В Самети – вновь колокольный звон

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

0115 ноября 2015 года в Никольской церкви с. Саметь Костромского района состоится освящениеи установка 4-х новых колоколов на колокольню храма. Полноценный колокольный звон в Никольской церкви не производился с конца 29-го года ХХ века, когда 14 колоколов были сброшены с колокольни во время проводимой в районе очередной антирелигиозной компании. Колокольный звон был запрещен. В оставшиеся 2 колокола небольшой величины иногда звонили по большим праздникам уже в 2000-е годы. Звон слышался также, когда они были раскачиваемы ветром, напоминая о святом месте и служа укором людям, ради страха, или благ земных отвернувшихся от веры отцов и их духовного наследия.

Правнук последнего настоятеля Никольской церкви священника С. Введенского, репрессированного в 1941 году и умершего в заключении, московский поэт Глеб Шульпяков и его сестра Анна Шульпякова, и услышавшие их призыв люди, в память о благочестивом священнике-исповеднике, жизнь свою отдавшем служению Богу и Никольскому приходу с. Саметь, пожертвовали колокола, которые были отлиты в Тутаеве (Романове-Борисоглебске).

Водружение колоколов стало возможным лишь после капитальной замены лестничных пролетов и площадок на колокольне, из-за времени и погодных условий пришедших уже в негодность. Последний ремонт на колокольне производился в XIX веке.

Приход Никольской церкви благодарит Костромское отделение Русского географического общества (РГО) и всех потрудившихся людей, за их вклад в дело восстановления исторического и культурного наследия нашего народа.

02Приглашаем всех посетить столь значимое для нашей памяти мероприятие, которое начнется после Божественной Литургии (начало в 9.00), в 10.30 ч. Благодарсвенным молебном и освящением колоколов.

Информация/Контакты: 8 (4942) 55 81 88

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Настоятель Никольской церкви протоиерей Дмитрий Сазонов

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Храм в Самети впервые упоминается в 1616 г., когда на погосте стояла деревянная церковь во имя Николы. По-видимому, изначально второй храм погоста был посвящён апостолам Петру и Павлу, традиционно почитаемым на Руси покровителям рыбаков: в 1629-1630 гг. В начале 50-х гг. XVII века в «селе Самите» стояли две деревянные церкви — во имя Свт.Николы и во имя свт.Алексия, митр.Московского.

В 60-е годы XVIII века взамен деревянных церквей в селе был возведён каменный пятиглавый храм с трёхъярусной колокольней, освящённый в 1768 году. В него перенесли три престола из прежних деревянных церквей: В 1-й пол.XIX века была возведена новая колокольня. Во 2-й пол. XIX в. церковь была окружена кирпичной оградой (утрачена и воспроизведена в старых формах в 1980-1990-х гг.) с воротами и угловой часовней. К западу от храма в ограде стоит дом причта нач. ХХ в., неподалеку от него у юго-западного угла колокольни сохранилась часовня — столп того же времени.

03В 1914 г. Император Николай Второй — в память своего посещения в 1913 г. Костромской губернии — прислал в дар этой церкви в Самети список Феодоровской иконы Божией Матери, которую 28 июля 1914 г.- за несколько дней до начала 1-й Мировой войны — массовый крестный ход, возглавляемый настоятелем саметской церкви священником Сергеем Введенским перенёс из церкви свв. Богоотец Иоакима и Анны в Костроме (где она была освящена) в Никольскую церковь в Самети (образ был похищен из храма осенью 2002 г.). 14 июня 1919 года карательным отрядом красногвардейцев Саметь была сожжена ввиду выступлений местных жителей против грабительских хлебозаготовок. За несколько часов от одного из самых больших сел Костромского уезда осталось только несколько каменных домов и обгоревший Народный дом. Каким-то чудом не пострадала от огня Никольская церковь. Сгорела и недавно построенная электростанция – первая сельская электростанция в Костромской губернии.

В советское время в селе Саметь находился известный на всю страну колхоз «12 Октябрь», возглавляемый легендарной Прасковьей Андреевной Малининой — дважды Героем Социалистического труда, кавалером шести орденов Ленина. Благодаря именно этому человеку церковь в селе не была закрыта в те годы.

Богослужения в церкви из-за отсутствия священника прекратились в 1942 г., и несмотря на все усилия верующих, храм не действовал 4 года. 1 апреля 1946 г. Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР отказал религиозной общине Самети в разрешении на открытие храма, т.е. фактически закрыл его. Однако, благодаря знаменитой П.А.Малининой, пустившей в ход все свои высокие связи, случилось небывалое: уже 8 июля 1946 г. Совет отменил своё предыдущее решение и разрешил открыть церковь в Самети. С августа 1946 г. богослужения в церкви не прерывались. По свидетельству Л.С. Ивановой (дочери П.А. Малининой), священник Сергий Введенский, прослуживший в церкви 38 лет, в нач. 40-х репрессированный советской властью, когда-то приютил в церковной сторожке молодую Прасковью с мужем,, знавший Прасковью Андреевну с детства: когда-то он крестил младенца Параскеву, затем преподавал ей в школе Закон Божий, венчал. Сергей Грибанов (муж П. А. Малининой) стал звонарем и сторожем, а Прасковья Андреевна прислуживала в храме. Жили они в церковной сторожке (её краснокирпичное здание и сейчас стоит в церковной ограде). Именно в этой сторожке 20 июня 1927 г. у Прасковьи Андреевны и родился её первый ребенок - дочь Лидия, через несколько дней крещенная в церкви о. Сергием. Молодые супруги прожили при церкви более двух лет – до начала 1929 г. Потом Прасковья, став Прасковьей Андреевной Малининой, известной на всю страну председателем колхоза, спасла от закрытия и гибели саметский храм.

17 мая 2015 года при храме создан церковный музей Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества. 28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, отдавая память великому святому и своему царственному предку, отметившему патриотизм и верность саметцев своей Отчизне, и вложившему в церковь список с чудотворной иконы Божией Матери Феодоровской, а также, самоотверженному поступку П. А. Малининой, защитившей храм от закрытия, Никольскую церковь посетил Цесаревич, Наследник Российского Императорского Дома великий князь Георгий Михайлович, который остался доволен посещением российской глубинки и встречей с простыми русскими людьми.

 

Храмы и монастыри

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтинский женский монастырь

Село Троица близ города Нерехты.

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нехтский монастырь был основан во торой половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мир-кое имя — Иаков. Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано — в 12 лет — во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский.

Подробнее...

Святые и Святыни

Монахини Феоктиста (Кулакова, 1902-1988), Палладия (Кулакова, 1906-1983), Анастасия (Кулакова,1909-2002).

Монахиня Феоктиста (в миру Мария Андреевна Кулакова), 1902 г.р., д. Минино Любимского узда Костромской губернии. С раннего детства пожелала служить Богу. Вместе с сестрами следовала наставлениям иеромонаха Железноборовского монастыря Иоасафа (Сазанова), была его духовной дочерью. Являлась насельницей тайного монастыря в Любимском р-не. 24 декабря 1932 года вместе с сестрами была арестована и обвинена в «религиозном возбуждении учения иеромонаха Иоасафа; организации нелегальных монашеских келлий; распространении антисоветской и антиколхозной агитации». 26 апреля 1933 года приговорена к 5-ти годам лишения свободы. Похоронена на городском кладбище в Костроме.

Подробнее...

Статьи

Разработка и реализация государственной властью мероприятий по расколу Русской православной церкви

С приходом к власти в октябре 1917 г. у большевиков за исключением тезиса «отделение церкви от государства» не было сколько-нибудь продуманной программы по церковному вопросу. В определенной степени задачи сегодняшнего дня определяли повороты и сдвиги в этом направлении. Лозунг «Земля крестьянам» нашел воплощение в национализации церковных и монастырских земель. Потребность в денежных средствах – в «замораживании» и изъятии банковских счетов. Принцип светского характера государства реализовался в отмену церковного брака и признание брака гражданского, а также в перевод учебных заведений из духовного ведомства в Наркомат народного просвещения.

Подробнее...