1 февраля 2009 года состоялась интронизация шестнадцатого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

image0011 февраля 2009 года состоялась интронизация шестнадцатого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Более 700 делегатов Поместного собора со всего православного мира приехали в Москву, чтобы отдать голос за нового, 16-го Предстоятеля Русской православной церкви. Три кандидата, специальные отпечатанные на Гознаке бюллетени и 508 голосов (более двух третей) за тогдашнего митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. 27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал его на Московский Патриарший Престол.

image002Патриарх Кирилл (в миру — Владимир Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье священника. В старших классах совмещал учебу с работой техника-картографа в Ленинградской комплексной геологической экспедиции. В 1969 году он был пострижен в монашество. Закончил Ленинградскую духовную академию и в 1989 году был назначен председателем отдела внешних церковных сношений. В 1991 году возведен в сан митрополита. Избран Патриархом Московским и всея Руси 27 января 2009 года после кончины патриарха Алексия II.

Впервые в истории России интронизацию провели в храме Христа Спасителя. Среди святынь была специально привезенная из Костромы чудотворная Федоровская икона Пресвятой Богородицы – в золотом окладе с драгоценными камнями». А икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», которую еще называют Семистрельной, замироточила во время Поместного Собора.

image003Возведение на патриарший престол, совершаемое во время Божественной литургии, — эпохальное событие в жизни Православной Церкви.

Новоизбранного Патриарха приветствовали праздничным перезвоном колоколов со всех пяти колоколен храма Христа Спасителя. Ритуал принятия самого высшего церковного сана дошел до наших дней с древних веков, претерпев лишь незначительные изменения.

В церемонию входит возведение избранного Патриарха на Горнее место в алтаре (горнее — слав. высокое, место в алтаре между престолом и восточной стеной). При этом митрополиты трижды возглашают: «Аксиос!», что в переводе с греческого означает «Достоин!».

Литургия начинается обычным архиерейским чином, а завершается патриаршим: первую часть службы нареченный Патриарх совершает как митрополит в голубой мантии, а завершает в зеленой патриаршей мантии, как предстоятель Церкви.

image004День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — 1 февраля — ежегодный праздник Русской Православной Церкви, наравне с Днем тезоименитства (именин) Святейшего Патриарха Кирилла, который отмечается 24 мая в День памяти Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

image005При пении «Трисвятого» священнослужители в алтаре и богомольцы в храме возжгли свечи. Затем два старейших митрополита — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир обратившись к востоку возвели на патриаршее Горнее место. После молитвы митрополиты трижды посаждали нареченного Патриарха на Патриарший трон.

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир возгласил «Аксиос» (греч. «Достоин»). Ему многократно вторили священнослужители в алтаре, а также все молящиеся. Затем Патриарха Кирилла облачили в патриаршие богослужебные одежды, возложили на него две панагии и крест; на главу была возложена митра. Справа от Царских врат с этого времени встал диакон с предносимым патриаршим крестом. Далее протодиакон произнес «Великую похвалу», в которой поминаются все Предстоятели Поместных Православных Церквей. Во время чтения «похвалы» присутствовавшие Предстоятели, каждый в свой черед, благословляли молящихся. Затем в Храме Христа Спасителя продолжилось совершение Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста.

Патриарх - высшее духовное лицо Русской Православной Церкви. Уставом допускается избрание Патриарха из архиереев с высшим богословским образованием, старше 40 лет, обладающих опытом епархиального управления. Пост является пожизненным. 20 лет до вступления в патриарший сан Предстоятель возглавлял Отдел внешних церковных связей и широко известен был не только среди верующих россиян.

Управление Русской Православной Церковью

В 2009 году принята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность Управления делами Московской Патриархии, уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые Синодальные отделы, разведены функции Издательского Совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии, проведена аналитическая работа по формированию необходимых изменений в структуре Учебного комитета при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность Общецерковного суда.

В 2010 году обновлен Устав Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, уточнены полномочия и структуры Управления делами монастырей; Секретариат по зарубежным учреждениям преобразован в Управление Московской Патриархии. Активизирована деятельность Митрополичьего округа в Республике Казахстан: приняты его Устав и Внутренние положение, образованы новые епархии в этой стране.

image006

Образованы новые общецерковные учреждения:

  • Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (2009 г.);
  • Синодальный информационный отдел (2009 г.);
  • Финансово-хозяйственное управление (2009 г.);
  • Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (2009 г.);
  • Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2009 г.);
  • Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (2010 г.);
  • Синодальный отдел по тюремному служению (2010 г.);
  • Патриарший совет по культуре (2010 г.).

image007Образовано 8 новых епархий:

  • Калининградская (2009 г.), Улан-Удэнская и Бурятская (2009 г.), Карагандинская (2010 г.), Костанайская (2010 г.), Павлодарская (2010 г.), Днепродзержинская и Царичанская (2010 г.), Пятигорская и Черкесская (2011 г.), Владикавказская и Махачкалинская (2011 г.).

Совершено 15 епископских хиротоний.

Только за последние 10 лет эпохи Святейшего Патриарха Кирилла статистические цифры свидетельствуют, что Русская Церковь растёт и развивается. Так, если в 2009 году число священнослужителей Московского Патриархата лишь немногим превышало 30 тысяч человек, то за прошедшее десятилетие их стало больше на треть - 40,5 тысяч. Число храмов и молитвенных помещений, где регулярно совершается Божественная литургия, возросло с 29,2 до 38,6 тысяч. Наконец, количество епархий Московского Патриархата увеличилось вдвое - на сегодняшний день их уже свыше 300. Выросло число монастырей - с 804 до 972.

Были созданы отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, отдел по монастырям и монашеству, отдел по тюремному служению, финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии, Патриарший совет по культуре, комитет по взаимодействию с казачеством, комиссия по вопросам физической культуры и спорта и ряд других церковных структур.

image008Патриарх Кирилл внёс серьёзные изменения в жизнь каждой приходской общины. Сегодня в большинстве приходов введена должность приходского консультанта, который, обладая надлежащим катехизаторским образованием, способен проводить огласительные беседы с теми, кто желает принять Святое Крещение (а также с восприемниками - крёстными родителями). Введена должность социального работника.

Каждый год при участии Церкви в среднем появляется пять-шесть новых приютов для женщин в трудной жизненной ситуации (на настоящий момент их уже 58). Открыто свыше 90 приютов для бездомных, работают 10 "автобусов милосердия" (мобильных пунктов помощи бездомным), свыше 450 благотворительных столовых. И это только часть осуществляемых Русской Православной Церковью социальных благотворительных проектов, общее число которых, по информации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, - около 6500.

Церковь вместе с государством воссоздала институт военного духовенства (в настоящий момент в России уже совершают служение около 600 военных священников).

вопрос о вхождении теологической науки в академическую и образовательную жизнь нашей страны уже решён, а в средней школе в рамках модуля "Основы религиозных культур и светской этики" уже преподаются Основы православной культуры, несмотря на многолетнее беспрецедентное давление, а порой и открытые демарши "воинствующих безбожников от науки". И это не считая непосредственно духовного образования: 11 тысяч воскресных школ, 50 семинарий (на 12 больше, чем 10 лет назад) и пять духовных академий Русской Православной Церкви.

  • За 10 лет появилось 150 новых епархий.
  • Количество стран, где присутствует РПЦ, увеличилось на 10 государств.
  • Патриарх Кирилл провел 77 встреч с руководителями других стран,сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Московской Патриархии.
  • Храм в Антарктиде. А всего за годы патриаршества Кирилла 10 тысяч новых храмов, вместо 160 епархий — 309 — вдвое больше, чем до него. Это принципиальная позиция Патриарха — храмы должны быть ближе к верующим, а верующие должны стать настоящей общиной, где все знают друг друга, знают о том, кому трудно и кому надо помочь. В эти же годы были приняты решения, которые в Церкви считают ключевыми для религиозной жизни страны.
  • «Преподавание основ религиозных культур, что собственно было инициативой Патриарха и РПЦ, второе — это появление в вооруженных силах священников, третье — это возвращение церкви имущества религиозного назначения», — отметил председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда

image009Конечно, на разных уровнях церковно-государственное сотрудничество эффективно по-разному. Но именно десятилетие 2009-2019 годов наглядно продемонстрировало: Русская Православная Церковь не вмешивается в сугубо политические вопросы, но однозначно стала ведущим социальным институтом, способным повлиять на внутреннюю политику Государства Российского, скорректировать её в русле традиционных для нашей страны ценностей. Нет сомнений в том, что именно этот императив является одним из главных для Святейшего Патриарха Кирилла и всего священноначалия нашей Церкви.

Конечно, основы многих из этих перемен заложены в предыдущие десятилетия, но в Церкви отмечают особую роль и Патриарха Кирилла.

«Очень важно способность видеть перспективу, исходить не из текущей ситуации может быть, а из того, как церковь будет жить через 10, через 20, через 100 лет. И очень важно, что патриарх показывает пример вот этой ответственности перед Вечностью, ответственности перед будущем. Он говорит слова и принимает решения, которые будут важны через 10-летия, через столетия», — отмечает публицист, богослов Сергей Худиев.

«Пусть Господь всех нас хранит в Вере, помогает преодолевать трудности сегодняшнего дня: разделение, соблазны, слабость веры, что сегодня ослабляет духовную жизнь современного человека», — сказал патриарх Кирилл.

Статистика РПЦ до революции 1917г., до гонений.

На 1914г. было 68 епархий, 54 174 приходов; 1 025 монастырей, приходов — за границей 227 храмов. На 1 января 1915г. духовенства (священники и диаконы) — 66 140 человек. На 1917г. — 179 архиереев; 4 духовных академии, 57 духовных семинарий, 185 духовных училищ.

Статистика РПЦ 1988г., празднование тысячелетия Крещения Руси, начало оттепели.

76 епархий; 74 архиерея; 6893 прихода; 7397 клириков (6674 священника, 723 диакона); 22 монастыря с 1 190 монашествующими; 5 духовных школ (2 академии, 3 семинарии).

Статистика РПЦ 2009г., начало служения Патриарха Кирилла.

На 1 января — 157 епархий; 217 архиереев; 29263 прихода; 30670 клириков (27216 священников, 3454 диаконов); 804 монастыря, 57 учебных заведений.

Статистика РПЦ, конец 2019 года (полные статистические данные еще не обнародованы, поэтому статистика указывается промежуточная).

314 епархий, 399 архиереев, приблизительно 41 000 духовенства, 40 000 приходов, 1120 приходов за рубежом, 1030 монастырей, 5 академий и 50 семинарий, 147 православных общеобразовательных организаций.

Эта статистика показывает нам, что в структуре РПЦ за последние 10 лет прослеживается высокая динамика роста количества духовенства, учебных заведений, количества епархий и приходов. В среднем в год появляется 15 епархий, 1000 приходов и столько же духовенства. До сих пор остро стоит вопрос нехватки как духовенства, так и храмов. Сравните, до революции было 66 140 человек, а сейчас только 40 000 человек.

 

Воссоединение РПЦЗ с РПЦ в 2007г. В ее составе теперь находится более 400 приходов с многочисленными успешными зарубежными миссиями. Например, в ее составе есть приходы как западного обряда, так и русские старообрядческие приходы.

Особым и знаковым событием стало то, что в 2016г. в состав РПЦЗ попросилась и влилась одна из западных «церквей» в США под названием «Католическая Церковь Востока», примерно с 60-ю общинами.

15 декабря 2019 года приходы Православной Архиепархии на Ямайке – викариата Греческой Православной Митрополии Мексики Кон.П., проголосовали за присоединение к РПЦЗ.

Решение Синода 26 декабря 2018г. по образованию патриарших экзархатов в Западной Европе и Юго-Восточной Азии (журналы № 105, №106), весьма плодотворное и архимиссионерское, подтвердило в этом году развитие вселенской миссии РПЦ.

В 2019 г. президент Филиппин Дутерте пригласил русских православных миссионеров на Филиппины, хотя там действует миссия РПЦЗ. Активно развивается миссия в Тайланде, где уже есть своя семинария и сеть православных приходов. Исходя из пасторских соображений Индонезийская миссия РПЗЦ вошла в состав Юго-Восточного экзархата РПЦ и активно действует.

Среди католических стран самой православной страной можно назвать Италию, где около 2х миллионов православных, входящих в разные юрисдикции. Это в основном румыны и молдаване (вместе около 70%), потом идут украинцы, болгары, сербы, русские и др. В связи с таким ростом молдавских эмигрантов Мос.П-та. 30 мая 2019 г. даже был учреждено викариатство с епископом. Если в начале 1990х. там не было ни одного прихода РПЦ, то с учетом приходов РПЦЗ и АПРЦвЗЕ их сейчас около 70 общин. 

В 2019 г. к РПЦ присоединилась Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе (АПРЦвЗЕ) примерно в составе 60 приходов и 6 монастырей.

Старообрядчество сейчас представлено Русской Православной Старообрядческой Церковью (РПСЦ) и Русской Древлеправославной Церковью (РДЦ), а также рядом старообрядческих беспоповских согласий.

Драма раскола русского православия окончательно не закрыта. Это раскол на старообрядцев и новообрядцев, начавшийся в 1650г после Никоновской реформы. Это триста пятидесятилетняя драма не только раскола Церкви, но и русского народа, которая психологически и исторически отражается до сих пор более болезненно, чем другие расколы, существовавшие в РПЦ. Сравним статистические данные, в РПЦ более 40 000 приходов, а у РПСЦ менее 300 приходов, в РДЦ – около 77 приходов и, возможно, около 50 общин различных старообрядческих беспоповских согласий, и можно было бы сказать, что это количество несущественное, чтобы они влияли на РПЦ.

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Серафим (Соболев, 1881-1950)

Память13/26 февраля

Родился будущий святитель Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) 13 декабря 1881 года в Рязани. Во святом крещении его нарекли Николаем. Получив предварительно домашнее образование, в 1894 году тринадцатилетний Коля был зачислен в Рязанское духовное училище, затем окончил Рязанскую духовную семинарию и в 1904 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Подробнее...

Статьи

К переосмыслению реформы приходского управления 1961 года

В историографии периода государственно-церковных отношений 1960-х годов приходская реформа однозначно подается как действие властей нанесших разрушительный для церковного прихода, для религиозного самосознания удар, окончательной целью которой была ликвидация церковных структур. В результате изучения материала, а также с учетом постановки проблематики, с целью ее объективности, удалось прийти к результатам, из которых следует, что к 1988 году, к работе Поместного собора, на котором будет принят новый Приходской устав, церковные организации пришли духовно, организационно и финансово более крепкими, чем они находились до 1960-х годов. Относительно благополучное состояние приходов позволило начать церковное возрождение 1990-х годов.

Подробнее...