| | vivaspb.com | finntalk.com

10 июня. Неделя русских святых

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00110 июня, Церковь прославляет родных нам по крови угодников Божьих, в нашей Российской стране просиявших. Святителей Русской Церкви, благоверных князей и княгинь, пастырей, иноков, христолюбивых вождей и воинов, бояр и простецов, царственных страстотерпцев, а также новомучеников и исповедников от безбожной власти пострадавших, убиенных и замученных в тюрьмах, ссылках, от ран, холода и болезней скончавшихся. Всех их вместе сегодня св. Церковь прославляет, потому что не хватило бы дней в году, если бы праздновать каждому из них отдельно. А ведь многие из них подвизались в спасении души, незримо от всеобщего внимания.

Сегодня день русской славы не только человеческой, но и небесной, день Ангела православной Руси. Это день Тезоименитства всех нас, всемирное торжество для ангелов наших, для святых, имена которых мы носим. Во всех уголках России сияют они путеводными звёздами – в Киеве и на Волыни, в Москве и Новгороде, в Пскове и Полоцке, в Вологде и Костроме, на островах Валаама и Соловках, в Крыму и далёкой Сибири.

Велик, прекрасен и разнообразен дар Русской земли Богу. Единственная из всех стран, Россия, получила от своего народа наименование Святая Русь. Святая не только по святости своих святых – этих питомцев Духа Святого, но по всему своему устремлению к Правде Божией, к исканию этой Правды, к жизни по этой Правде.

Костромская земля внесла свой вклад в область святости: Собор Костромских святых вмещает около 70 причисленных к лику святых угодников Божиих. Среди них благоверные князья, святители Церкви, преподобные, Христа ради юродивые, царственные страстотерпцы, священномученики и новомученики Церкви Русской: святой великомученик Феодор Стратилат, благоверный князь Димитрий Донской, преподобный Никита Костромской, блаженный Симон Юрьевецкий, священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский, государь-стастотерпец Николай II и Августейшее семейство, св. преподобномученица Елисавета Феодоровна, праведный Иоанн Кронштадскийи и др. 5 июня мы почитали память преподобного Паисия Галичского, небесного покровителя и молитвенника Галичской земли. Народ наш знает и тех праведников Костромской земли, которые не причислены к лику святых, но молитвенное обращение к которым совершается до сих пор: монахиня Ангелина (Борисова), иеромонах Анемподист (Васильев), блаженная Дарьюшка…

image003Прошло уже более 1030 лет как Русь отозвалась на призыв Божий и избрала Истину Христову, и провозгласила её своей Истиной. И мы видим превосходные плоды этого избрания – безводные пустыни и необитаемые леса, горы, дебри начали постепенно населяться отшельниками и пустынниками, стали появляться скиты и монастыри, с библиотеками и школами, больницами и культурой земледелия, развитием ремёсел. Подвигом и трудом молитвы, исповедничества, мученичества, юродства люди, родные нам по крови, удобрили нашу землю, просветили людей светом Христовой любви, полили и вырастили для Царства Неба великий урожай – страну, именующуюся - Русь. К этим святым подвижникам отовсюду потянулись русские люди, как на огонёк во тьме, – за советом, утешением, поддержкой и благословением. Вокруг монастырей возводились города и ремесленные посёлки, в монастырских школах обучались грамоте и постигали науки. И постигали самую главную науку – науку молитвы. Святые люди образовывали, обучали, лечили духовно-нравственные недуги общества, собирали воедино землю Русскую, поднимали народ на борьбу с захватчиками. Без преувеличения можно сказать – святые вылепили и выпестовали этот этнос, русский народ.

Прославляя память их, будем стараться подражать их жизни, украшенной добродетелями; будем просить их, как старших наших братьев, помочь нам в преодолении препятствий к нашему душевному спасению. Такая молитва будет им понятной и приемлемой: они услышат нас, и помогут, как делали это не раз.

 

 

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Канонизированные новомученики и исповедники ХХ века Русские, связанные с Костромской землей

Подробнее...

Статьи

Проблемы Российской государственности и просветительская роль Русской Православной Церкви в их разрешении

История мировых цивилизаций и государств показывает, что религиозная составляющая оказывала определяющее влияние на изменение общественной их психологии, морали и ценностей. История России, русской цивилизации, на протяжении более чем тысячелетия связана с Русской Православной Церковью, которая всегда являлась важнейшей опорой российской государственности. Ее функции в государственной административной системе были значительными. Само существование Российского государства в течение практически всей его истории невозможно представить без православного мировоззрения.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: