3 июня. Неделя всех Святых.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0013 июня Церковь чтит память всех святых, а также св. равноапостольных Константина и Елены. В этот воскресный день, кроме обычного прославления Воскресения Христова, мы вспоминаем всех освящённых Духом святых людей: Пресвятую Богородицу, а так же праотцев и патриархов, пророков и апостолов, мучеников и святителей, преподобных и праведных отцов и матерей и всех святых угодников Божьих.

В молитвах, обращаясь к ним, мы просим их ходатайства о нас перед Творцом и Создателем нашим. Совершив празднование сошествия Святого Духа на апостолов (27мая – праздник Святой Троицы), и прославив благодатную силу Духа, освящающую всех верующих, Церковь прославляет и тех достойных питомцев благодати Божьей, которые освящены силой Всесвятого и Животворящего Духа Господа. Этим празднованием восполняется чествование и прославление тех угодников Божьих, которым, по причине их неизвестности для людей, не установлены особые празднования. image003Прославляя всех святых, и исчисляя степени их святости – мученики, святители, преподобные, Церковь указывает разнообразные добродетели для подражания им. Празднуя память всех святых, она ставит нам в пример те дарования, которые даёт людям пришествие Святаго Духа – освящающего, просвещающего, укрепляющего и прославляющего подобных нам людей. Дух Утешитель воспламеняет оледеневшие сердца человеческие, отягощённые унынием и поникшие, и возвышает их горением небесной благодати, освобождает от рабства греху, делает сердце домом Духа Бога.

image005В чём же тайна святых? Почему же эти люди решились оставить такое милое нашему сердцу – земное, такое близкое – житейское, зачем?

Затем, что ничто земное не может сравниться с небесным. Затем, что человек устаёт от земной суеты, и всеми частичками своей души отзывается на зов неба, и там находит себя, и успокоение своему сердцу. Тайна святости – в решимости человека оставить все тленное и быть верным Богу. Избрать Бога среди всего временного и изменчивого, и следовать дорогой, Им указанной, не боясь ничего. Когда наступят последние дни земной цивилизации, при всеобщем воскресении святые будут судить мир (1 Кор. 6.2). И суд этот будет не в том, что все грешники окажутся в аду, а в том, что люди уже не будем иметь права выбора. По одну сторону будет Христос и святые Его, а по другую те, кто отрицал добродетели, кто отвернулся навсегда от Бога, кто не оказал милость человеку.

Что изберем мы? Выбор за каждым из нас. Перечисляя всех святых, мы убеждаемся, как много тех, кто избирает Бога и Божье своим идеалом, как много тех, кто борясь с грехом, ставит небесное превыше всего земного. 4 июня, после празднования всех святых начинается Петров пост. Он продлится до 12 июля, праздника в честь святых апостолов Петра и Павла. Этот пост не строгий. В течении его, кроме среды и пятницы, разрешается вкушение рыбы.

image007В этот праздник мы со скорбью вспоминаем утраченную Всехсвятскуя церковь в Костроме (Кострома, ул. Дзержинского, [напротив д. 23]) Еще в 1628 г. упоминается церковь "Все Святые на Костроме на посаде". Кирпичная двухэтажная церковь, построенная в 1756-1757. Основной объём - двусветный одноапсидный четверик, завершённый декоративным пятиглавием. Колокольня в формах классицизма сооружена на рубеже XVIII-XIX вв. Вверху находился Всехсвятский, внизу Никольский престол. Закрыта в 1930, вскоре сломана. На месте церкви сквер. По свидетельству очевидцев, при разборке храма бригадир высотников горкомхоза погиб под развалинами рухнувшей колокольни. В ней почти два года состоял в качестве псаломщика бывший обер-прокурор Святейшего Синода А. Д. Самарин (+1932), крест на могиле которого на бывшем Феодоровском кладбище был восстановлен в день его 150-летия 12.02.2017 г.

В этот день вспомнаем Всехсвятскую церковь с. Широково Нерехтского р-на, Цареконстантиновскую цековь г. Галич

image009Цареконстантиновская г. Костромы (пересечение пр-та Текстильщиков и ул. Спасокукотского) каменная, с такою же колокольней, построена в 1798 г. костромскими купцами Федором, Гаврилом и Кириллом Рыльцевыми. Ограда каменная с железными решетками. Престолов 3: а) в холодной в честь Рождества Христова, в теплой б)правый в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник", в) левый во имя св. равноап. царей Константина и Елены и сщмч. Антипы, епископа Пергамского. Церковь была закрыта в 1935 г. и вскоре разрушена.

С 4-го июня начинается апостольский Петров пост.

 

Храмы и монастыри

Церковь во имя святых бессребренникови чудотворцев Косьмы и Дамиана г. Костромы (иконы Богородицы Владимирской) на Мшанской (до 1784 г.), на Московской (после 1784 г.) улице

Современная улица А. Н. Островского д. 52.

По-видимому, это древнейшая улица Костромы или, во всяком случае, одна из самых древних. Именно на ней, на правом берегу реки Сулы, был возобновлен после татаро-монгольского нашествия 1237—1238 гг. Костромской кремль, за деревянными стенами которого стоял княжеский терем (в XIII в. Кострома была центром удельного княжества).

Подробнее...

Святые и Святыни

Драгоценные оклады чудотворной Тихвинской-Ипатьевской иконы Божией Матери Костромского Ипатьевского монастыря

В многочисленном ряду духовно-исторических святынь Костромского Ипатьевского монастыря чудотворный образ Тихвинской-Ипатьевской иконы Божией Матери занимает одно из главных мест со времени принесения его в монастырь повелением царя Михаила Федоровича Романова. История появления и пребывания данного образа в Ипатьевском монастыре достаточно подробно рассмотрена в статье автора настоящего сообщения, которая была опубликована в 2003 году.1

Подробнее...

Статьи

«Трагическое непонимание» России и Руси. Смысловые категории жизни Русской Церкви в СССР и ее миссия в 1960-1970-е годы.

Аннотация. В статье на исторической канве рассматриваются смысловые понятия России и Руси, формулы «Третеьго Рима» и «Второго Иерусалима», их различия и противоречия. Методом исторического анализа и сравнительных характеристик достигается вывод о могущем быть единстве существования светской (внерелигиозной) культуры и религии в одном государстве, при их автономности и наличия непонимания их и неприятия в смысле их разных природ –  атеизма и теизма. На основании опыта проведения попыток ликвидации церковных структур в СССР в 1960-1970-е годы делается вывод о безуспешности поглощения или «перевоспитания» усилиями атеистической пропаганды религиозных убеждений.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: