Пресс-релиз монографии Дмитрия Сазонова «Приходская жизнь Русской Православной Церкви в 1958-1988 гг. По материалам Центральной России»

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

image001Из издательства Костромского государственного университета вышла монография председателя Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества кандидата богословия протоиерея Дмитрия Сазонова «Приходская жизнь Русской Православной Церкви в 1958-1988 гг. По материалам Центральной России» Кострома: Костромской государственный университет. 2020. -  588с.

Монография стала плодом многолетней исследовательской работы и посвящена одному из драматических периодов истории Русской Православной Церкви – периоду гонений, который обозначен временными рамками 1958-1988 гг. Книга состоит из 588 страниц текста, 4 глав, Введения и Заключения. Имеется именной алфавитный указатель. Монография одобрена к изданию рецензентами д-ром ист. наук проф. А. А. Федотовым, д-ром ист. наук проф. А. М. Беловым, д-ром философ. наук иеромонахом Михаилом (Чепелем) и благословлено митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом, главой Костромской митрополии.

Особое внимание в монографии уделено главной теме исследования - жизни приходских организаций Центральной России в данный период. Наряду с основной темой автор анализирует также модели приходской организации Русской Православной Церкви как в дореволюционный, так и в «советский» период времени. Путем оценки и сравнения, на основании архивных документов, он старается показать как лучшие, так и отрицательные стороны, формы и явления приходской жизни данного периода. Следует отметить особое значение, которое автор уделяет прямым словам документальной базы подчеркивая близость внутреннего мира человека ХХ и ХХI веков.

image002В монографии протоиерея Дмитрия Сазонова приводятся многочисленные исторические свидетельства проблем церковно-государственных отношений в советский период, когда гонения на Церковь Христову носили открытый характер.

Оценивая качество проведенной исследовательской работы иеромонах Михаил (Чепель) в своем вступительном слове пишет: «Преобладающие проблемы данного исторического периода четко обозначаются в книге соотношением вечного и временного, спасения и гибели, извечного противостояния зла добру и спасения души, а также проявлением человеческой личности в вечном противостоянии… Актуальность проведенного исследования весьма важна на современном этапе, особенно при формировании сознания современной молодежи, семинаристов и студентов духовных учебных заведений, особенно при изучении таких тем, как проблемы приходской жизни, государственно-церковные отношения, государственная религиозная политика».

Автор благодарит всех людей, при помощи которых издание монографии состоялось. Среди них особенно хотел выделить д-ра философских наук иеромонаха Михаила (Чепеля) и профессора, д-ра ист. наук Алексея Александровича Федотова.

Книга рассчитана на широкий круг читателей и имеет цель показать сравнительные формы для организации и построения подлинной церковной приходской жизни, основу которой составляют положения принятого на Поместном соборе 1917-1918 гг. Приходского устава, опыт которого активно внедряется в жизнь Русской Православной Церкви.

В ближайшее время она поступит в библиотеки города и книжные магазины.

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Нерехтская Владимирская икона Божией Матери

Нерехтская Владимирская икона Божией Матери является чудотворным списком с Владимирской иконы. Как повествует церковное предание, в 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: «Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу, по имени Димитрию, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси ее в город Нерехту – там многие желают видеть Меня». Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжелой болезнью. Уразумев же, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке, по рекам Волге и Солонице, доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно встретили духовенство и жители города. Многие чудеса – в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева – сразу же засвидетельствовали благодатную цельбоносную силу иконы. Святыню поставили в деревянной часовне, а затем, по повелению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа, устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской.

Подробнее...

Статьи

Синергия науки и веры: епископ Порфирий (Успенский)

Взаимодействие науки и религиозной веры в настоящее время является одной из важных составляющих в интеллектуальном поле современной цивилизации. Религиозное постижение мира как творения Божия не отрицает правомерности научного познания его закономерностей. Противостояние же науки и религии наблюдается в тех случаях, когда они формулируют ультимативные суждения о предметах, выходящих за пределы их ведения. Церковь как Тело Христово трансцендентна по отношению к любому бытию, неизменно превосходя его. Религиозно-нравственные же потребности светской интеллигенции устремлены преимущественно к предельным духовным проблемам, тайне последнего Откровения. Религиозность интеллигенции – её исконная, типологическая черта, но это вовсе не означает, что она всегда церковна в категориях имманентного мира. Мировоззренческое сближение интеллигенции и Церкви происходит в сущностной характеристике, а именно – эсхатологичности мировосприятия, независимости от мирских категорий и законов какой бы то ни было относительной ценности, потому как никакое воздействие на мир даже и в нём самом невозможно без предварительного от него освобождения.

Подробнее...