Воскресный день 17 марта в церковном календаре называется Прощеным воскресеньем

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Прощеным воскресенье называется по чину прощения, который совершается в это день перед началом Великого поста. Тематической канвой прощеного воскресенья, его нравственным смыслом служит воспоминание изгнания праотца Адама из рая... Прощеное воскресенье называют еще «Воспоминанием Адамова изгнания».

После грехопадения Адама Господь призывает его к покаянию, но вместо покаяния Адама и Ева оправдываются, не желая каяться в содеянном грехе. Поэтому Бог изгоняет их из рая. После грехопадения первых людей, грех - причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти всех людей. Поэтому борьба с грехом — это главный подвиг на пути к Богу…

Воскресный день «Сыропустным» потому, что в этот день последний раз вкушается молочная пища, то есть не только сыр, но также молоко, творог, другие скоромные продукты. Кроме того, в это воскресенье еще можно яйца и рыбу. А вот мясо Устав запретил еще неделю назад – и в течение всей Масленицы христиане его не едят. 

Главным оружием борьбы против греха является смирение и покаяние.

image002Готовясь вступить в поприще поста и покаяния, мы должны разорвать узел вражды и недружелюбия к ближним. Необходимость прощения обид происходит от осознания, что все мы грешны, и сами нуждаемся в прощении своих грехов: и от Бога и от людей. Без прощения обид не будет полезен даже самый строгий пост (Ис. 58:6).

Чин прощения накануне Великого поста совершается по древней традиции египетских подвижников, которые собирались в последний день Сырной недели для общей молитвы, просили друг у друга прощение, а затем расходились по пустыне для уединенных подвигов в продолжение Великой Четыредесятницы (Великого поста).

image003В Прощеное воскресенье, после вечернего богослужения в храмах (в некоторых храмах после Литургии, утреннего богослужения), совершается особый чин прощения. На середину храма выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя  и Божией Матери. Настоятель прихода (либо архиерей в соборном храме) обращается к присутствующим  с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у собравшихся в храм людей. Затем, все присутствующие подходят к нему, целуют иконы на аналоях и крест в его руке, просят прощения у него как у своего духовного отца. Затем прощение просят друг у друга.

image004В российской традиции, в воскресенье, накануне начала Великого поста прощения друг у друга просили родители и дети, муж и жена, близкие и дальние родственники, соседи, дети становились перед отцом и матерью на колени и говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват перед тобою» - «Бог, простит, прости и меня», - отвечали те. Прощение заканчивалось низким поклоном и поцелуем. Суть обычая просить прощение в конце Масленицы – духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений.

Вкушение пищи в Великий пост строго ограничено.

В понедельник, среду и пятницу в период поста верующие должны придерживаться сухоядения. То есть, кушать только растительную пищу, не подвергшуюся какой-либо термической обработке. В эти дни желательно кушать только один раз в день,  и то, в вечернее время.

По вторникам и четвергам в период Великого поста можно кушать варению пищу, но при ее приготовлении нельзя использовать даже растительное масло. В субботу и воскресенье допускается горячая пища, приготовления с добавлением растительного масла.

  Великий Пост 2024 года начинается 18 марта и заканчивается 4 мая.

Он состоит из 40 дней поста – Четыредесятницы – и Страстной седмицы (начинается с 26 апреля и заканчивается 1 мая), установленной в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его страданиях. Общее продолжение Великого поста 2021 года, как и всегда, вместе со Страстной седмицей – 48 дней.

Если говорить о еде во время Великого поста, то многие православные питаются по монастырскому уставу – это довольно жёсткое меню со строгими ограничениями. По таким правилам принято исключать все продукты животного происхождения:

  • image005любое натуральное мясо, включая птицы, колбасы и мясные полуфабрикаты
  • рыбу,
  • молоко и кисломолочные продукты,
  • сыр и яйца,
  • сливочное масло и продукты, где оно содержится, в том числе сливочные соусы, сдобу.

Кроме того есть запрет на алкоголь.

При этом, есть дни, когда допускаются некоторые послабления в питании.

27 марта Церковь чтит Феодоровскую икону Богородицы. Этот день установлен в честь призвания на царство первого царя из рода Романовых – Михаила Феодоровича. Известно, что при избрании на царство Михаила, его мать, инокиня Марфа, благословила сына этим старинным образом Пресвятой Богородицы.

С тех пор икона стала покровительницей царственного дома Романовых.

image006Ее роль в истории такова. В 1613 году состоялся Земский собор, на котором было принято решение воздвигнуть на престол Михаила Романова. Но он сам и его мать, инокиня Марфа, наотрез отказывались принять на себя такое тяжкое бремя. Ведь Михаилу на тот момент было всего 15 лет. Его мать, памятуя о недавних страшных событиях Смутного времени, хотела оградить и сына от подобных бед. И лишь пламенное слово архиепископа Феодорита смогло переубедить Романовых.

Инокиня Марфа обращается к Феодоровской иконе Богородицы со словами «Да будет воля твоя, Владычице!» и  преподносит сыну своё благословение. Так началась история царственного дома Романовых.

Чудесная помощь иконы

Неоднократно Небесная Заступница Богородица являла свою чудесную помощь на костромской земле. Так во время пожаров в Феодоровском соборе Костромы икона оставалась невредимой, а в 1260 году икона спасла город от татарского разорения. Благодаря молитвам костромчан перед святой иконой, произошло чудо. Во время битвы на Святом озере, где находилась в тот момент икона, образ Богородицы засиял словно солнце. Ослепленные этими яркими лучами враги бежали прочь от этого места. В ознаменование этого чудесного события, жители на том месте установили памятный деревянный крест, где в последствии воздвигли часовню уже из камня.

Церковь дважды отмечает празднование этой чудесной иконы 29 августа в память о ее чудесном явлении и 27 марта – в день избрания Михаила Федоровича на царство.

На Руси издревле люди молятся перед Федоровской  иконой Богородицы, прося Ее заступничества  в семейных нуждах, спорах, неурядицах, а так же о благополучном вступлении в брак, о даровании детей и легких родах.

Интересные факты о Феодоровской иконе Богородицы

image007С именем Феодоровской иконы Богородицы связано не только имя родоначальника династии Романовых, Михаила Феодоровича, не только святое имя великомученика Феодора Стратилата, но и множество храмов, престолов и монастырей нашей необъятной Родины.

  1. В 1911-14 годах в память о трехсотлетней годовщине царствования Романовых в Санкт-Петербурге был построен собор в честь Феодоровской иконы Богородицы.
  2. Вскоре после чудесного обретения чудотворного образа Богоматери Феодоровская в городе Городец был основан Богородице-Феодоровский монастырь (в настоящее время восстановлен только Феодоровский собор монастыря)
  3. Приходским храмом царственных особ Романовых считается так же Феодоровский Государев собор Царского Села, который был основан 1909г.
  4. В 1680х годах в городе Ярославль также была основана церковь в честь Феодоровской иконы Богородицы.
  5. На Святой Земле существует часовня, посвященная этому чудесному образу Богородицы. Основана в 2008 году Императорским Православным Палестинским Обществом.
  6. Отец первого царя рода Романовых носил имя Феодор и впоследствии стал патриархом Филаретом.
  7. Первой женщиной царственного дома, получившей отчество «Феодоровна» была супруга Петра I, Евдокия Лопухина.

 На Великий пост приходится праздник Благовещение, выпадающий на 7 апреля.

image008Название праздника, одного из 12 главных христианских праздников, появилось только в VII века. До этого он назывался как «День приветствия», «Возвещение», «Приветствие Марии», «Начало искупления». 

В этот день, согласно христианским канонам, архангел Гавриил явился Деве Марии и возвестил: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между жёнами». Он сообщил, что Мария будет Материю Сына Божия. В христианской традиции считается, что это известие стало первой благой вестью, которую человечество получило со времен грехопадения Адама и Евы.

На Благовещение было принято печь дома просфоры – пресные маленькие хлеба – и освещать их в храме во время литургии. Просфоры делали для каждого члена семьи, и съесть их нужно было натощак. 

В Благовещение разрешается есть рыбу.

За неделю до Пасхи (в этом году она отмечается 5 мая) православные верующие отмечают Лазареву субботу. В 2021 году этот день Великого поста наступит 24 апреля. Этот праздник ещё называют Воскрешение праведного Лазаря или даже «Малая Пасха».

image009На Лазареву субботу собирают вербу, чтобы на следующий день, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), встретить Христа входящего в Иерусалим. Во время богослужения веточки вербы, как это случается уже не одну сотню лет, освещают святой водой. Есть даже такая поговорка: «На канун Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил». Считалось, если в Лазареву субботу на деревьях появилось много почек («серёжек» вербы), год будет урожайным и богатым на радости.

В Лазареву субботу на стол ставится рыбная икра.

 Вербное воскресенье.

В 2024 году Вербное воскресенье отмечается 28 апреля. Этот день установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим.

Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди встречали его с пальмовыми ветвями. Не случайно слово «паломник», «пальмовник», означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь – символ чистоты и знак праведного путешествия.

Главный символ праздника в России – веточки вербы. Поскольку у нас нет пальм, Иисуса принято «встречать» самым первым символом наступающей весны. Раньше, прежде чем принести вербу в церковь (их можно свещать и в Вербное воскресенье), её веточки украшали цветными нитками, пёрышками, цветами из бумаги или ткани. Освященную вербу ставили рядом с иконами и хранили до следующего года.

В Вербное воскресенье разрешается рыба.

У поста духовная цель. Не так важно, что мы едим, и чего мы не едим. Важно – злимся ли мы? Огорчаемся ли? Огорчаем? Обуздываем ли свой осуждающий язык? Вторая стихира на вечерне понедельника 1-й седмицы Великого поста говорит нам о духовной цели поста: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления».

Это важно! Не стоит фанатично придерживаться всех правил питания во время поста. Необходимо следить за состоянием своего здоровья и не доводить себя до полного истощения. Церковь допускается также послабления для беременных и кормящих женщин, людей, чья работа связна с тяжелым физическим трудом, а также больных. Ограничения в еде во время поста не должны быть причиной того, что человеку не хватает сил на выполнение своих ежедневных обязанностей. Не можешь строго поститься – постись не строго, но строго следи за состоянием своей души. Главное – удержи язык свой от зла, удали пустые, нечистые, постыдные мысли из своей головы. 

Перед началом Великого поста необходимо спросить у духовника благословения и начать поститься либо по уставу, или с послаблением — как он скажет.

Пост – время милосердия – посещение больных, страждущих, прощение обид. Запрещаются развлечения, зрелища. «Пост ведет нас на брань с врагами нашими (страстями), избавляет от рабства (греха), возвращает нам свободу».

Известен пример в житии святителя Спиридона Тримифунтского, который Великим постом ничего не вкушал, но на Великий Четверг на Страстной Седмице к нему пришел голодный путник, а у него не было запасов пищи, не считая скоромной, приготовленной к Пасхе. Тогда святитель Спиридон велел дочери взять пищу и подать, а, чтобы путник не смущался, и сам стал вкушать скоромную пищу.

Напоминаем, что «Проводы Масленицы», которые будут совершаться в Сырное воскресенье, 17 марта,  сжигание идола - языческая развлекательная традиция, ничего общего с христианством не имеющая.

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Сызранский Фостирий (Максимовский, 1864-1938).

Преосвященный Фостирий (в миру Павел Ксенофонтович Максимовский) родился 21 октября 1864 года в с.Болотово Юрьевецкого уезда, Костромской губернии. В 1888 году окончил Костромскую духовную семинарию. 10 сентября 1895 года был рукоположен в иерейский сан священника. Служил в г. Ветлуга Нижегородской области в Воскресенском соборе[1].

Подробнее...

Статьи

Вклад Святителя Игнатия (Брянчанинова) в русское доматическое богословие

Среди плеяды иерархов составивших цвет русского богословия есть имя святителя Игнатия, чьи богословские труды постоянно изучаются, всегда востребованы, всегда современны. Она написаны ясным и понятным для каждого верующего человека языком, языком любви к Богу и человеку. Главной особенностью богословских истин изъясняемых им является то, что роднит их с богословием святых отцов – их молитвенная основа, опыт аскетики, что придает им вневременный характер. Его заслуга не в том, что он открыл нам нечто, что не знал мир до него, но он открыл нам Бога не через научные изыскания или чужой опыт, он открыл Бога через свой опыт, и этот опыт стал близким для русского человека.

О свойствах Божиих святитель Игнатий говорит в своих трудах: «Аскетические опыты» и «Слово о смерти». Утверждая святоотеческое учение о том, что Бог есть всесовершеннейший Дух, трансцендентный тварному миру, святитель пишет: «Но в собственном, точном смысле один Бог — Дух. Он, как Существо всесовершенное, вполне отличается естеством Своим от естества тварей, как бы они ни были, сравнительно с другими тварями, тонки и совершенны. Нет существа одноестественного Богу! И потому, кроме Бога, нет другого духовного существа по естеству».1

 

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: