| | vivaspb.com | finntalk.com

Ответ протоиерею Олегу Митрову, и иеромонаху Платону (Рожнову) на их критику статьи «Критерии канонизации репрессированного духовенства применительно к осмыслению источников», опубликованную на сайте Богослов.ру

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

4 апреля 2017 года на сайте «Богослов.ру» была опубликована моя статья «Критерии канонизации репрессированного духовенства применительно к осмыслению источников» http://www.bogoslov.ru/text/5297810.html. В ответ на нее, почти буквально сразу, 11 апреля опубликовал свою статью иеромонах Платон (Рожнов) «Некоторые аспекты изучения материалов судебно следственных дел в контексте прославления святых». http://www.bogoslov.ru/text/5319358.html, где он выступает за причисление к лику святых лиц лишь непогрешимых священнослужителей, непогрешимость которых отображена в следственных делах. Член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Олег Митров также представил свой комментарий на мою статью, указывая, что Дух Святой говорит устами мучеников, и что несомненно, следственные дела, являясь несомненными научными и базовыми источниками для канонизации святых отображают, где Дух Святой говорит, а где говорит человеческая воля, преобладая над Духом, что ведет к падению человека и непризнанию такового Комиссией по канонизации святых в качестве мученика.

Считаю необходимым ответить многоуважаемым пастырям и высказать свои соображения, а также сомнения в непогрешимости их позиции.

Уважаемые о. прот. Олег и о. Платон (Рожнов)! На Вашу критику моей статьи полагаю отметить мою позицию в озвученном вопросе, а также, не могу не обратить Ваше внимание на неправильное истолкование и понимание вами некоторых аспектов моей статьи. Понятно, что являясь учениками одного учителя (о. игумена Дамаскина (Орловского), которого и я несомненно уважаю за титанический труд по озвучиванию темы новомучеников и исповедников, а также предпринятому объему изучения следственных дел, хочу сказать следующее: Я абсолютно не утверждал в своей статье, что следственные документы не надо изучать, и что я являюсь противником работы с ними. Где Вы в моей статье нашли такое утверждение, дорогие отцы? Я лишь озвучил свою позицю о том, что необходимо осторожно и вдумчиво подходить к документам следственных дел. Их необходимо изучать в комплексе других, в том числе, и устных источников (воспоминаний очевидцев, тщательного изучения церковных источников).

Не понятен мне и тон, напр. о. Платона, который с легкостью, невозможной для серьезного исследователя, приписывает мне слова о том, что перед органами следствия была поставлена задача дискредитации священнослужителей всеми имеющимися способами? Во- превых, эти слова принадлежат митр. Ювеналию, и сказаны им, на что имеется соответствующая ссылка, а во-вторых, что тут неверного?

Мне понятен посыл Синодальной комиссии, что образец должен быть образцом, пример для подражания - примером для подражания. Но среди живых, во-первых, отцы вы же совершали отпевание умершего: «Всякое согрешение, соделанное им [или: ею] словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя — правда навек и слово Твое — истина» (Требник. Отпевание мирян) и вот: "нет человека который бы не согрешил" (Пс. 142:2), а во-вторых как увязать позицию, видимо, в том числе и Вашу, что в отношении монахини Ангелины (Борисовой), как раз судимой за свою религиозную деятельность, СК (Синодальнаая комиссия по канонизации) не увидела таковой? А увидела в почитаемой народом (десятки тысяч людей до сего до приходят на могилу и просят матушкиного ходатайства перед Богом), подвижнице знахарку? Sic!!!

Может уважаемые оппоненты укажут на безгрешного святого? Есть ли безгрешные люди? Не только ли Бог безгрешен? И о Спасителе, имеющем две природы – божескую и человеческую, сказано в апостольских посланиях: «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» (1 Иоан. 3:5); «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» (Евр. 7:2).

Вот, например, Павел говорит о том, что он делал до встречи с Господом: Деян.26:10 "...получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос..."

Мы знаем, что Павел преследовал и убивал христиан, только потому, что они являются христианами. Однако здесь он называет их святыми, а не по именам, не счету, не по их свидетельствам, а по их вере. Анания, возражая Господу, когда Господь повелел ему встретиться с Павлом, высказывает свое недоумение: «Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме...» (Деян.9:13).

Однако, не смотря ни на что, мы апостола Павла считаем святым. Убийцу и гонителя! Ведь в показаниях он гонитель Церкви? Покаявшийся, но гонитель!

Потом, простите, как вы можете утверждать на основании следственных дел (Семинарский курс догматики), что через одних говорил Дух Святой, а другими руководила лишь воля человеческая? На основании записей следователя ОГПУ-НКВД? Странное утверждение! Если не сказать большего…

Конечно же, понимаю, что и мной и Вами руководит только желание Истины. Но, считаю, что не надо вам, дорогие отцы (думаю, вы одинаково мыслите) свое мнение выставлять как единственно правильное.

С братскими пожеланиями пасхальной радости от воскресшего Спасителя Христа

прот. Д. Сазонов

18.04.2017 год.

 

Уважаемый о. Олег! Честно говоря, не хотел вступать в полемику с Вами в связи с явным нежеланием определенного круга людей (в том числе видимо и Вас, может ошибаюсь), слушать и уважать другое мнение, кроме своего, собственного, несмотря на явную богословскую необоснованность и шаткость своих позиций (если же конечно, человек сам понимает их). Я Вам, и о. Платону (Рожнову), ответил на своем сайте.

Вместе с тем, попытаюсь ответить на Ваши вопросы на Богослов.ру.

Во-первых, Ваше утверждение о том, что Дух Святой говорит, а не мученики, и ссылка на Евангельский тест Мф. 10:19,20, очень скользка, ибо, мы же с Вами знаем, о неверности утверждения Ф. М. Достоевского: «там дьявол борется в Богом, а поле битвы – сердца человеческие». Человек выбирает не между дьяволом и Богом, а между Богом и своей волей, впрочем, Вы правы в том, что часто выбирает путь вне Бога - страсть и ложь, и ее отца – дьявола (Иов 2:1-6; Ин.8:44). Но, вчитайтесь в слова кн. Иова: «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов. 2:6).

Господь не отдает сатане душу человека! Вы считаете, что в случае искушений, истязаний и пыток, Бог даст на растерзание сатане душу человека? Никак (Пс.8:1-5)! В таком случае, следует ли понимать Ваше утверждение таким образом, что одних – праведников и чистых, Господь спас, других погубил? Значит Бог одних определил ко спасению, других к осуждению (Рим. 8, 29–31; Еф. 1, 5, 11)?

Насколько я помню из курса Семинарии (правда давно это было) Карфагенским Собором 419 года были приняты 8 правил «против ереси Пелагия и Целестия» (правила 123—130 в «Книге правил святых Апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных, и святых отец»), а пелагианство было окончательно признано ересью.

Думаю, что Вы согласны с тем, что Бог желает, чтобы все спаслись. (1-Тим. 2:3-4, Иез. 33:11, Деян.17:30-31, 2Кор. 5:15, Тит. 2:11, 1Ион.2:2 и др.)

А позвольте Вас спросить, чистота и непорочность праведника определяется по протоколу, который вел следователь ОГПУ-НКВД? Значит, мы следователю НКВД должны доверять, и затем, обосновывая канонизацию, говорить, что через этого человека говорил Дух Святой, а через этого (я не касаюсь тех, кто ради спасения себя обвинил других) - дьявол? Сомнительная логика.

Церковь никогда не провозглашала безгрешность святых, но всегда почитала их духовный подвиг. Занимаясь исследованием следственных дел (простите, не имею такого опыта как Вы), хочу Вам задать вопрос: Если Вас спрашивает следователь, общались ли Вы с Вашими подчиненными, и Вы отрицаете (ложь), следует ли, что в Вас говорит Дух Святой? На мой взгляд, вряд ли, как и не о всяком, канонизированном святом мы можем сказать, что от него требовалось отречься от Христа. Хотел бы в связи с затронутой теме обратить Ваше внимание на рассказ, в котором есть любопытные аналогии. Я случайно в интернете его обнаружил, кстати, он принадлежит авторству человека, участвующего в нашей полемике http://aalfedotov.ru/news/son-razuma/iskushenie-ottsa-damiana

По поводу матушки Ангелины (Борисовой) – чтобы нам с Вами не загромождать портал Богослов.ру, прошу Вас написать мне на почту sazonow63.12@gmail.com и я Вам пришлю сканы резолюции СК по канонизации, может тогда поверите в то, что там написано. Хотя впрочем, если потребуется, можно вынести на всеобщее обсуждение. Вот тогда мы и проверим, чей дух говорил с писавшим такую резолюцию?

А по существу. Я в своей статье «Критерии канонизации» предлагал, чтобы при канонизации святого, присутствовал представитель той епархии, от которой была подана канонизация, чтобы по- возможности, все решалось публично. Надеюсь быть услышанным.

20.04.2017г.

Братски обнимаю прот. Дмитрий Сазонов

 

IMG
IMG 0001
IMG 0002

Следственное Дело иеромонаха Иоасафа(Сазанова) и монахини Ангелины (Борисовой).
№ 20711 (архивное 2398с). pdf

 

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Собор костромских святых: агиографические источники в фондах Костромской областной универсальной научной библиотеки имени Н. К. Крупской

В русских святых мы чтим не только небесных
покровителей святой и грешной России: в них мы ищем
откровения нашего собственного духовного пути. Верим,
что каждый народ имеет собственное религиозное призвание,
и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными
гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического
подвижничества немногих. Их идеал веками питал
народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки.

(Г. П. Федотов)

Подробнее...

Статьи

Духовный мир сквозь призму религии

Большинство религиозных учений говорит о том, что человек не является единственным разумным существом во Вселенной, что кроме видимого материального мира существует мир духов. Согласно христианскому учению «Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» – мир вещественный»1.

Подробнее...