| | vivaspb.com | finntalk.com

10 августа православные чествуют икону Божьей Матери именуемую Смоленская.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00310 августа православные чествуют икону Божьей Матери именуемую Смоленская. Икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой, который запечатлел Матерь Божью для правителя Антиохии Феофила, для которого он так же написал Евангелие. 

По преданию, византийский император Константин Мономах, выдавая в 1046г. свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее  в дорогу на брак иконой Одигитрии (в путь - Путеводтельница).

image001

После смерти мужа, Анна благословила иконой Богоматери своего сына, Владимира Мономаха, который, став в 1097 г. смоленским князем, отдал икону в дар воздвигнутому на его средства соборному храму Успения Божьей Матери. С того времени образ именуется Смоленским. Чудотворных и особо чтимых копий этой иконы насчитывают около 30. Особую благодатную помощь, исходящую от иконы наши предки ощутили в Отечественной войне 1812.

10 августа, костромичи соберутся в Смоленской церкви Богоявленско-Анастасиина монастыря,  чтобы перед иконой-фреской Смоленской иконы Божьей Матери (написанной, по преданию, на башенной стене монастырской ограды  в 1672г. самим  Гурием Никитиным), принести свои моления о  даровании мира и благоденствия Отечеству нашему, городу и людям. История этого образа свидетельствует о великой благодатной силе Смоленской иконы. О чем свидетельствует и чудо ее сохранности - несмотря на опустошительные пожары 1773,1847, 1887гг., на забвение и поругание в годы атеистического лихолетья, лик Божьей Матери остался невредимым до наших дней.

image002

image004Храм был построен  благодаря хлопотам преподобного Макария (Глухарев, 1792-1847), известного  просветителя-миссионера Алтая, в бытность его ректором Костромской Духовной Семинарии. По его почину юго-западная башня  Богоявленского монастыря с написанным на ней чудотворным Смоленским образом Матери Божией была перестроена в сохранившуюся до наших дней Смоленскую церковь. В 1847г. пожар уничтожил почти всю Кострому. Среди пламени, костромичи молились перед   сохранившейся  фреской Смоленской иконы остававшейся среди огненной стихии невредимой. В 1997г. состоялось обновление иконы – был открыт ее первоначальный лик. 23 ноября 2004г. на чудотворную икону-фреску была установлена и освящена новая драгоценная риза. риза.

В Костроме и Костромской области прославлены следующие иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» - Макарьевская (явлена в 1439 г. в Макарьеве, сейчас находится в Макарьевском женском монастыре), Игрицкая (в с. Любовниково, сейчас в Александра-Антониновском храме г. Костромы), Словинская (явлена в 1628 г., в с. Словинка, Антроповского р-на), Полонская (явлена в Спас- Верховье, Судиславского р-на, сейчас в Иоанно-Златоустовском храме г. Костромы).

image005В храме Воскресения Христова с. Любовниково Костромского р-на до 1982 г. находилась чудотворная Игрицкая (Смоленская икона Божией Матери), принесенная в нач. 30-х годов из Игрицкого монастыря.

Впервые село (то есть селение с храмом) Любовниково (или «Песочное меньшее») упоминается в 1678 году как «поселенное вновь на пустоши». В 1679 году впервые говорится о стоявшей здесь деревянной церкви в честь Воскресения Христова, которую построил владелец Любовниково боярский сын Василий Скоробогатов. На рубеже семидесятых-восьмидесятых годов XVIII века взамен деревянного храма на средства прихожан была возведена одноглавая каменная церковь с шатровой колокольней и двумя престолами: в честь Воскресения Христова (в летнем храме) и во имя святителя Николая Чудотворца (в зимнем). image006Кирпичная церковь с декором в стиле барокко, освящённая в 1781. Двусветный одноглавый четверик с пятигранным алтарём, небольшой трапезной и шатровой колокольней. В трапезной Никольский придел. Не закрывалась. Икона Божией Матери Игрицкая - Смоленская Песошенская (Песошенская) была явлена 25 июня 1622 в урочище Игрищи при реке Песочне, что под Костромой. В 1624 г. на этом месте был основан мужской монастырь. С 1792г. крестным ходом из монастыря икону приносили в Кострому, в Успенский кафедральный собор (разрушен в 1934г.), а в праздник иконы Смоленской Божьей Матери заносили обратно в обитель.

image007

В ограде храма у алтарной апсиды покоятся священнослужители – настоятели храма, служившие в нем и положившие для его благолепия немало трудов: протоиерей Владимир Конон и протоиерей Иоанн Сазонов.

Список с чудотворной иконы Божией Матери Смоленской-Игрицкой находится также в Александро-Антониновском храме г. Костромы.

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Махровский Геннадий Иванович (1857 – 1919)

Протоиерей Геннадий Иванович Махровский родился в 1857 году в семье псаломщика Костромской губернии. В 1881 году окончил Казанскую Духовную Академию кандидатом богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания и 15 августа стал преподавать церковную историю в Саратовской духовной семинарии (в которой прослужил до 1914 года).

Подробнее...

Статьи

Брежневские гонения на Церковь. По материалам Центральной России.

Аннотация. Считается, что брежневский период «застоя», в отличие от реформ «хрущевской оттепели», является периодом стабильности и даже некоторого потепления в государственно-церковных отношениях. Но несмотря на некоторое изменение формулировок, отразившееся в законодательстве о религии и новой Конституции СССР 1977 года, суть политики государства и партийных органов оставалась прежней: выдавливание Церкви из всех сфер общественной жизни: запрет на обучение религии подростков и их присутствие на богослужениях, заперт на благотворительность, дискриминация верующих в образовательных учреждениях и на производстве, разложение исполнительных органов церкви с целью закрытия прихода, тотальный контроль за деятельностью и финансами церковной организации, регистрация священнослужителей как инструмент давления на неугодных, администрирование на местах в отношении церковных приходов. Закрепление за Советом по делам религий прав последней инстанции при закрытии приходов. Использование ренегатов и негативных явлений в церковной среде в качестве примеров для дискредитации религии. Антирелигиозная пропаганда. Все перечисленное в совокупности и явилось фактом нарушения конституционных прав и прав свободы совести. Государство провозглашая свое отделение от Церкви беззастенчиво вмешивалось в ее жизнь. История показала тщетность усилий по ликвидации Церкви. После смерти Брежнева и ухода «сталинско-хрущевской номенклатуры», наметились тенденции к возрождению церковной жизни. Празднование 1000-летия Крещения Руси дало мощный импульс к восстановлению религиозных прав и свобод.

Ключевые слова: гонения на Церковь, верующие, двадцатка, приход, регистрация, религия, уполномоченный.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: