Пресс-релиз монографии Дмитрия Сазонова «Приходская жизнь Русской Православной Церкви в 1958-1988 гг. По материалам Центральной России»

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

image001Из издательства Костромского государственного университета вышла монография председателя Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества кандидата богословия протоиерея Дмитрия Сазонова «Приходская жизнь Русской Православной Церкви в 1958-1988 гг. По материалам Центральной России» Кострома: Костромской государственный университет. 2020. -  588с.

Монография стала плодом многолетней исследовательской работы и посвящена одному из драматических периодов истории Русской Православной Церкви – периоду гонений, который обозначен временными рамками 1958-1988 гг. Книга состоит из 588 страниц текста, 4 глав, Введения и Заключения. Имеется именной алфавитный указатель. Монография одобрена к изданию рецензентами д-ром ист. наук проф. А. А. Федотовым, д-ром ист. наук проф. А. М. Беловым, д-ром философ. наук иеромонахом Михаилом (Чепелем) и благословлено митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом, главой Костромской митрополии.

Особое внимание в монографии уделено главной теме исследования - жизни приходских организаций Центральной России в данный период. Наряду с основной темой автор анализирует также модели приходской организации Русской Православной Церкви как в дореволюционный, так и в «советский» период времени. Путем оценки и сравнения, на основании архивных документов, он старается показать как лучшие, так и отрицательные стороны, формы и явления приходской жизни данного периода. Следует отметить особое значение, которое автор уделяет прямым словам документальной базы подчеркивая близость внутреннего мира человека ХХ и ХХI веков.

image002В монографии протоиерея Дмитрия Сазонова приводятся многочисленные исторические свидетельства проблем церковно-государственных отношений в советский период, когда гонения на Церковь Христову носили открытый характер.

Оценивая качество проведенной исследовательской работы иеромонах Михаил (Чепель) в своем вступительном слове пишет: «Преобладающие проблемы данного исторического периода четко обозначаются в книге соотношением вечного и временного, спасения и гибели, извечного противостояния зла добру и спасения души, а также проявлением человеческой личности в вечном противостоянии… Актуальность проведенного исследования весьма важна на современном этапе, особенно при формировании сознания современной молодежи, семинаристов и студентов духовных учебных заведений, особенно при изучении таких тем, как проблемы приходской жизни, государственно-церковные отношения, государственная религиозная политика».

Автор благодарит всех людей, при помощи которых издание монографии состоялось. Среди них особенно хотел выделить д-ра философских наук иеромонаха Михаила (Чепеля) и профессора, д-ра ист. наук Алексея Александровича Федотова.

Книга рассчитана на широкий круг читателей и имеет цель показать сравнительные формы для организации и построения подлинной церковной приходской жизни, основу которой составляют положения принятого на Поместном соборе 1917-1918 гг. Приходского устава, опыт которого активно внедряется в жизнь Русской Православной Церкви.

В ближайшее время она поступит в библиотеки города и книжные магазины.

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Рязанский и Касимовский Николай (Чуфаровский, 1884- 1967).

Архиепископ Николай (в миру Александр Матвеевич Чуфаровский) родился 13 ноября 1884 г. в семье псаломщика в с. Чуфарово Ростовского уезда Ярославской губернии. В 1908 году окончил Ярославскую Духовную Семинарию. Поступил в Варшавский университет на юридический факультет. После второго курса оставил обучение, чтобы содержать семью, которая оказалась в затруднительном положении после двух пожаров, уничтоживших дом и все имущество. 14 ноября 1910 г. Епископом Угличским Иосифом(Петровых) рукоположен во священника к Ростовскому собору.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...