| | vivaspb.com | finntalk.com

19 - 24 февраля 1 неделя Великого поста

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01С 19 по 24 февраля у православных проходит первая седмица (семь дней) Великого поста. Она отличается особой строгостью. Богослужения на ней – продолжительностью. Пост – время воздержания, время покаяния и сокрушения о совершенных грехах. Великий пост – это путь к Пасхе. Литургия, а соответственно и Причащение, ради строгого поста совершается только в среду, пятницу (на них нельзя причащать детей до 7 лет), субботу и воскресенье.

Особенность великопостного богослужения составляют: частое чтение покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» и литургия Преждеосвященных Даров.02 В первые четыре дня седмицы, вечером, на великом повечерии, читается в храмах покаянный канон преподобного Андрея Критского, содержание которого направлено к пробуждению нашей совести. В пятницу, на литургии Преждеосвященных Даров происходит «освящение колива», т. е. отваренной пшеницы (риса) с медом. Освящение «колива» совершается в память события, произошедшего в г. Антиохии в 362г. Тогда, византийский император Юлиан Отступник, последователь язычества, повелел окропить все продукты на рынке идоложертвенной кровью животных. Но епископу Антиохии Евдоксию явился во сне святой великомученик Федор Тирон, сожженный в 308г. за исповедание веры, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, питаясь коливом.

03Постовая богослужебная практика отличатся от обычных дней тем, что в постовые будничные дни панихиды не совершаются. Панихиды по усопшим в 3-й и 9-й день по его преставлении их, переносятся на ближайшую субботу, а панихида 40-го дня не переносится, но совершаются в тот же день. Сорокоусты по усопшим в Великий пост не совершаются, но произносятся с Недели Фоминой (2-я неделя после Пасхи). Со 2-й недели в воскресенье вечером (4 подряд) совершаются Пассии–чтение акафиста Страстям Христовым. В Великий пост воспрещается Таинство брака – венчание (разрешается с недели Фоминой).

«Изрядный постник - учит святитель Тихон Задонский – это тот, кто удерживает себя от блуда…гнева, ярости, злобы и мщения..сквернословия, клеветы, осуждения, лести…»

Вкушение пищи в Великий пост строго ограничено. 5 дней недели положено сухоядение (без масла). В субботу и воскресенье разрешается пища с маслом. Разрешается пища с маслом в среду Крестопоклонной 26 марта, в пятницу 5 недели - 4 апреля, в Страстной Четверг. Рыба разрешается - 7 –го апреля (Благовещение) и 13 апреля (Вербное воскресение). В Лазареву субботу разрешается вкушать рыбную икру. Пост – время милосердия – посещение больных, страждущих, прощение обид. Запрещаются развлечения, зрелища. «Пост ведет нас на брань с врагами нашими (страстями), избавляет от рабства (греха), возвращает нам свободу».

04

В первое воскресенье Великого поста Церковь празднует «Торжество Православия». Этот день был учрежден при императрице Феодоре в 842г. в память восстановления почитания святых икон. В конце литургии совершается молебное пение об утверждении христиан в вере и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Затем диакон громко читает символ веры и возглашает «Вечную память» всем скончавшимся защитникам веры, а «Многие лета» - живущим. В 842 г. догматом иконопочитания Церковь отстояла истину воплощения Сына Божьего, свидетельствующую, что Бог открывает себя через видимый образ человека, являет себя в человеческой плоти – он истинный Бог и истинный человек. В иконе мы видим не фотографию, не картину, но образ небесного человека, жившего на нашей Земле и ныне пребывающего в мире Божьем. Отметим, что сам человек является иконой Бога на Земле, т. к. носит в себе образ Божий! И надо бережно относиться к нему, человеку, как к иконе, написанной Самим Богом. Об этом почитании человека-иконы Церковь свидетельствует поклонением святым мощам.

Среди чудотворных икон, почитаемых на Костромской земле, особо почитаются икона Нерукотворенного образа Спасителя в иконостасе церкви Спаса на Запрудне в Костроме и мн. др. Ярким подтверждением помощи Божьей преподаваемой через иконы, является чудо мироточения святых икон, которое повсеместно происходит. В Богоявленско-Анастасьином соборе, напр., мироточат 8 икон: преподобного Сергия Радонежского, святителя Николая Чудотворца, икона Казанской Божьей Матери и др.

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Храмов Ярославля XVII века

Добавлены исторические фотографии Храмов и Монастырей Ярославской Епархии

Святые и Святыни

Протоиерей Дороватовский Николай Алексеевич (1868 - ?)

Родился в 1868 в г. Ветлуга, Костромская губ., окончил Костромскую духовную семинарию, в 1894 г. Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1894-1895 гг. состоял в должности законоучителя Митавское реальное училище г.Митава, Курляндская губ. Рукоположен во иерея в 1894 г. С 1895 по 1899 г. определен в должности  епархиального наблюдателя церковно-приходских школ. Протоиерей. С 1899-1904 гг. смотритель Рязанского духовного училища. 1904-1918 гг. инспектор, ректор (1906 г.) Ярославской духовной семинарии, преподавал в педагогическом институте. В 1904 по 1929 гг. служил в храмах. «Тугова Гора» в Ярославле (1917-1918), в с Курба Ярославского у. (1918-1926), Власьевской церкви Ярославля (с 1926).

Подробнее...

Статьи

Запад и Восток: Разница менталитетов

Аннотация: Разница менталитетов, характеров, взглядов Запада и Востока кроется в разнице духовных измерений. Чтобы понять друг друга необходимо раскрыть те духовные истины, которые всегда лежали в основе славянской, русской души – а именно - жажда неземной истины. Чтобы государство стало Родиной, русский человек наполняет государственнообразующую идею Москвы как Третьего Рима духовной идеей небесного, второго Иерусалима, в основе которого лежит Евангельский идеал.

Ключевые слова: Закон, благодать, государство, земля, собор, Церковь.

Annotation: Abstract: the Difference of mentalities, characters, views of the East and West lies the difference in the spiritual dimension. To understand each other is necessary to reveal those spiritual truths that have always been the Foundation of Slavic, Russian soul - and it is the desire of heavenly truth. To the state became the Homeland, the Russian man fills государственнообразующий the idea of Moscow as the Third Rome spiritual idea of heaven, the second Jerusalem-based Evangelical ideal.
Keywords: Law, grace, the state, the earth, the Cathedral, the Church.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: