| | vivaspb.com | finntalk.com

14 октября. Праздник Покрова Божьей Матери

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00214 октября - праздник Покрова Божьей Матери. Этот праздник установлен в память чудесного спасения Константинополя (нынешний Стамбул) от набегов под предводительством славянских князей Аскольда и Дира. Когда у защитников уже не оставалось сил, чтобы оборонять город, тогда осажденные обратились за помощью к Богу и Его Пречистой Матери. К концу ночного моления во Влахернском храме города, блаженный Андрей, Христа ради юродивый, увидел Божью Матерь, входящую в храм с Предтечей Господним Иоанном, апостолом Иоанном Богословом и множеством святых. Пройдя церковь, став у иконостаса, Пречистая на коленях со слезами молилась вместе с народом о спасении города и людей, живущих в нем. Затем, войдя в алтарь, и помолившись перед престолом, поднялась над молящимися, раскинув свой верхний покров над всеми присутствующими. Внезапной бурей корабли нападавших были уничтожены, а спасшиеся славяне приняли крещение.

image001С XII века Покров –   один из наиболее почитаемых православных праздников на Руси. Именно на Руси. В памяти русских людей запечатлелся образ Матери, покрывающей, защищающей, утешающей попавших в беду людей. Этот праздник стал сердцевиной принятия Божьей Матери, как Матери, Которой висящий на Кресте Спаситель дал в усыновление все человечество.

В день праздника Покрова Божией Матери девушки молились о замужестве. Русские люди, празднуя дни, посвящаемые Богоматери, ожидали от Неё помощи как от «заступницы усердной» перед Богом.

В этот день костромичи с болью в сердце вспоминают красавец-храм в честь Покрова Божьей Матери в Крупениках(на углу Мясницкой и Энгельса). Храм был освящен в 1843г. Главными святынями храма были иконы Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божьей Матери. Храм разрушен в 1936г. На его месте, в середине 50-х гг. установлена ретрансляционная (телевизионная) вышка.

image003Наряду с потерей этой жемчужины Костромы, старожилы нашего города сожалеют и о разрушении церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Сергиевской) в Полянской слободе. Она находилась на территории, где сейчас располагается Академия РХИБЗ им. маршала Тимошенко. В начале 40-х гг. XVIII в., на этом месте была выстроена дивная по своей красоте церковь. Каменная, пятиглавая, с шатровой колокольней. Многие фрески церкви изображали сцены из жития преподобного Сергия Радонежского. Ему же был и посвящен один из боковых приделов храма. В конце 30-х гг. храм использовался в качестве мастерской. Руины церкви были окончательно разобраны в 60-х гг. XX столетия. В этот день престольный праздник в Покровской церкви Костромского Заволжского дома-интерната в м-на Малышково, открытого 1 октября 1992г. Духовенство и прихожане Заволжского Свято-Серафимовского прихода духовно опекают живущих в этом доме-интернате пожилых людей и инвалидов, проводят с ними беседы духовного содержания, подготавливают к Таинству Исповеди и Святому Причастию.

В 2009г. был освящен новый деревянный храм в честь Покров Пресвятой Богородицы в с. Адищево Островского р-на.

В этот день престольный праздник совершается в летнем храме с. Шунга, Костромского р-на, в храмах: с.Покров на Угоде, Буйского р-на, пос. Сусаннино, в церкви с. Лосево, Солигаличского р-на, с. Шахово, Судиславльского р-на, в Свято-Покровском храме Авраамиево-Городецкого мужского монастыря с. Ножкино, Чухломского р-на. Храм был основан преподобным Авраамием Чухломским (+1375г.), в Покровской церкви при Ковалевском детском доме с. Ковалево Нерехтского р-на.

Из навсегда утерянных святынь мы вспоминаем разрушенные Покровские церкви: с. Криушева, с. Медведок, Костромского р-на, с. Смольницы, с. Кабаново, Галичского р-на, с. Погрешино, с. Кулиг, Нерехтского р-на, с. Пасакина, Буйского р-на, с. Покровское на р. Нее, с. Валов, Макарьевского р-на.

image004В праздник Покрова мы вспоминаем репрессированного священника с. Завражье А. К. Покровского, расстрелянного 3 сентября 1941 г., реабилитированного в 1992 г. Вечная ему память!

Накануне 13 октября совершается память преподобного Григория Пельшемского. Родился в городе Галиче, Костромской губернии. Он происходил из рода дворян Лопотовых. Когда юноше исполнилось 15 лет, родители хотели его женить, но скончались, не успев исполнить свое желание. Юный Григорий раздал бедным доставшееся ему наследство и поступил в монастырь Пресвятой Богородицы, находившийся на берегу Галичского озера. С крестом на плечах преподобный Григорий перешел на реку Пельшему и водрузил крест в лесной чаще на берегу реки. Первым иноком в новой обители стал священник Алексий, в монашестве Александр. В 1426 году в обители был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Иконы для него писал преподобный Дионисий Глушицкий, а сам преподобный Григорий переписывал для обители священные книги. Постепенно число братии возрастало, монастырь расширялся и становился все более известен. Преподобный Григорий заботился о насаждении благочестия в обители, одновременно принимал он участие и в судьбах своего Отечества. В 1433 году он ходил в Москву, чтобы убедить Галичского князя Юрия Димитриевича, отнявшего у Василия Васильевича Темного Московское княжество, возвратить Москву князю Василию. Преставился преподобный Григорий 30 сентября 1442 года и был погребен в основанном им монастыре. Вероятно был прославлен Московским Собором в 1549 году. Мощи преподобного Григория положены были близ церкви собора Богородицы по правую сторону алтаря. Над гробом его поставлены были иконы Спасителя и Божией Матери для поклонения приходящим, ибо много совершалось тут исцелений. В Макариевом Желтоводском монастыре в 1785 или 1786 году в одной из башен был устроен храм во имя преподобного Григория. С конца XVIII века в Кадникове Вологодской области известна также посвященная ему часовня. В 1884 году был издан акафист святому Григорию.

 

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Иван Сусанин: Святой мученик или легенда?

К 400-летию Дома Романовых и подвига Ивана Сусанина

           Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

                                                                                                                       ( Ин.15:13)  

 

Аннотация. Раскрывая различные гипотезы и оценки подвига Ивана Сусанина автор приходит к выводу о христианских мотивах подлинного подвига народного героя, мотивом действий которого была евангельская любовь, о которой говорил Спаситель.

Ключевые слова: Сусанин, миф, патриотизм, святость, Смута, любовь, святой.

Подробнее...

Статьи

Пропилеи на Волге 2013. Кавказ и русская культура

24-25 мая 2013 года в Костроме прошла международная научная конференция «Пропилеи на Волге 2013. Кавказ и русская культура». Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки РФ, Межрегиональный научный центр по изучению и сохранению творческого наследия В. в. Розанова и священника П. А. Флоренского, Костромской государственный  университет им. Н. А. Некрасова, Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев в России (ФНК Азерос) и др.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: