17 июля 2018. Царственные стастотерпцы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001100 лет тому назад, в ночь с 16 на 17 июля по новому стилю 1918 года, в Екатеринбурге был расстрелян святой Государь страстотерпец Николай ΙΙ. Вместе с ним была убита вся его семья — святая благоверная императрица Александра Федоровна, наследник — святой цесаревич Алексий и великие княжны — святые Татиана, Мария, Ольга и Анастасия, их придворные и слуги, согласившиеся разделись мученический венец с Государем и его семьей: врач Евгений Боткин, фрейлина Анна Демидова, повар Иван Харитонов и лакей Трупп, до конца сохранившие верность государю. Картина в подвале дома Ипатьева была ужасна: одиннадцать тел лежало на полу в потоках крови. Убедившись, что их жертвы мертвы, убийцы стали снимать с них драгоценности… Среди убиенных был 14-летний отрок.

image003

На следующий день, в ночь на 18 июля 1918 года были убиты большевиками настоятельница Марфо - Мариинской обители милосердия, председатель Императорского Православного Палестинского Общества, великая княгиня Елизавета Фёдоровна и вместе с ней великие князья Дома Романовых. Их сбросили в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с Елисаветой Федоровной погибли:

  • великий князь Сергей Михайлович;

  • князь Иоанн Константинович;

  • князь Константин Константинович (младший);

  • князь Игорь Константинович;

  • князь Владимир Павлович Палей;

  • Фёдор Семёнович Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича;

  • сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева).

Все они, кроме застреленного великого князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту живыми. Когда тела были извлечены из шахты, то было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью её апостольника. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.

Определением Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года Государь Николай II и его семейство были причислены к лику святых страстотерпцев, причислена к лику святых была и преподобномученица великая княгиня Елисавета Федоровна и инокиня Варвара.

Говоря о святости Царя Николая Александровича, мы обычно имеем в виду его мученический подвиг, связанный, разумеется, со всей его благочестивой жизнью. Подвиг его отречения — подвиг исповедничества

В ночь с 16 на 17 июля в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, в «колыбели Дома Романовых» будет совершаться ночная Божественная литургия, перед ее началом пройдет крестный ход из Богоявленско-Анастасииного монастыря в Ипатьевский с преднесением чудотворной Федоровской иконы Божией Матери. С 14 по 18 июля по всей стране пройдут «Царские дни», в рамках которых состоятся конференции, выставки, крестные ходы, выйдут издания, посвященные царской семье и их мученическому подвигу.

Государь не стал проливать кровь соотечественников, жаждущих его отречения. Русский царь предпочел принести себя в жертву ради спасения бесконечно любимой России. «Не зло победит зло, а только любовь», - писал он в одном из своих писем, находясь вместе с семьей в тобольском плену. 

В богослужебной и житийной литературе слово «страстотерпец» стало употребляться применительно к тем русским святым, которые в строгом смысле не были мучениками за Христа, но завершили свою жизнь от рук гонителей и убийц. В истории Русской Церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб (1015), Игорь Черниговский (1147), Андрей Боголюбский (1147), Михаил Тверской (1147).

Новых небесных предстателей и молитвенников перед Богом обрел русский народ. Уповая на милосердие Бога, просит народ русский у государя страстотерпца мира в Отечестве и милость Божью людям. Царственные страстотерпцы вместе с преподобномученицей великой княгиней Елисаветой Федоровной в 2004 году вошли в сонм Костромских святых. 

image005

Молитвенная память преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны совершается 18 июля вместе с памятью обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.

В год 300-летия Дома Романовых неподалеку от Домнина, в деревне Деревеньки, являющейся родиной Сусанина, на месте, где, по преданию, стоял его дом, Александровским братством была возведена памятная часовня из красного кирпича. Ее освящение состоялось 20 октября 1913 г.- накануне 19-й годовщины восшествия на престол императора Николая II. До 1917 г. в часовне совершались молебны в царские дни и панихиды по царю Михаилу Феодоровичу и Сусанину.

В 70-х годах XX века произведена внешняя реставрация часовни.

 

image007

 

Указом епископа Костромского и Галичского Александра (Могилёва) от 20 марта 1991 г. при Успенской церкви села Домнино было создано Успенское подворье Богоявленско-Анастасиина Костромского женского монастыря. В апреле 1991 г. подворью передали здание бывшей церковноприходской школы (в советское время в нем размещалась школа, к 1991 из-за отсутствия учеников она была закрыта, и здание стояло заброшенным), в котором оборудованы келейные помещения. Тогда же местный совхоз передал сестрам 56 га земли; была построена ферма на 15 коров.

 image017

Определением Священного Синода от 25 марта 2004 г. Успенское подворье было преобразовано в женский монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев.

С 9-11 марта 2013 г., в год 400-летия Дома Романовых при посещении Костромы, монастырь царских страстотерпцев посетила глава Российского Императорского Дома великая княгиня Мария Владимировна Романова.

Мощи преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны.

На начало XXI века мощи святых преподобномучениц почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы; две гробницы из белого мрамора с иконами святых находятся у алтаря храма. Исполнено желание самой великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой земле, выраженное ею во время паломничества в 1888 году.

Имена мучеников великих князей Сергия Михайловича, братьев Иоанна Константиновича, Игоря Константиновича и Константина Константиновича, князя Владимира Палея и Феодора Ремеза под 5 июля (ст. стиль) включены в месяцеслов Константинопольской Православной Церкви; кроме того, имена первых пяти есть в календаре Русской Православной Церкви Заграницей.

В 1990 году памятник Елизавете Фёдоровне был установлен на территории основанной ею Марфо-Мариинской обители (скульптор Вячеслав Клыков).

В 1993 году Городская больница № 3 в Санкт-Петербурге получила новое название в память о великой княгине Елизавете Фёдоровне — Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы.

6 мая 2014 года в Сергиевом Посаде в рамках фестиваля «Возрождение»  на здании бывшего Мариинского убежища для сестёр милосердия Красного Креста открыта мемориальная доска Елизавете Феодоровне и священнику Павлу Флоренскому, который был духовным наставником этой обители (автор — художник-монументалист Мария Тихонова).

29 июня в Алапаевске и 24 августа 2017 года в Перми перед «Елизаветинской больницей» открыты памятники Елизавете Фёдоровне.

На стене здания Костромского епархиального управления висит памятная доска в честь преподобномученицы Елизаветы, три раза посещавшей Кострому и Богоявленско-Анастасиину женскую обитель.

Церковь Елисаветы Феодоровны Преподобномученицы в Чистых Борах кон. XX - нач. ХХI вв. Деревянная одноглавая церковь в посёлке, основанном в 1979 в связи со строительством Костромской АЭС. Возведена в кон. XX - нач. ХХI вв.

Храмы, посвященные памяти Царственных страстотерпцем.

Храм на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших на месте Ипатьевского дома в Екатеринбурге (2003 год).

  • Монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме под Екатеринбургом на месте погребения убитых (2000 год).

  • Часовня-памятник усопшим русским эмигрантам, Николаю II и его августейшей семье возведена на кладбище в Загребе(1935 год)

  • Часовня в память об императоре Николае II и сербском короле Александре I в Харбине (1936 год)

  • Храм Царственных страстотерпцев на въезде в г. Рязань со стороны Москвы.

  • Храм Царственных страстотерпцев в Тверском Христорождественском монастыре.

  • Храм святых Царственных страстотерпцев в Курске

  • Храм цесаревича Алексия в г. Шарья Костромской области

  • Церковь св. царя-мученика и свв. новомучеников и исповедников в Вильмуасоне, Франция (1980-е годы)

  • Храм Святых царственных мучеников и всех новомучеников и исповедников XX века, г.Могилёв, Белоруссия

  • Храм Державной иконы Божией Матери, г. Жуковский

  • Церковь св. Царя Мученика Николая, г. Никольское

  • Церковь святых царственных страстотерпцев Николая и Александры, пос. Сертолово

  • Церковь царственных страстотерпцев в городе Мар-дель-Плата (Аргентина)

  • Храм Царственных Мучеников, г. Днепропетровск (ж/м Игрень), Украина.

  • Храм во имя Святых Царственных Страстотерпцев, г. Саратов, Россия.

  • Храм во имя Святых Царственных мучеников, п. Дубки, Саратовский р-н, Саратовская обл., Россия.

  • Храм во имя святых страстотерпцев царя Николая и царицы Александры при Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии.

  • Храм страстотерпца царя Николая пос. Чкаловский (Щелковский район, Московская область)

  • Храм Святых Царственных мучеников (страстотерпцев), г. Ижевск, Россия.

  • Строящийся храм во имя святых Царственных страстотерпцев, г. Москва, район Войковский

  • Придел Казанского собора Дивеевского монастыря (2008 год)

  • Церковь Новомучеников и Исповедников Российских в Парфинском районе, деревня Юрьево (19 февраля 2017 года).

  • Мироточивые иконы

    • Мироточивая икона в Бутово

    • Надымская икона государя Николая II, почитаемая как одна из главных святынь Сибирского казачьего войска Союза казаков России

    • Мироточивая икона в храме Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево

    • Мироточивая икона Олега Бельченко (первое сообщение о мироточении в доме писательницы А. В. Дьяковой 7 ноября 1998 года, то есть до момента канонизации царской семьи), находится в храме святителя Николая в Пыжах.

  • Кровоточивая икона

  • Благоухающая икона

Мощи.

Захоронение останков Царской семьи в Петропавловском соборе Петербурга.

Патриарх Алексий в преддверии занятий Архиерейского собора 2000 года, который совершил акт прославления царской семьи, говорил о останках, найденных под Екатеринбургом: «У нас есть сомнения в подлинности останков, и мы не можем призывать верующих поклоняться лжемощам, если в будущем они будут признаны таковыми.» Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), ссылаясь на суждение Священного Синода от 26 февраля 1998 года («Оценка достоверности научных и следственных заключений, равно как и свидетельство об их незыблемости или неопровержимости, не входит в компетенцию Церкви. Научная и историческая ответственность за принятые в ходе следствия и изучения выводы относительно „екатеринбургских останков“ полностью ложится на Республиканский центр судебно-медицинских исследований и Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Решение Государственной Комиссии об идентификации найденных под Екатеринбургом останков как принадлежащих Семье Императора Николая II вызвало серьёзные сомнения и даже противостояния в Церкви и обществе.»), докладывал Архиерейскому собору в августе 2000 года: «Захороненные 17 июля 1998 года в Санкт-Петербурге „екатеринбургские останки“ на сегодняшний день не могут быть признаны нами принадлежащими Царской Семье.»

Ввиду такой позиции Московской Патриархии, которая не претерпела с тех пор изменений, останки, идентифицированные правительственной комиссией как принадлежащие членам царской семьи и захороненные в июле 1998 года в Петропавловском соборе, церковью в качестве святых мощей не почитаются.

Почитаются как мощи реликвии, обладающие более ясным происхождением, например, волосы Николая II, остриженные в трёхлетнем возрасте.

 

Храмы и монастыри

Презентация Никольской церкви в селе Саметь Костромского района

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Соколов Алексей Иванович (1894-1937)

Родился в многодетной семье приходского священника Ивана Павловича Соколова (1858–26.08.1915гг.) и Надежды Алексеевны (в девичестве Виноградовой, 1862–01.07.1933г.) 24марта 1894 года в с. Панино Костромского уезда Костромской губернии.

Подробнее...

Статьи

Нераздельность святости и мудрости как выражение взаимосвязи религии и философии

Тема, заявленная в заголовке, сформулирована логически некорректно: ни одно из понятий – «святость», «мудрость», « религия», «философия» - не являются однозначными. Это предельно абстрактные понятия, которые в каждом конкретном случае требуют дополнительного разъяснения, в каком смысле их употребляют.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: