25 января 2020. Память святой мученицы Татьяны

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00325 января Церковь празднует память святой мученицы Татьяны. Воспитанная в христианстве, будучи диакониссой (служение женщин в церкви) римской церкви, она ходила за больными, посещала темницы, помогала неимущим, находилась в постоянной молитве к Богу.

За исповедание Христа Богом, она вместе с отцом, была усечена мечем. Решение назвать храм в честь мученицы Татьяны  в Московском Императорском Университете было принято в связи с тем, что именно в день памяти этой святой мученицы, 25 января по новому стилю, императрица Елизавета II подписала указ об основании Московского университета в 1755 году. Храм святой мученицы Татьяны при Московском Императорском Университете впервые был освящен московским митрополитом Филаретом Дроздовым в 1837 году.  Летом 1919 года университетская церковь была закрыта. Позже в помещении храма находился театр МГУ.

25 января 1995 года храм был возвращен Церкви. В нем было совершено так называемое малое освящение, после чего были возобновлены богослужение. 28.03.2004 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил в субботу домовую церковь Московского университета – храма Святой мученицы Татьяны. На чине освящения присутствовал ректор МГУ. Виктор Садовничий, профессора, преподаватели и студенты. Многие из них являются прихожанами университетского храма. Всего на торжественную службу собрались около 600 верующих.

image001Татианинские храмы более позднего периода существуют в Москве при МГУ (построен в 1833-1836 гг.), во Владивостоке при при ДВГТУ (построен в 2000 г.), в Туринской слободе Свердловской области (построен в 2003 г.), в с. Бобрава Белгородской области (построен в 2004 г.), в Луганске (построен в 2007-2010 гг.), в Одессе (построен в 2006 г.) и в Варшаве при мужской гимназии (построен между 1820 и 1823 гг.).

В Костромской Государственной Сельскохозяйственной Академии с 1994 г. действует храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. С 1995 г. совершаются богослужения и в храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Военной Академии войск радиационной, химической и бактериологической защиты им. маршала Тимошенко.

image002В здании Костромского Государственного университета, где с 1866 по 1918 гг. находилась Костромская Духовная Семинария, находился с 1878-1918гг. Сретенский храм (1878 г. постройки, адрес: г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 16) Престольный праздник 15 февраля. Семинария была одним из центров епархиальной жизни того времени: в ее актовом зале проходили епархиальные съезды духовенства, проводились собрания Костромского церковно-исторического общества, Костромского отделения Императорсокго Православного Палестинского Общества, вечера и концерты, посвященные тем, или иным знаменательным событиям и персоналиям.

Храм в честь Сретения Господа нашего Иисуса Христа при Костромской духовной семинарии был устроен в 1878 году по благословению епископа Костромского и Галичского Игнатия на средства духовно-учебного капитала в верхнем этаже общежительного семинарского корпуса. В настоящее время в помещении Сретенской церкви размещается концертный зал музыкально-педагогического факультета Костромского государственного университета, занимающего исторические здания Костромской духовной семинарии. В 2010 году архиепископ Костромской и Галичский Алексий освятил новый храм в трапезном корпусе Богоявленско-Анастасиина женского монастыря города Костромы (Здание духовной семинарии). 24 ноября 2013 года состоялась первая Божественная литургия.

На рубеже XIX-XX вв. ректором Семинарии был выдающийся церковный историк и краевед протоиерей И. Сырцов.

image004 Протоиерей Иоа́нн Я́ковлевич Сырцо́в (1837 — не ранее 1919) —магистр богословия, церковный историк и писатель, статский советник со старшинством 1890 г., 29 сентября. С 30 января 1897 по 16 августа 1902 года — ректор Костромской духовной семинарии. С 5 марта 1897 по 15 декабря 1902 года Сырцов — редактор «Костромских епархиальных ведомостей». Сырцов — почётный член Костромской губернской ученой архивной комиссии с 26 августа 1897 года, Костромского Александровского православного братства с 1898 года, Общества вспомоществования недостаточным ученикам Костромской духовной семинарии с 1899 года. С 18 февраля 1903 года Сырцов — член Костромской духовной консистории. С 20 апреля 1897 года — член, с 21 февраля 1908 по 16 февраля 1909 года — председатель совета Костромского Федоровско-Сергиевского братства. Сырцов с 16 августа 1902 по 21 января 1909 года — протоиерей Костромского Успенского кафедрального собора. Сырцов был корреспондентом «Воскресного досуга», «Духовной беседы», «Морского сборника», «Православного собеседника», «Русского обозрения», «Русского чтения», «Странника», «Церковных ведомостей» и провинциальных периодических изданий. После отъезда из Костромы жил в городе Вятке. Скончался не ранее 1919 года. Основные сочинения Сырцова посвящены истории старообрядчества, в частности истории Белокриницкой иерархии, самозажигания, Соловецкого восстания; а также истории Соловецкого монастыря.

Среди выпускников Костромской духовной семинарии: А. Д. Домнинский – краевед, первым в XIXв. Указавший место захоронения И. Сусанина, епископ Порфирий (Успенский) – первый глава Русской православной миссии с Иерусалиме,  востоковед и путешественник, Н. В. Покровский, профессор родоначальник русской археологической школы, А. П. Голубцов – историк, профессор Московской духовной академии, Е. Е. Голубинский крупнейший церковный историк, А. В. Годнев – математик, священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский, М. Василевский – маршал Советского Союза, А.В. Горский – ректор Московской Духовной академии, протоиерей М.Я.Диев – крупнейший костромской церковный историк, протоиерей Ф.А.Голубинский – религиозный философ, профессор Московской Духовной академии; академик Е.Е.Голубинский – крупнейший церковный историк, академик Ф.И.Успенский – директор Русского археологического института в Константинополе, К.И.Арсеньев – географ и статистик, и многие другие. С начала 80-х годов XIX столетия и до закрытия семинарии в 1918 году из ее стен вышло еще немало выдающихся людей, в числе которых – и будущий святитель Никодим, новомученик и исповедник веры Христовой.и мн. др., выдающиеся ученые, педагоги, врачи, писатели, представители культуры, государственные и общественные деятели.

Многие выпускники Костромской семинарии по призыву Родины пошли на фронта Первой мировой и Отечественной войн: Н. Соловьев, М. Барков, П. Ильинский, Б. Васильев и др.

Многие в лихолетье гонений на Церковь отдали свою жизнь в концлагерях и тюрьмах: священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский, Василий (Преображенский), еп. Кинешемский, А. Д. Альбов, Н. Я. Вигилянский, В.А. Орлеанский и др.

 В этот день праздник во всех университетах страны, день студента, потому что МГУ считается родоначальником всех университетов России.

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Протоиерей Голоушин Николай Петрович (1883-1964)

Родился Николай Голоушин в семье Чухломского купца Петра Васильевича Голоушина в 1883 году. После окончания в 1906 году Петербургской духовной семинарии, он три года служил в Петербурге учителем Закона Божия в школе для взрослых при Иоанно-Предтеченской церкви.

Подробнее...

Статьи

Церковная история в трактовке Е.Е. Голубинского

К 180-летию великого русского церковного историка-костромича

Аннотация. Рассматривая «Историю Русской Церкви» Е. Е. Голубинского, в своей методологии и трактовках принципиально отличающуюся от трудов по истории Церкви других авторов, можно сделать вывод, что несмотря на отличия, в трудах ученого были сделаны многие открытия, которые послужили дополнением к уже существующим трудам церковной науки.

Ключевые слова: история, Русская Церковь, критический анализ, методология, источники.

Archpriest Dmitry Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate of the Church postgraduate school of saints Cyril and Methodius.

Annotation. Considering the «History of the Russian Church» E. E. Голубинского, in its methodology and interpretations fundamentally different from the works on the history of the Church of other authors, we can conclude that despite the differences, in works of the scientist had made many discoveries, which served as a complement to the existing works of the Church science.

Keywords: history, the Russian Church, critical analysis, methodology, sources.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: