| | vivaspb.com | finntalk.com

Собор костромских святых: агиографические источники в фондах Костромской областной универсальной научной библиотеки имени Н. К. Крупской

Автор: Н. Ф. Басова. .

В русских святых мы чтим не только небесных
покровителей святой и грешной России: в них мы ищем
откровения нашего собственного духовного пути. Верим,
что каждый народ имеет собственное религиозное призвание,
и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными
гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического
подвижничества немногих. Их идеал веками питал
народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки.

(Г. П. Федотов)

    

     Исстари наши предки обращались к Житиям христианских святых подвижников и находили в них образец для подражания, более того – небесных заступников, к которым они обращались с молитвою о помощи и укреплении.

     Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. «Жития святых» составляют едва ли не самый обширный отдел христианской литературы. Если не считать апокрифических Евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени «Жития святых», были сказания о мучениках.

   Более обширна литература «Житий святых» второго рода – преподобных и других почитаемых святых.

   Собор костромских святых (празднуется 23 января, 8 февраля по новому стилю) включает в себя более тридцати угодников Божиих. Среди них сомолитвенники и сподвижники Сергия Радонежского – преподобные Авраамий Чухломский и Галичский, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, старец Никита – основатель Богоявленского монастыря в г. Костроме и другие великие подвижники и угодники Божии.

   Книга святости костромских подвижников не имеет конца. Время будет вписывать в нее новые и новые имена.

   Приведенный ниже список агиографических источников из фондов КОУНБ имени Н. К. Крупской, является всего лишь первой попыткой их библиографирования, поэтому не может претендовать на исчерпывающую полноту. Порядок расположения материалов следующий: сначала указаны источники, содержащие сведения о нескольких святых, затем, в порядке алфавита, персональные «Жития», посвященные тому или иному святому.

  

     Святые угодники Божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. - Кострома, 1879. - 129 с.

                     Авраамий Ростовский

                       Авраамий Чухломский или Галичский

                       Адриан Монзенский

                       Варнава Ветлужский

                       Геннадий Костромской и Любимоградский

                       Григорий Пельшемский

                       Иаков Железноборовский

                       Иаков Галичский

                       Иона митрополит Московский

                       Кирилл Новоезерский

                       Макарий Унженский

                       Макарий Писемский

                       Митрофан Воронежский

                       Никита, строитель Костромского Богоявленского монастыря

                       Паисий Галичский

                      Пахомий Нерехтский

                       Симон Юрьевецкий

                       Тихон Луховский

                       Феодосий Монзенский

                       Ферапонт Монзенский        

   Жития шести преподобных отец Печерских, части святых мощей которых находятся в Костромском кафедральном Успенском соборе. - Кострома, 1876. - 44 с.

                   Нифонт, епископ Новгородский

                       Дамиан – целебник

                       Спиридон – просфорник

                      Прохор – чудотворец

                       Марк – гробокопатель

                       Илья Муромец

   Житие новомучеников г. Солигалича Костромской епархии. - Кострома, 2000. - 15 с.

                       Иосиф (Смирнов), протоиерей

                      Владимир (Илинский), иерей

                       Иоанн (Касторский), диакон

                       Иоанн (Перебаскин), мученик

                       Тропарь и кондак: с. 13.

                       Молитва: с. 14 – 15.

Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломский и Галичский чудотворец, и созданный им Свято – Покровский Авраамиево – Городецкий монастырь /сост. архимандрит Никандр (Анпилогов). – М.:Родник, 1996. – 157 с.: ил.

                     Житие преподобного Авраамия: с. 7 – 30.

                     Чудеса преподобного Авраамия: с. 31 – 63.

                     Служба преподобному Авраамию: с. 64 – 82.

                     Акафист преподобному Авраамию: с. 83 – 99.

                     Историческое описание Городецкого Авраамиева монастыря: с.    

                     100 – 148. [Печатается по изданию: Прилуцкий Д. Ф. Историче-    

                     ское описание Городецкого Авраамиева монастыря. СПб, 1861].

   Преподобный Авраамий Городецкий, Галичский и Чухломский: к 625 – летию со дня преставления (1375 – 2000 гг.) – Кострома, 2000. – 86 с.: ил.

                 Молитва преподобному Авраамию Городецкому чудотворцу: с. 83.

                   Тропарь и кондак: с. 84.

   Житие преподобного отца нашего Авраамия Ростовского //Избранные жития русских святых (X – XV вв.). – М., 1992. – С. 122 – 127: ил.  

   Живая вера: из жития преподобного Авраамия Чухломского //Костромская старина. – 1991. - № 2. – С. 26 – 27.

     Из жития преподобного Авраамия Галичского //Губернский дом. – 2000. - № 2. – С. 32 – 33.

   Зонтиков Н. А. Преподобный Варнава Ветлужский: к 555 – летию со дня преставления. (1445 – 2000 гг.). - Кострома, 2000. 44 с.: ил.

             Молитва преподобному Варнаве Ветлужскому, тропарь и кондак: с. 42 – 43.

   Херсонский И. К. Рукописное житие преподобного Варнавы Ветлужского //Костромская старина. Вып. 1. - Кострома, 1890. –[Отд.3] . - С. 1 – 38.

   Житие священномученика иерея Василия Разумова (1879 – 1937 гг.). – Кострома, 2000. – 32 с.: ил.

           Житие священномученика иерея Василия: с. 8 – 27.

           Молитва священномученику иерею Василию: с. 28 – 30.

           Кондак и тропарь: с. 31.

   Житие преподобного Геннадия Костромского //Труды IV областного историко- археологического съезда в г. Костроме в июне 1909 года. – Кострома, 1914. – С. 18 – 42. [Раздел: недоложенные рефераты /текст подгот. М. Иов по рукописям, хранящимся в Императорской публичной библиотеке, собр. Погодина XVII века, № 708; варианты из рукописи Румянцевского музея XVII века, № 910 и Императорской Академии наук XVI века, № 21, в. 2]  

   Александр (Могилев А. Г.; род. 1957) Священномученик протоиерей Иосиф Смирнов (1864 – 1918). – Кострома, 2003. – 72 с.: ил.

        Тропарь, кондак, молитва святым новомученикам града Солигалича: протоиерею Иосифу Смирнову, иерею Владимиру Илинскому, диакону Иоанну Касторскому и мученику Иоанну Перебаскину: 3 с. обл.  

   Зонтиков Н. А. Макариево – Писемский Спасо – Преображенский монастырь: к 600 – летию основания обители. – Кострома, 2000. – 40 с.: ил.

         Молитва преподобному Макарию Писемскому, тропарь, кондак, величание: с. 36 – 37.

           Молитва преподобному Павлу Обнорскому, Тропарь, Кондак: с. 38 – 39.

   Ковалева Л. Житие преподобного Макария Унженского и Желтоводского чудотворца. [По кн.: Святые угодники Божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса] //Светоч: альманах /изд. Костромской епархии к дням славянской письменности в год 1996. - Кострома, 1996. – С. 23 – 30: ил.

     Житие дополнено «Сказанием о чудесах», имевших место в XVII веке, спустя многие годы после кончины преподобного Макария.

   Зонтиков Н. А. Костромской Богоявленско – Анастасиин женский монастырь (1476 – 2001): к 575 – летию основания и 10 – летию возрождения. – Кострома, 2001. – 64 с.: ил.

       Преподобный Никита Костромской (празднование 28 сент. по новому стилю). Тропарь и кондак: с. 6.

         Преподобный Макарий Алтайский (празднование 28 мая по новому стилю). Тропарь и кондак: с. 15.

 

   Александр (Могилев А. Г.; род. 1957) Священномученик Никодим: жизнь, отданная Богу и людям. – Кострома, 2001. – 350 с.: ил.

   Тропарь, кондак и молитва священномученику Никодиму: с. 309 – 310.

   Житие священномученика Никодима, архиепископа Костромского и Галичского //Светоч: альманах / изд. Костромской епархии к Дням славянской письменности в год 1996. – Кострома, 1996. – С. 69 – 70: ил.

   Житие преподобного отца нашего Павла Комельского, или Обнорского //Избранные жития русских святых (X – XV вв.). – М., 1992. – С. 363 – 377: ил.    

   Преподобный Пахомий Нерехтский чудотворец. (Жизнь его и чудеса) /сост. по рукописному житию и церковной летописи, хранящихся в церкви с. Сыпанова Нерехтского уезда Костромской губернии, священником Николаем Новосельским. [Ксерокопия. Вых. данные указаны оригинала]. – Кострома: Губ. тип., 1896. – 40 с.

   Житие преподобного Пахомия Нерехтского //Труды IV областного историко археологического съезда в г. Костроме в июне 1909 года. – Кострома, 1914. – С. 3 – 17. [Раздел: Недоложенные рефераты /текст подгот. А. Громов по рукописям, хранящимся в Императорской Академии наук и в Московской Синодальной библиотеке].

   Александр (Могилев А. Г.; род. 1957) Преподобный Тимон, старец Надеевский. – Кострома, 2004. – 120 с.: ил.

     Книга носит агиографический характер. Тропарь, кондак и молитва преподобному Тимону, старцу Надеевскому: с. 90 – 91.

   К 400 – летию преставления преподобного Ферапонта Монзенского. - Кострома, 1997. – 36 с.: ил.

   Житие преподобного Ферапонта Монзенского: с. 11 – 25.

   Тропарь, кондак, величание преподобному Ферапонту Монзенскому: с. 32.

     Молитва преподобному Ферапонту Монзенскому: с. 33.

          

 

                       Н. Ф. Басова, зав. сектором краеведческой литературы КОУНБ

 

Храмы и монастыри

Запрудненская школа Александровского православного братства.

Запрудненская женская рукодельная школа Александровского православного братства была открыта 1 октября 1889 г. Первоначально школа располагалась в приходе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. Однако уже через год после открытия школа была переведена в центральную часть города, оставаясь по-прежнему в ведении Запрудненского попечительства Александровского православного братства. Обязанности заведующего школой исполнял священник Спасо-Запрудненской церкви Андрей Никанорович Писемский. Должность попечительницы приняла на себя Любовь Степановна Чумакова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Новомученики, связанные с Костромской землей

Среди новомучеников, пострадавших за веру в 20-м веке, есть святые связанные рождением, корнями, работой и учебой с Костромской землей.

Хотелось бы рассказать о некоторых из них.

Подробнее...

Статьи

Вклад Святителя Игнатия (Брянчанинова) в русское доматическое богословие

Среди плеяды иерархов составивших цвет русского богословия есть имя святителя Игнатия, чьи богословские труды постоянно изучаются, всегда востребованы, всегда современны. Она написаны ясным и понятным для каждого верующего человека языком, языком любви к Богу и человеку. Главной особенностью богословских истин изъясняемых им является то, что роднит их с богословием святых отцов – их молитвенная основа, опыт аскетики, что придает им вневременный характер. Его заслуга не в том, что он открыл нам нечто, что не знал мир до него, но он открыл нам Бога не через научные изыскания или чужой опыт, он открыл Бога через свой опыт, и этот опыт стал близким для русского человека.

О свойствах Божиих святитель Игнатий говорит в своих трудах: «Аскетические опыты» и «Слово о смерти». Утверждая святоотеческое учение о том, что Бог есть всесовершеннейший Дух, трансцендентный тварному миру, святитель пишет: «Но в собственном, точном смысле один Бог — Дух. Он, как Существо всесовершенное, вполне отличается естеством Своим от естества тварей, как бы они ни были, сравнительно с другими тварями, тонки и совершенны. Нет существа одноестественного Богу! И потому, кроме Бога, нет другого духовного существа по естеству».1

 

Подробнее...