Церковь в 1990-е годы.

Подробнее...