| | vivaspb.com | finntalk.com

28 июля - молитвенная память святого равноапостольного князя Владимира

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

князь Владимир (в крещении Василий)28 июля Святая Православная Церковь совершает молитвенную память святого равноапостольного князя Владимира (в крещении Василий), при котором в 988г. произошло Крещение Руси.

В 2018 году мы празднуем юбилейную дату – 1030 лет Крещения Руси великим князем Владимиром.

Наши предки до Владимира обожествляли явления природы и поклонялись идолам, которых отождествляли с богами. В начале своего княжения и Владимир был ревностным язычником. По всем городам и селениям своего княжества он велел ставить идолов и поклоняться им, нередко принося им человеческие жертвы. Но затем, вдохновленный примером своей бабки святой равноапостольной Ольги (память 24 июля), Владимир сознательно выбрал Православную веру и принял крещение в 988г. в г. Корсуни. Его крещение сопровождалось чудом – до крещения князь был поражен слепотой и лишь по совершении над ним Таинства, он прозрел. После крещения Владимира, приняли крещение его сыновья и бояре. Место, на котором они были крещены, стало называться Крещатиком. Затем, он повелел киевлянам с женами и детьми явиться к Днепру (место, где р. Почайна впадает в Днепр). 28 августа (14 по ст.ст.), по новому стилю, совершилось крещение киевлян. Таинство, наряду со священниками, совершал и прибывший из Византии митрополит Михаил – впоследствии ставший митрополитом Киевским. «И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», свидетельствовал летописец.

После крещения Киевской Руси христианство стало распространяться по «всей земле русской». Митрополит Михаил с шестью епископами ходили в Новгород, в Ростов, оттуда на восток по Волге, уча народ истинной вере и уча его. Утверждая веру, Владимир заботился о народном просвещении. Были учреждены школы при церквах. Первая церковь в честь святого Василия, небесного покровителя князя была воздвигнута Владимиром на том холме, где раньше стоял идол Перуна. Вторую, в честь Богоматери – там, где мученически скончались святые мученики Федор и Иоанн, претерпевшие страдания от еще от Владимира, когда еще он был язычником. Ее еще называли Десятинной, потому что князь на украшение ее и содержание дал десятую часть от своего имения. Принятие христианства изменило князя совершенно. Прежде славолюбивый и воинственный, отныне он вел только оборонительные войны, прежде многоженец, он стал образцовым семьянином, прежде суровый – он стал благодушным и каждый мог найти у него радушный прием. Он стал таким кротким и снисходительным, что даже боялся наказывать злодеев. Нищие, больные и слабые всегда находили у князя защиту и покровительство. Князь Владимир умер 28 июля 1015г. Тело его было положено в Десятинном храме. Его святые мощи были открыты в1635г. и по сей день находятся в Киевском Софийском соборе. Церковь почтила князя Владимира за его заслуги «святым равноапостольным», почтя его труды по просвещению Руси наравне с апостольскими.

Проект памятника Владимиру Великому (Москва)

Президент России Владимир Путин выступает на открытии памятника

Первым известным провозвестником Евангелия в Костромском крае был преподобный Авраамий Ростовский (+ ок. 1073-1077), архимандрит, чья миссия положила начало христианизации славянских и угорских племен в регионе. Город Кострома был основан через век после его упокоения, и вскоре получил статус удельного города Великого княжества Владимирского.

По свидетельству русских летописей, город Кострома был основан в 1152 году. После смерти великого князя владимирского Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо (1154—1212), во Владимирском княжестве образовались три удела: Суздальский, Московский и Костромской.

Владимирский собор — памятник неовизантийской архитектуры в Киеве на бульваре Тараса Шевченко

В XIV—XV вв. ученики преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один — по реке Шексне на Белоозере, другой — по реке Костроме на Вычегду.

Преподобный Авраамий Городецкий, Галичский и ЧухломскийПреподобный Авраамий Ростовский, архимандритВ освоении костромского междуречья трудились преподобные Аврамий Чухломской (+ 1375; память (20 июля/2 августа) — основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков Железноборовский (+ 1442; память 11/24 апреля), Макарий Писемский (XIV в.; память 10/23 января), Павел Обнорский (+ 1429; память 10/23 января). Святитель Дионисий Суздальский (+ 1385; память 26 июня/9 июля), спостник и собеседник преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал двенадцать человек из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословит, для духовного просвещения народа и основания обителей», в числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский (+ 1444; память 25 июля/7 августа) — основатель трёх обителей. Макариево-Успенский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой лавры. Ученики преподобного Сергия Радонежского, который «был учитель всем монастырям, иже на Руси», просвещая Христовой верой языческие и полуязыческие племена, присоединяли их к Русской Православной Церкви. Из многочисленных ветвей духовного генеалогического древа, имеющего корни в Троице-Сергиевой лавре, ветви — Белозерская (от преподобного Кирилла Белозерского), Комельская (от преподобного Корнилия Комельского), Железноборовская (от преподобного Иакова Железноборовского), Нижегородская (от святителя Суздальского Дионисия) принесли обильные плоды добротолюбия и молитвы на Костромской земле.

В Костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе в главном пределе, по правой стороне есть большая икона святого равноапостольного князя, которая источает миро.

2015 год прошел под знаком 1000-летия преставления великого князя, Крестителя Руси. В Москве сооружен памятник равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади, готовится сооружение памятника князю на площади Победы в Калининграде.

 

Храмы и монастыри

Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь

Успенская слобода близ города Галича

Среди многочисленных монастырей, окружавших в прошлом древний Галич, особое место принадлежит Паисиеву Успенскому монастырю. Погребенный в обители преподобный Паисий Галичский издавна почитается как покровитель города, а находившаяся в нем чудотворная Овиновская икона Божией Матери являлась главной православной святыней галичского края. Находясь на высокой горе с поэтичным названием Красница, монастырь высоко вознесен и над городом, и над зеркалом Галичского озера, занимая господствующее положение в неповторимой панораме окрестных далей.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Омский и Тюменский Андрей (Сухенко, 1900 -1973)

Архиепископ Андрей (в миру Сухенко Евгений Александрович) родился 5 сентября 1900 года в с. Озеряны Козелецкого у. Черниговской губернии в семье агронома и управляющего имением местного помещика. Окончил сельскую начальную школу, затем гимназию в Переяславе (совр. Переяслав-Хмельницкий), в 1918 г.- 3-ю киевскую гимназию. В 1919 г. поступил в Киевскую духовную академию, где обучался до ее закрытия в начале 1920 г. В 1920-1924 гг. учился в Киевском институтете народного хозяйства, одновременно дома проходил курс богословских наук под руководством профессоров КДА прот. Василия Прилуцкого, П. Я. Светлова, А. А. Глаголева, М. Н. Скабаллановича.

Подробнее...

Статьи

Костромские епархиальные архиереи

с 1745 по 31 декабря 2004 года

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: