Собор костромских святых: агиографические источники в фондах Костромской областной универсальной научной библиотеки имени Н. К. Крупской

Автор: Н. Ф. Басова. .

В русских святых мы чтим не только небесных
покровителей святой и грешной России: в них мы ищем
откровения нашего собственного духовного пути. Верим,
что каждый народ имеет собственное религиозное призвание,
и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными
гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического
подвижничества немногих. Их идеал веками питал
народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки.

(Г. П. Федотов)

    

     Исстари наши предки обращались к Житиям христианских святых подвижников и находили в них образец для подражания, более того – небесных заступников, к которым они обращались с молитвою о помощи и укреплении.

     Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. «Жития святых» составляют едва ли не самый обширный отдел христианской литературы. Если не считать апокрифических Евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени «Жития святых», были сказания о мучениках.

   Более обширна литература «Житий святых» второго рода – преподобных и других почитаемых святых.

   Собор костромских святых (празднуется 23 января, 8 февраля по новому стилю) включает в себя более тридцати угодников Божиих. Среди них сомолитвенники и сподвижники Сергия Радонежского – преподобные Авраамий Чухломский и Галичский, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, старец Никита – основатель Богоявленского монастыря в г. Костроме и другие великие подвижники и угодники Божии.

   Книга святости костромских подвижников не имеет конца. Время будет вписывать в нее новые и новые имена.

   Приведенный ниже список агиографических источников из фондов КОУНБ имени Н. К. Крупской, является всего лишь первой попыткой их библиографирования, поэтому не может претендовать на исчерпывающую полноту. Порядок расположения материалов следующий: сначала указаны источники, содержащие сведения о нескольких святых, затем, в порядке алфавита, персональные «Жития», посвященные тому или иному святому.

  

     Святые угодники Божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. - Кострома, 1879. - 129 с.

                     Авраамий Ростовский

                       Авраамий Чухломский или Галичский

                       Адриан Монзенский

                       Варнава Ветлужский

                       Геннадий Костромской и Любимоградский

                       Григорий Пельшемский

                       Иаков Железноборовский

                       Иаков Галичский

                       Иона митрополит Московский

                       Кирилл Новоезерский

                       Макарий Унженский

                       Макарий Писемский

                       Митрофан Воронежский

                       Никита, строитель Костромского Богоявленского монастыря

                       Паисий Галичский

                      Пахомий Нерехтский

                       Симон Юрьевецкий

                       Тихон Луховский

                       Феодосий Монзенский

                       Ферапонт Монзенский        

   Жития шести преподобных отец Печерских, части святых мощей которых находятся в Костромском кафедральном Успенском соборе. - Кострома, 1876. - 44 с.

                   Нифонт, епископ Новгородский

                       Дамиан – целебник

                       Спиридон – просфорник

                      Прохор – чудотворец

                       Марк – гробокопатель

                       Илья Муромец

   Житие новомучеников г. Солигалича Костромской епархии. - Кострома, 2000. - 15 с.

                       Иосиф (Смирнов), протоиерей

                      Владимир (Илинский), иерей

                       Иоанн (Касторский), диакон

                       Иоанн (Перебаскин), мученик

                       Тропарь и кондак: с. 13.

                       Молитва: с. 14 – 15.

Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломский и Галичский чудотворец, и созданный им Свято – Покровский Авраамиево – Городецкий монастырь /сост. архимандрит Никандр (Анпилогов). – М.:Родник, 1996. – 157 с.: ил.

                     Житие преподобного Авраамия: с. 7 – 30.

                     Чудеса преподобного Авраамия: с. 31 – 63.

                     Служба преподобному Авраамию: с. 64 – 82.

                     Акафист преподобному Авраамию: с. 83 – 99.

                     Историческое описание Городецкого Авраамиева монастыря: с.    

                     100 – 148. [Печатается по изданию: Прилуцкий Д. Ф. Историче-    

                     ское описание Городецкого Авраамиева монастыря. СПб, 1861].

   Преподобный Авраамий Городецкий, Галичский и Чухломский: к 625 – летию со дня преставления (1375 – 2000 гг.) – Кострома, 2000. – 86 с.: ил.

                 Молитва преподобному Авраамию Городецкому чудотворцу: с. 83.

                   Тропарь и кондак: с. 84.

   Житие преподобного отца нашего Авраамия Ростовского //Избранные жития русских святых (X – XV вв.). – М., 1992. – С. 122 – 127: ил.  

   Живая вера: из жития преподобного Авраамия Чухломского //Костромская старина. – 1991. - № 2. – С. 26 – 27.

     Из жития преподобного Авраамия Галичского //Губернский дом. – 2000. - № 2. – С. 32 – 33.

   Зонтиков Н. А. Преподобный Варнава Ветлужский: к 555 – летию со дня преставления. (1445 – 2000 гг.). - Кострома, 2000. 44 с.: ил.

             Молитва преподобному Варнаве Ветлужскому, тропарь и кондак: с. 42 – 43.

   Херсонский И. К. Рукописное житие преподобного Варнавы Ветлужского //Костромская старина. Вып. 1. - Кострома, 1890. –[Отд.3] . - С. 1 – 38.

   Житие священномученика иерея Василия Разумова (1879 – 1937 гг.). – Кострома, 2000. – 32 с.: ил.

           Житие священномученика иерея Василия: с. 8 – 27.

           Молитва священномученику иерею Василию: с. 28 – 30.

           Кондак и тропарь: с. 31.

   Житие преподобного Геннадия Костромского //Труды IV областного историко- археологического съезда в г. Костроме в июне 1909 года. – Кострома, 1914. – С. 18 – 42. [Раздел: недоложенные рефераты /текст подгот. М. Иов по рукописям, хранящимся в Императорской публичной библиотеке, собр. Погодина XVII века, № 708; варианты из рукописи Румянцевского музея XVII века, № 910 и Императорской Академии наук XVI века, № 21, в. 2]  

   Александр (Могилев А. Г.; род. 1957) Священномученик протоиерей Иосиф Смирнов (1864 – 1918). – Кострома, 2003. – 72 с.: ил.

        Тропарь, кондак, молитва святым новомученикам града Солигалича: протоиерею Иосифу Смирнову, иерею Владимиру Илинскому, диакону Иоанну Касторскому и мученику Иоанну Перебаскину: 3 с. обл.  

   Зонтиков Н. А. Макариево – Писемский Спасо – Преображенский монастырь: к 600 – летию основания обители. – Кострома, 2000. – 40 с.: ил.

         Молитва преподобному Макарию Писемскому, тропарь, кондак, величание: с. 36 – 37.

           Молитва преподобному Павлу Обнорскому, Тропарь, Кондак: с. 38 – 39.

   Ковалева Л. Житие преподобного Макария Унженского и Желтоводского чудотворца. [По кн.: Святые угодники Божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса] //Светоч: альманах /изд. Костромской епархии к дням славянской письменности в год 1996. - Кострома, 1996. – С. 23 – 30: ил.

     Житие дополнено «Сказанием о чудесах», имевших место в XVII веке, спустя многие годы после кончины преподобного Макария.

   Зонтиков Н. А. Костромской Богоявленско – Анастасиин женский монастырь (1476 – 2001): к 575 – летию основания и 10 – летию возрождения. – Кострома, 2001. – 64 с.: ил.

       Преподобный Никита Костромской (празднование 28 сент. по новому стилю). Тропарь и кондак: с. 6.

         Преподобный Макарий Алтайский (празднование 28 мая по новому стилю). Тропарь и кондак: с. 15.

 

   Александр (Могилев А. Г.; род. 1957) Священномученик Никодим: жизнь, отданная Богу и людям. – Кострома, 2001. – 350 с.: ил.

   Тропарь, кондак и молитва священномученику Никодиму: с. 309 – 310.

   Житие священномученика Никодима, архиепископа Костромского и Галичского //Светоч: альманах / изд. Костромской епархии к Дням славянской письменности в год 1996. – Кострома, 1996. – С. 69 – 70: ил.

   Житие преподобного отца нашего Павла Комельского, или Обнорского //Избранные жития русских святых (X – XV вв.). – М., 1992. – С. 363 – 377: ил.    

   Преподобный Пахомий Нерехтский чудотворец. (Жизнь его и чудеса) /сост. по рукописному житию и церковной летописи, хранящихся в церкви с. Сыпанова Нерехтского уезда Костромской губернии, священником Николаем Новосельским. [Ксерокопия. Вых. данные указаны оригинала]. – Кострома: Губ. тип., 1896. – 40 с.

   Житие преподобного Пахомия Нерехтского //Труды IV областного историко археологического съезда в г. Костроме в июне 1909 года. – Кострома, 1914. – С. 3 – 17. [Раздел: Недоложенные рефераты /текст подгот. А. Громов по рукописям, хранящимся в Императорской Академии наук и в Московской Синодальной библиотеке].

   Александр (Могилев А. Г.; род. 1957) Преподобный Тимон, старец Надеевский. – Кострома, 2004. – 120 с.: ил.

     Книга носит агиографический характер. Тропарь, кондак и молитва преподобному Тимону, старцу Надеевскому: с. 90 – 91.

   К 400 – летию преставления преподобного Ферапонта Монзенского. - Кострома, 1997. – 36 с.: ил.

   Житие преподобного Ферапонта Монзенского: с. 11 – 25.

   Тропарь, кондак, величание преподобному Ферапонту Монзенскому: с. 32.

     Молитва преподобному Ферапонту Монзенскому: с. 33.

          

 

                       Н. Ф. Басова, зав. сектором краеведческой литературы КОУНБ

 

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святитель Иустин (Полянский) епископ Уфимский (+1903)

Память 26 сентября, в Соборе Воронежских святых – 4 сентября и в Соборе Крымских святых – 15 декабря.

Родился приблизительно в 1832 году в Воронежской губернии. При крещении был назван Михаилом. Сын диакона с. Богатырева. Михаил Евграфович ПолянскийВ 1853 году окончил Воронежскую духовную семинарию. В этом же году по благословению архиепископа Воронежского женился на сироте, дочери священника. 25 сентября 1854 года рукоположен в сан диакона, а 26 сентября - в сан иерея. В 1864 году овдовел и 1 июня архиепископом Иосифом был пострижен в монашество с именем Иустина, а не с именем Митрофана, в честь свят. Митрофана Воронежского, как ему хотелось. Архиепископ Иосиф, будучи прозорливым, знал, что Иустина ожидает не монастырская жизнь, а предлежит ученая дорога по стопам свят. Иустина философа. Назначил новопостриженника народным духовником и проповедником в монастыре и одновременно утвердил педагогом в Воронежское духовное училище.

Подробнее...

Статьи

Воцарение Дома Романовых. Подвиг Ивана Сусанина

К 400-ЛЕТИЮ ДОМА РОМАНОВЫХ
ПРЕКРАЩЕНИЮ СМУТЫ
И ВОССТАНОВЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

2013 год – юбилейный год для Костромы, которая, в связи с событиями 400-летней давности, прошедшими в Костромском Ипатьевском монастыре традиционно именуется «колыбелью дома Романовых». Название обращает наше внимание прежде всего на 14 марта (по старому стилю) 1613 года, когда в стенах Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря юный Михаил Феодорович Романов принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского. Эта знаменательная веха отечественной истории, событие, восстановившее российскую государственность, нарушенную событиями Смуты и приведших к воцарению самозванца на престоле государей российских, предварялась рядом промыслительных действий, приведших в конечном итоге к избранию на царство юного боярина Михаила Феодоровича, родоначальника царствующего Дома Романовых.

Подробнее...