21-27 мая 2018 года

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Неделя с 21 по 27 мая 2018 года богата на церковные праздники. 22 мая - праздник в честь переноса мощей Святителя Николая Чудотворца из г. Мир Ликийских (Малая Азия) в итальянский город Бари в конце XI века. Изначально святой Николай был погребён в церкви в Мирах (Демре) (на территории современной Турции). В мае 1087 года итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики св. Николая в городе Бари (Италия). Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 (22) мая.

image003Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. На Руси первая церковь во имя Николая Чудотворца была построена в Киеве княгиней Ольгой в 882 году, еще до принятия христианства. Во многих русских городах именем святителя Николая называли главные соборы и монастыри. Известнейшими храмами Николая Чудотворца в мире являются: базилика на месте служения святого в Мирах Ликийских (ныне Демре, Турция), а также базилика Святого Николая в Бари (Италия), где хранятся мощи святого. В 1914 году в г. Бари на средства Императорского Православного Палестинского Общества в г. Бари по проекту архитектора А. В. Щусева было возведено подворье с церковью св. Николая.

image002Образ святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь угодника Божия. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя.  Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть (знает) великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».

image004На Костромской земле чтут образ святителя посвящая ему храмы и селения, с благоговением обращаясь к нему за его молитвенной помощью. Никольские церкви в пос. Реберовка в Костроме, церковь в мужской колонии также в Костроме, в церквах с. Саметь, с. Борщино, Никольской церкви психиатрической больницы с. Никольского, в с. Николо Тростино, Костромского р-на, в с. Сунгурово, Красносельского р-на, с. Незнаново, Нерехтского р-на, п. Слобода, д. Паново, Антроповского р-на, с. Николо-Палома, Парфеньевского р-на, г. Солигалич, Верхний Березовец, Солигаличского р-на, в мужской колонии п. Островского, с. Унжа, Макарьевского р-на, с. Никола-Граф, Межевского р-на, г. Шарья, с. Никола Шанга Шарьинского р-на, п. Пыщуг, с. Сидоровское, Красносельского р-на, в Никольской надвратной церкви Авраамиево-Городецкого м-ря. В селах Никольское, Николо-Граф. Николо-Палома и др.

image006Вспомним, что 19 мая исполнилось 150 лет со дня рождения последнего российского императора страстотерпца Николая II, родившего в день памяти праведного Иова Многострадального.

Вспомним церковь Николы Мокрого на Нижней Дебре (1734) разрушенную в 1935 г. Благодаря милости Божией и молитвам св. Николая храм восстанавливается, свидетельствуя о восстановлении нашей памяти. 10 декабря 2014г состоялось освящение закладного камня и креста в основание строительства храма в честь святителя Николая Чудотворца на улице Лесной. Новый храм закладывается на месте разрушенной в 30-ые годы ХХ века церкви Николы Мокрого на берегу Волги. На Лесной улице в XVII—XIX вв. сосредотачивалось большинство кожевенных предприятий города. Храм в честь святителя Николая и преподобного Феодосия Черниговского на этой улице вместе с зимней Христорождественской церковью и колокольней во имя преподобного Сергия Радонежского составляли единый image005комплекс, построенный в 1734 году. Никола Мокрый – частое название для храмов, построенных вдоль набережных. Прозвище «Мокрый» могло происходить из-за постоянной сырости от наводнений и дождей. Другая версия - по иконе «Николы Мокрого», копия которой находился в киевском Софийском соборе.

image00727 мая в церковном календаре праздник, посвященный Троичному Богу - День Святой Троицы, Пятидесятница. Праздник был установлен в память чудесного события сошествия Святого Духа на апостолов в Сионской горнице в Иерусалиме, которое произошло на 50-й день после Воскресения Христа. Поэтому праздник назван еще Пятидесятницей. По сошествии на них Духа Святого апостолы получили необходимые для проповеди Евангелия дары, после чего направились в различные области тогдашней Римской империи Посвящен праздник Святой Троице потому, что с явлением Святого Духа открылось людям в необходимой полноте понимание соединения Святой Троицы: Бога Отца, пославшего в мир Святого Духа, Бога Сына, воплощенного Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа, и - Бога Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков на апостолов. Праздник в честь пресвятой Троицы продолжается два дня: первый день посвящен сошествию Святого Духа на апостолов (День Святой Троицы), второй, именно третьему лицу Святой Троицы - Богу Духу Святому. Он называется еще в народе Духовым днем. Накануне праздника Троицы, в субботу, которая называется Троицкой родительской субботой, совершается поминовение усопших, служатся панихиды. Мы поминаем в этот день их потому, что во время своей земной жизни они были причастниками Святого Духа. В Троицкую родительскую субботу люди посещают кладбища, устраивают в память усопших трапезы, молятся за усопших, подают записки с их именами в храмах и просят служить панихиды и литии на кладбищах.

image009В богослужении праздника Троицы имеются свои особенности. В день праздника, после Литургии, сразу совершается вечерня, на которой священник (епископ), коленопреклоненно (как и весь народ в церкви), читает вслух семь молитв, разделенных по своему содержанию на три группы. В первых двух молитвах (1-я группа), он исповедует грехи верующих перед Отцом Небесным, и в силу Распятого на Кресте Спасителя, испрашивает помилование всем верующим; в следующих двух (2-я группа), он просит ниспослать Святого Духа, чтобы Он наставлял и укреплял всех верующих в Сына Божьего; наконец, в последних трех (3-я группа) – молится об упокоении душ усопших сродников наших. Существует заблуждение, что в праздник Святой Троицы можно совершать церковное поминовение самоубийц. Это мнение не имеет под собой никакого основания.

image010Обычай украшать в праздник Святой Троицы храмы и дома ветками берез и цветами служит символом всеоживляющей силы Пресвятого и Животворящего Духа.

image011В этот День Святой Троицы является престольным праздником Троицкого храма Ипатьевского мужского монастыря в г. Костроме. Престольный праздник также празднуют в Троицкой церкви с. Костеньево, Костромского р-на. Впервые село Костенево, бывшее тогда вотчиной костромского Ипатиевского монастыря (во владении которого оно оставалось до 1764 г.), упоминается в 1562 г. В 1638 г. в селе построили церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм (имелась ли церковь здесь в предшествующий период неизвестно). В 1700 г. в Костеневе была построена новая церковь, посвященная Святой Живоначальной Троице с Ильинским приделом “деревянная… клетцки на подклетах с папертьми об одной главе”. В начале XIX в. взамен деревянных возвели каменный пятиглавый храм с трехярусной колокольней, освященный в 1805 г. Богослужения в церкви из-за отсутствия священника прекратились в 1942 г. и четыре года она бездействовала. 1 апреля 1946 г. Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР отклонил просьбу костеневской общины об открытии церкви, что фактически означало ее закрытие. Однако, благодаря помощи каких-то высоких покровителей, уже 13 июля того же года Совет, отменив свое предыдущее решение, разрешил открыть церковь в Костеневе. С тех пор богослужения в ней не прерывались.

image012image013Престольный праздник в этот день в с. Есма, Нерехтского р-на, с. Ликурга, Буйского р-на, в одноименной церкви г. Галича, с. Горелец, Парфеньевского р-на.

В этот день мы с болью вспоминаем о разрушенной в 1935г. архитектурной жемчужине не только Костромы, но всего Северного Поволжья – Свято-Троицкой церкви, которая находилась на месте сквера на ул. Комсомольской. Она была построена в 1650г. на средства купца Илариона Постникова. Маковки ее глав, выложенные из кирпича и шатер колокольни покрывала зеленая поливная черепица, переход от стен к главам осуществлялся тремя рядами кококшников, храмовые стены украшались поливными изразцами. После ее разрушения, в 1958г. в сквере был установлен памятник маршалу авиации А. А. Новикову.

Вспомним мы и о репрессированных священниках, носящих фамилию Троицкий. Священник с. Домнино, ныне Сусанинского р-на С. В. Троицкий был выслан в 1931 году в Северный край. Священник с. Палома Межевского района С. Г. Троицкий – ВМН с конфискацией лично принадлежащего ему имущества. По приговору суда священник Ильинского погоста Мамельфино Галичского района И. В. Троицкий в 1937 году был лишен свободы на 5 лет и др. Вечная им память!

image014image015Много легенд и преданий существует на межевской земле. Людская память бережно хранит их и передает из поколения в поколение. Есть место, окутанное легендами и тайнами. Это святыня называется — Княжая Пустынь. Пустынь расположена на высоком холме в 5 километрах от пос. Советский. С холма почти двухсотметровой высоты взору открывается неоглядная даль, зеленое море тайги, а прямо под ногами у подножия холма струится речка с красивым названием «Княжая», в которую со страшной крутизны и обрывается склон холма. в Пустыни поселился старец-отшельник. Постепенно здесь на вершине холма возникла деревня. В народе сохранилась легенда. Охотился Игнатий Фомич в этих местах, над одной из осин привиделся ему лик Успенской Божьей Матери. И дал он зарок поставить монастырь. Слово он свое сдержал и на его средства был в 1719 году построен женский монастырь.

image016Деревянная и каменная церкви находятся рядом. Кладбище при них существует до сих пор. У стены деревянной церкви сохранились две чугунные плиты. Надпись на одной их них гласит: “Здесь покоится тело крестьянина Луки Васильева, которым принесено распятие животворящего креста Господня из обители Свято-Афонской горы в 1867 году, скончавшегося 24 июля 1887 года, 50 лет от роду. Н-Новгород, з-д Дурбажева”.

На другой плите: “Здесь погребено тело священника Николая Андреевича Троицкого, скончавшегося после продолжительной болезни 4 февраля 1912 года на 74 году от рождения, прослужившего при сем храме 16 лет и 10 месяцев. Господи, прими дух мой с миром”. Жива и тропинка, проложенная верующими к “Святому источнику”.

 

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

Профессор Казанской духовной академии протоиерей Касторский Александр Петрович (1886-1938)

Родился в1886 году в с. Горки Чириковы, Нерехтский у-да, Костромская губ., Оделевской вол. (Ивановская о., Приволжский р-н) в семье священника Петра Андреевича Касторского. Такие фамилии, производные от латинских или греческих слов, часто давали семинаристам. По латыни «кастор» переводится как бобёр (Castor fiber).

Подробнее...

Статьи

КОСТРОМСКАЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ ОБИТЕЛЬ И ИГУМЕНИЯ ВАРВАРА (БЛОХИНА)

Аннотация: Монахиня Варвара (Блохина) насельница костромской Богоявленско-Анастасииной обители стала в 1888 г. настоятельницей будущего женского Богородице-Успенского Пюхтицкого ставропигиального монастыря в Эстонии. Она передала опыт костромской обители вновь созданной православной общине в далеком протестантском крае, на северо-западных рубежах империи.

Ключевые слова: монастырь, братство, игумения, обитель, храм, край.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: