24 апреля. Память преподобного Иакова Железноборовского и Иакова Брылеевского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00124 апреля Православная Церковь молитвенно чтит память двух преподобных Иаковов, связанных с Костромским краем: блаженную кончину преподобного Иакова Железноборовского и Иакова Брылеевского (из бояр Брылеевых), который был учеником преподобного Иакова Железноборовского и трудником его монастыря (слово "трудник" имеет два значения: "труженик" и "послушник"). Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского монастыря по направлению к городу Бую. Преподобный Иаков скончался в XV веке и был погребен во Введенской церкви.

image002Преподобные Иаков Железноборовский (1442) и Иаков Брылеевский, сподвижник его (XV) - русские святые XV столетия, духовно восходящие к преподобному Сергию Радонежскому и его великим монашеским традициям. Совершали духовные подвиги в Костромской Галичской земле.

В 1612 г. польские отряды разорили Брылееву пуст. В 1648 г. здесь стояла деревянная Свято-Троицкая ц. с приделом во имя прп. Иакова (возможно, прп. Иакова Железноборовского, канонизированного ранее 1628). Впоследствии эта церковь, видимо, сгорела, поскольку более не упоминается в документах. В 1731 г. игум. Феодосий перенес в пустынь из Железноборовского монастыря деревянную Рождество-Богородицкую церковь, которую в 1734 г. переосвятили в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В описи Железноборовского мон-ря 1743 г. в Брылеевой пуст. отмечены помимо Введенской ц. 2 братские кельи (Флеров В. Н. Буйская земля. Ч. 1. Кострома, 2002. С. 43).

image003К нач. XX в. Иаков считался канонизированным святым. В «Верном месяцеслове всех русских святых» (М., 1903), составленном по донесениям, присланным в Святейший Синод из епархий в 1901-1902 гг., он указан как «преподобный Иаков Железноборовский 2-й», сподвижник прп. Иакова Железноборовского 1-го. Память И. праздновалась в день Сошествия Св. Духа на апостолов (С. 13).

В нач. XX в. Брылеева пуст., известная среди местных жителей под названием «Пустынька», являлась скитом Железноборовского мон-ря. Главной святыней пустыни была широко почитавшаяся могила Иакова близ Введенской церкви Современная память Иакова (11 апр.), очевидно, приурочена ко дню памяти прп. Иакова Железноборовского.

Введенская церковь в Брылеевой пустыни утрачена, вероятно, в 1930-е годы. Единственное материальное свидетельство существования обители, это две плиты красного камня, то ли надгробия, то ли основание фундамента церкви. Аналогичные плиты обнаружены на развалинах каменной Богородицкой церкви погоста Рожново в 40 км южнее. Осенью 2009 г. на месте древней пустыни братией Железноборовского монастыря установлен поклонный крест. [Прим. сост.]

   В XVII в. по административно-территориальному делению пустынь входила в Костромской уезд в Шачебольский стан. В 1646 г. "пустыни Брылеевы церковь Живоначальныя Троицы и преп. Иакова, у церкви в келье черной поп Иоилла, дьячек Остафейко Дмитриев, во дворе нищий Петрунька Григорьев кормится Христовым имянем"

Во Введенской ц. Брылеевой пуст. находился старинный образ И. Судя по описаниям краеведов XIX-XX вв., видевших икону, святой был изображен в схимнических одеждах с развернутым свитком в руках. В «Иконописном подлиннике» XVII-XVIII вв. (РНБ. ОЛДП. О 21. Л. 181 об.- 182) под 21 марта помещена память «преподобнаго Иякова, игумена на Костроме Троицкаго монастыря» (ИРЛИ. Электр. каталог «Источники русской агиографии»); возможно, имеется в виду И.

image004Железноборовский мон-рь закрыли в 1929 г., вскоре была закрыта и разрушена Введенская ц. в Брылеевой пуст. В наст. время на местоположение храма указывает неск. камней фундамента. Мощи И., вероятно, покоятся под спудом. В 1981 г. канонизация И. была подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, празднование к-рому было установлено по инициативе архиеп. Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского).

18 мая празднуется престольный праздник Свято-Предтеченской Иаково-Железноборовской обители - обретение мощей преподобного Иакова Железноборовского.

Преподобный Иаков родился в XIVв. в благочестивой семье галичских дворян Аносовых. В раннем возрасте окружающие замечали особую наклонность его к богоугодной жизни. Рано лишившись родителей, раздав имущество и оставив без сожаления все земное, Иаков, отправился в Троице-Сергиеву Лавру, принял монашеский постриг от преподобного Сергия Радонежского и вступил в число братии монастыря.

Благочестие, смирение, строгость в иноческой жизни, позволили ему приобрести любовь и уважение окружающих. Стремясь к отшельнической жизни, он отправился в родные  костромские пределы, где  нашел уединенное место  на левом берегу р. Тебзы, вблизи селения Железный Борок, названного так из-за больших залежей железной руды, разработкой  и добычей которой занимались местные жители. Во сне он увидел чудный свет, озаривший выбранное им место. Недолгим было уединение преподобного  – молва о его молитвенных подвигах распространилась вплоть до княжеского дворца. По его молитвам благополучно рождается сын у великого князя Василия Дмитриевича. В 1420 г., когда  Кострома страдает от моровой язвы и голода, обитель преподобного становится пристанищем для всех приходящих и нуждающихся. 24 апреля 1442 г. преподобный отошел в вечные обители Господа будучи глубоким старцем, и был погребён в церкви Иоанна Предтечи.

image005Официальное церковное установление местной памяти Иакова Железноборовского произошло до 1628 года, а первый церковный придел, посвящённый памяти Иакова существовал уже в 1635 году (в Борисоглебской церкви города Галича). Известно около 50 случаев исцеления болящих у мощей святого. Принимая во внимание  древность жизнеописания преподобного Иакова и составленные ему службы, можно сказать, что церковное прославление его состоялось вскоре после кончины. Разнообразны и удивительны случаи чудесных исцелений, происшедших от гроба святого старца. Монах Нифонт был одержим нечистым духом, скитался по лесу, его отыскивали и приводили в обитель, но он снова убегал – удержать его не могли даже цепи. Однажды, его поймали и привели к гробу преподобного image006Иакова. Коснувшись гробницы, одержимый пришел в себя, долго молился, прося исцеления, и стал совершенно здоров. В записях об исцелениях содержится множество случаев исцелений слепых. Преподобный становится известным всей России, а обитель, им основанная, не раз будет упоминаться на страницах истории нашего государства. В стенах монастыря будет пострижен в иноки печально известный Григорий Отрепьев, боярский сын из Галича. Предание повествует, что у гроба преподобного юный Михаил Романов узнает о грозящей ему опасности. Поляки, идя к Домнину, в бессильной злобе выжгут монастырь до основания. 5 мая 1613 г., при восстановлении монастырских храмов произойдет открытие мощей преподобного Иакова. В этом событии наши предки увидят знак благоволения Божия к умиротворенной России.

После официального упразднения Иаково-Железноборовского монастыря в 1919 году он до 1927 года фактически продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. В 1927 году артель была закрыта. Тогда же состоялось вскрытие святых мощей преподобного Иакова, однако гробница в Богородице-Рождественской церкви оказалась пустой (вероятно, мощи основателя монастыря находятся глубоко в земле, а сверху их прикрывает декоративная гробница, которая и подверглась кощунственному вскрытию).

В мае 1929г. монастырь окончательно закрыли, состоялся суд над настоятелем монастыря иеромонахом Серафимом (Борисовым) и почитаемым в народе старцем иеромонахом Сергием. По оглашении приговора, они были отправлены в концлагерь. Монастырь охватила мерзость запустения. Постепенно он превращался в руины.

В 1995г. монастырь получил статус подворья Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, а 17 августа 2004, указом Священного Синода РПЦ возрожден Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь.

image007Наместником Железноборовского монастыря с 2004 по 2013гг. являлся нынешний Управляющий Костромской митрополией митрополит Ферапонт. При нем монастырь получил  возможность возрождения и развития, что ярко показывает возрождение храмов и построек монастыря.

  В 2005 году начались основные работы по возрождению монастырского комплекса: разрабатывалась проектная документация, проводилась комплексная реставрация храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Были укреплены фундаменты, восстановлен сложный свод в трапезной части храма, устроена кровля, установлены купола, восстановлены окна и двери, выполнены отделочные работы, сделаны полы, проведено отопление, начаты работы по устройству иконостаса. Также проводилось укрепление фундаментов храма в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.

 21 сентября 2007 года после многолетнего перерыва в Богородице-Рождественском храме – спустя ровно 250 лет после освящения – была совершена первая в его новейшей истории Божественная литургия. Впоследствии здесь установили новый пятиярусный резной иконостас из дуба.

image008  В марте 2010 года архиепископ Костромской Александр (Могилев) передал в Железноборовскую обитель сохраненный схиархимандритом Серафимом (Борисовым) крест преподобного Иакова. Сейчас этот крест и вериги угодника Божия, как и в прежние времена, являются чтимыми монастырскими святынями.

 В 2010 году была побелена колокольня, а в 2011 году на средства жертвователей приобретен благовестный колокол, установленный на монастырской звоннице. В 2012 году проведен капитальный ремонт трапезного корпуса; в 2015 году на Трехсвятительском храме заменили кровлю, установили купол. В 2016 году началось восстановление монастырской ограды.

  18 мая того же года новый костромской викарий – епископ Макарьевский Ферапонт совершил чин великого освящения восстановленного монастырского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Божественную литургию в нем.

25 июля 2014 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви игумен Андрей (Козлов), трудившийся в Железноборовской обители с самого начала ее возрождения, был назначен игуменом (настоятелем) монастыря.

image009  В 2014 году началось восстановление храма в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. К концу 2016 года на храме были установлены купола и кресты, проведены все наружные и основные внутренние реставрационные работы.

7 июля 2016 года после кончины архиепископа Алексия (Фролова) возглавивший Костромскую епархию (а с 2016 года – и вновь образованную Костромскую митрополию), епископ Ферапонт совершил в возрожденном Иоанно-Предтеченском храме монастыря первую, после почти девяностолетнего перерыва, Божественную литургию.

 

Святыни обители:

– святые мощи преподобного Иакова Железноборовского (почивают под спудом в Богородице-Рождественской церкви);

– железные вериги и железный (по преданию, бывший нательным) крест преподобного Иакова Железноборовского.

В 2017 году исполнилось 575 лет со дня кончины преподобного Иакова.

image010Престольные и монастырские праздники (старый стиль / новый стиль):

– 30 января / 12 февраля – Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

– 11/24 апреля – преподобных Иакова Железноборовского и Иакова Брылеевского;

– 5/18 мая – обретение святых мощей преподобного Иакова Железноборовского;

– День Святого Духа – преподобного Иакова Брылеевского (местное монастырское празднование);

– 24 июня / 7 июля – Рождество Иоанна Предтечи;

– 8/21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы.

ТРОПАРЬ, КОНДАК, МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ ИАКОВУ ЖЕЛЕЗНОБОРОВСКОМУ Тропарь, глас 4

Небе́снаго жела́я, земна́я возненави́дел еси́ и, взем крест свой, после́довал еси́ Христу́ и от Него́ прие́м дарова́ния чуде́с, исцеля́ти неду́жныя; но, я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, испроси́ правосла́вным христиа́ном здра́вие и спасе́ние, на враги́ же побе́ду и не забу́ди, посеща́я чад свои́х, припа́дающих к цельбоно́сному гро́бу твоему́, Иа́кове, преподо́бне о́тче наш

Кондак, глас 8

Серде́чная о́чи, досточу́дне, ко Го́споду впери́в и теле́сныя стра́сти из ко́рене исторга́я, неболе́зненную жизнь в боле́знех восприя́л еси́, преподо́бне, боле́знем же лю́- тым дае́ши исцеле́ние прося́щим с ве́рою у тебе́, те́мже мо́лим тя, досточу́дне, исцели́ на́ша боле́зни душе́вныя и теле́сныя, да зове́м ти: ра́дуйся, Иа́кове Богому́дре, о́тче наш.

 

Молитва

О преподо́бне и Богому́дре о́тче наш Иа́кове! Ве́мы, я́ко с ли́ки Ангельскими и все́ми святы́ми предстои́ши при́сно Престо́лу Го́спода Вседержи́теля и ве́лие и́маши к Нему́ дерзнове́ние моли́тися о всех, с ве́рою и умиле́нными слеза́ми в по́мощь тя призыва́ющих. Не премолчи́ у́бо, вопия́ за ны, недосто́йныя, ко Го́споду Бо́гу, да отврати́т гнев Свой, пра́ведно за беззако́ния на́ша на ны дви́жимый, и да изба́вимся вся́ких скорбе́й, бед же и напа́стей и злых обстоя́ний и благоче́стно поживе́м в ны́- нешнем ве́це, ходя́ще в за́поведех и оправда́ниих Госпо́дних непоро́чно. О преблаже́нне и Боголюбе́зне о́тче наш Иа́кове! Умоли́ Го́спода, да не оскуде́ют в стране́ на́шей и́стинные ревни́тели и́ноческаго жития́ и подража́тели свято́му и Богоуго́дному житию́ твоему́; сохрани́ предста́тельством твои́м к Бо́гу страну́ на́шу от огня́, гла́да, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и от вся́каго зла и всем, с ве́рою и любо́вию притека́ющим к тебе́, испроси́ у Го́спода Бо́га грехо́в проще́ние, телесе́м здра́- вие, исправле́ние грехо́внаго жития́ и ве́чное спасе́ние, да с тобо́ю и все́ми святы́ми сподо́бимся прославля́ти в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во веки веко ́ в. Аминь.

Величание

Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Иа́кове,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.

 

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Собор костромских святых: агиографические источники в фондах Костромской областной универсальной научной библиотеки имени Н. К. Крупской

В русских святых мы чтим не только небесных
покровителей святой и грешной России: в них мы ищем
откровения нашего собственного духовного пути. Верим,
что каждый народ имеет собственное религиозное призвание,
и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными
гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического
подвижничества немногих. Их идеал веками питал
народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки.

(Г. П. Федотов)

Подробнее...

Статьи

Христианская цивилизация преподобного Никиты Костромского

Посвящена 650-летию со дня рождения преподобного Никиты Костромского

Празднуя столь знаменательную дату, хочу поделиться с вами своими мыслями по поводу значения молитвенных подвигов преподобного Никиты, основавшего в 1426 году не только монастырь как христианскую общину, но как насадителя великой христианской цивилизации идущей через Византию и великого князя Владимира, сделавшего цивилизационный выбор для Руси, через благословение преподобного Сергия Радонежского, через учеников своих прирастившего России Северную Фиваиду.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: