| | vivaspb.com | finntalk.com

10 августа православные чествуют икону Божьей Матери именуемую Смоленская.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00310 августа православные чествуют икону Божьей Матери именуемую Смоленская. Икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой, который запечатлел Матерь Божью для правителя Антиохии Феофила, для которого он так же написал Евангелие. 

По преданию, византийский император Константин Мономах, выдавая в 1046г. свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее  в дорогу на брак иконой Одигитрии (в путь - Путеводтельница).

image001

После смерти мужа, Анна благословила иконой Богоматери своего сына, Владимира Мономаха, который, став в 1097 г. смоленским князем, отдал икону в дар воздвигнутому на его средства соборному храму Успения Божьей Матери. С того времени образ именуется Смоленским. Чудотворных и особо чтимых копий этой иконы насчитывают около 30. Особую благодатную помощь, исходящую от иконы наши предки ощутили в Отечественной войне 1812.

10 августа, костромичи соберутся в Смоленской церкви Богоявленско-Анастасиина монастыря,  чтобы перед иконой-фреской Смоленской иконы Божьей Матери (написанной, по преданию, на башенной стене монастырской ограды  в 1672г. самим  Гурием Никитиным), принести свои моления о  даровании мира и благоденствия Отечеству нашему, городу и людям. История этого образа свидетельствует о великой благодатной силе Смоленской иконы. О чем свидетельствует и чудо ее сохранности - несмотря на опустошительные пожары 1773,1847, 1887гг., на забвение и поругание в годы атеистического лихолетья, лик Божьей Матери остался невредимым до наших дней.

image002

image004Храм был построен  благодаря хлопотам преподобного Макария (Глухарев, 1792-1847), известного  просветителя-миссионера Алтая, в бытность его ректором Костромской Духовной Семинарии. По его почину юго-западная башня  Богоявленского монастыря с написанным на ней чудотворным Смоленским образом Матери Божией была перестроена в сохранившуюся до наших дней Смоленскую церковь. В 1847г. пожар уничтожил почти всю Кострому. Среди пламени, костромичи молились перед   сохранившейся  фреской Смоленской иконы остававшейся среди огненной стихии невредимой. В 1997г. состоялось обновление иконы – был открыт ее первоначальный лик. 23 ноября 2004г. на чудотворную икону-фреску была установлена и освящена новая драгоценная риза. риза.

В Костроме и Костромской области прославлены следующие иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» - Макарьевская (явлена в 1439 г. в Макарьеве, сейчас находится в Макарьевском женском монастыре), Игрицкая (в с. Любовниково, сейчас в Александра-Антониновском храме г. Костромы), Словинская (явлена в 1628 г., в с. Словинка, Антроповского р-на), Полонская (явлена в Спас- Верховье, Судиславского р-на, сейчас в Иоанно-Златоустовском храме г. Костромы).

image005В храме Воскресения Христова с. Любовниково Костромского р-на до 1982 г. находилась чудотворная Игрицкая (Смоленская икона Божией Матери), принесенная в нач. 30-х годов из Игрицкого монастыря.

Впервые село (то есть селение с храмом) Любовниково (или «Песочное меньшее») упоминается в 1678 году как «поселенное вновь на пустоши». В 1679 году впервые говорится о стоявшей здесь деревянной церкви в честь Воскресения Христова, которую построил владелец Любовниково боярский сын Василий Скоробогатов. На рубеже семидесятых-восьмидесятых годов XVIII века взамен деревянного храма на средства прихожан была возведена одноглавая каменная церковь с шатровой колокольней и двумя престолами: в честь Воскресения Христова (в летнем храме) и во имя святителя Николая Чудотворца (в зимнем). image006Кирпичная церковь с декором в стиле барокко, освящённая в 1781. Двусветный одноглавый четверик с пятигранным алтарём, небольшой трапезной и шатровой колокольней. В трапезной Никольский придел. Не закрывалась. Икона Божией Матери Игрицкая - Смоленская Песошенская (Песошенская) была явлена 25 июня 1622 в урочище Игрищи при реке Песочне, что под Костромой. В 1624 г. на этом месте был основан мужской монастырь. С 1792г. крестным ходом из монастыря икону приносили в Кострому, в Успенский кафедральный собор (разрушен в 1934г.), а в праздник иконы Смоленской Божьей Матери заносили обратно в обитель.

image007

В ограде храма у алтарной апсиды покоятся священнослужители – настоятели храма, служившие в нем и положившие для его благолепия немало трудов: протоиерей Владимир Конон и протоиерей Иоанн Сазонов.

Список с чудотворной иконы Божией Матери Смоленской-Игрицкой находится также в Александро-Антониновском храме г. Костромы.

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Почитание в Ярославле образа Богоматери Феодоровской

Почитание чудотворного образа города Костромы в Ярославле было закономерным явлением: оба волжских города связывали тесные торгово-экономические и культурные отношения.

О почитании иконы Богоматери Федоровской в Ярославле писали местные краеведы XIX в. Только на основе их свидетельств можно составить яркую картину разнообразных форм почитания иконы Богоматери Федоровской в Ярославле.

Подробнее...

Статьи

О Достоевском

Не читать Достоевского - преступление,
но читать Достоевского - наказание.
Или, наоборот?

Прот. Василий Марченко

Как раньше, в советские времена, на великого писателя ставили клеймо реакционера, так сейчас некоторые хотят видеть его чуть ли не учителем Церкви. Как одно мнение (это уже очевидно) к Достоевскому вообще отношения не имеет, так и другое — упрощает писателя в интересах нахлынувшего “всеобщего православия”. Подробнее...

Православный календарь на сегодня: