| | vivaspb.com | finntalk.com

27 сентября. Воздвижение Креста

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00327 сентября, в воспоминание об обретении в 326 г. царицей Еленой в Иерусалиме Креста, на котором был распят Господь,

Церковью установлен один из двенадцати великих праздников. Благодаря настойчивости и упорству царицы, после долгих поисков и раскопок, была обнаружена пещера гроба Господня, а неподалеку от нее три креста, на одном из которых была прибита дощечка с надписью Пилата и 4 гвоздя, пронзившие Тело Спасителя. Чтобы узнать, какой из трех крестов являлся тем, на котором был распят Христос, патриарх Макарий предложил поочередно возложить все три креста на покойника, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда Крест Господень был возложен на мертвеца, он ожил. Таким образом, убедились, что Крест найден. Из-за невозможности, по случаю большого стечения народа, image001приложиться к Кресту, многие просили поднять (воздвигнуть) Крест над толпой, чтобы  хотя бы издали видеть и  поклониться Ему. Тогда патриарх и другие духовные лица, встав на возвышенное место, стали высоко поднимать Святой Крест, а все люди при этом, в трепетном восторге  произносили слова молитвы: «Господи помилуй» и с благоговением  поклонялись святыне. В 614 г. Святой Крест был отнесен при захвате Иерусалима царем Хазроем в Персию и 27 сентября был возвращен  в 628 г. в храм Воскресения. Таким образом, в празднике этого дня соединяются два воспоминания – обретение и воздвижение Животворящего Креста и возвращение Его из персидского плена. В церковных песнопениях  Крест воспевается как «ангелов слава», «крепость праведных», «хранитель всей вселенной», «оружие непобедимое», «бесов сопротивоборец». Он украшается венком из цветов в знак того, что через страдания и смерть на нем Спасителя, дарована нам вечная жизнь. Накануне праздника, в конце вечернего богослужения Крест, при пении песнопения «Святый Боже», выносится священником (в кафедральном соборе архиереем), держащим его над головой, из алтаря, на середину храма, где и полагается на аналое(специальный стол для положения икон и книг). В кафедральном соборе Костромы (и во всех кафедральных соборах РПЦ.), происходит чин Воздвижения Креста. Склоняясь перед Крестом Христовым, мы покланяемся подвигу любви и надежде воскресения. Когда осеняем себя крестным знамением, то берем на себя Крест Христов и решаемся следовать за Спасителем, перенося жизненные невзгоды в надежде воскресения. В это день установлен Церковью строгий пост.image002

В костромском Богоявленском кафедральном соборе, в левой стороне местного ряда иконостаса с 1991 года находится крест-мощевик из Богородицко-Игрицкого Песошенского монастыря с частичками 278 мощей святых, среди которых в центре нижней перекладины, под иконой Воскресения Христова вложена частичка Животворящего Креста Господня. По преданию, святые частицы были собраны местночтимым подвижником: схимонахом Саввой, изготовленный в 1744 году благодаря стараниям игумена Игрицкого Песошинского монастыря Досифея (впоследствии определенному в игумены Соловецкого монастыря).

image004В этот день престольный праздник в Кресто-Воздвиженском храме г. Нерехты. Крестовоздвиженский каменный храм был построен в 1788 году усердием горожан при городском кладбище. Престолов в храме два:  в честь Животворящего Креста Господня;  во имя великомученика Димитрия Солунского. После закрытия храма в советский период, он был общине верующих в 1993 году.

С сожалением вспоминаем об утраченной Крестовоздвиженской церкви с. Малыново, Костромского р-на, одноименной церкви г. Кинешмы, с. Красинского, Нерехтского р-на, с. Воздвиженсокго, Буйского р-на, с. Исаково Макарьевского р-на,  г. Солигалич, Крестовоздвиженских церквей с. Воли и с. Высокова, Юрьевецкого р-на, единоверческой церкви с. Ковернина, Макарьевского р-на.

Справка: Крестовоздвиженский монастырь в Костроме (XVв.) находился в восточной части Костромского кремля (сейчас Центральный парк культуры и отдыха Костромы). Когда и кем он был основан, неизвестно, воз можно, что уже в XV веке вскоре после постройки здесь кремля. Впервые монастырь упоминается в 1580 году. В 80-е гг. 16 века в нем принял монашество и более 13 лет прожил костромской святой преподобный Ферапонт Монзенский умерший в 1597 году.

В эпоху Смутного времени Крестовоздвиженский монастырь в Костроме был разорен — ворвавшиеся в Кострому поляки 3 марта 1609 г. убили архимандрита Геннадия и 10 иноков. На 1628 г, в монастыре находились деревянные шатровый Крестовоздвиженский храм и клетская церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм.

Указом патриарха Иоакима в 1681 году Костромской монастырь, бывший до того мужским, обращен в женский. На 1772 г. здесь находились две каменные костромские церкви, возможно, построенные в конце 17 века, — Крестовоздвиженская с приделом Алексия человека Божия и Введенская, а также ка­менная шатровая колокольня.

В 1773 году монастырь полностью сгорел и был упразднен, а монахинь перевели в Анастасиин монастырь. На пепелище монастыря в 80-90-е гг. 16 века были построены Богоявленский собор (с 1835 года кафедральный), соборная колокольня и два соборных дома (ул. Чайковского, 6 и 8).

 

image005Крестовоздвиженская церковь в Костроме. Находилась на месте современного трехэтажного жилого дома по улице Коммунаров 10. По преданию, деревянный храм на окраине города вблизи реки Запрудни был построен в 1654 году во время эпидемии моровой язвы на месте, где хоронили умерших костромичей. Позднее (примерно в конце XVIII века) здесь выстроили каменную церковь — одноглавую, бесстолпную, с двухъярусной колокольней (1836 года постройки), с двумя приделами — в честь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в честь положения вериг святого апостола Петра. Крестовоздвиженское кладбище было упразднено в 1881 году, после чего — в 1893 году — храм стал приходским. В начале XX века причт состоял из священника и псаломщика. Церковь закрыта в октябре 1929 года (здание передано фабрике «Искра Октября») и вскоре разрушена; тогда же было уничтожено и находившееся при ней кладбище.

image006Крестовоздвиженская церковь в Солигаличе.

Справка: Кирпичная церковь, построенная на городской торговой площади в 1809-1816 после пожара, бывшего в Солигаличе в 1808. Пятиглавый четверик с боковыми приделами и трапезной, декорированный в стиле классицизма. Отдельно стоявшая столпообразная шатровая колокольня была сооружена на рубеже XVII-XVIII вв. Престолов пять: главный в холодной части Воздвижения Креста Господня, правый Георгия Победоносца, левый Бориса и Глеба. В тёплой части правый Фёдоровской Богоматери и левый Трёх Святителей Великих. В советское время церковь закрыта, колокольня и завершения сломаны. Здание перестроено под кинотеатр.

В  праздник Воздвижения Креста Господня мы вспоминаем  уроженца с. Карабаново, Костромского р-на, протодиакона Ветлужского собора с 1932 по 1937 гг. И. Н. Воздвиженского, обвиненного в контрреволюционной деятельности и расстрелянного 28.11.1937 года.

Храмы и монастыри

Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке

КАК ЭТО БЫЛО...

Начало XX лека подавало самые радужные перспективы в развитии Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в   истории государства и монархии. В нём проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, которые собирались для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912г. в Костроме Церковно-Исторического Общества, было положено основание церковно-исторического музея в стенах Ипатьевского монастыря, в палатах бояр Романовых. Многие из священных предметов находившихся в ризнице монастыря: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представляли, безусловно, историческую, и культурную редкость, являлись раритетами, относящимися к ХIV-ХVIвв.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Заварин Николай Константинович (1895-1937)

Родился в 1895 году в с. Вознесенское, Пречистенского р-на, Ярославской губернии (По другим сведениям в с. Возенсенье Ярославской губернии). По окончании Семинарии в 1921 году рукоположен во священника к церкви с. Вознесенское Ярославской губернии. Служил до конца 1920-х годов, потом о.Николай вместе с семьей переехал в г.Нерехту, где служил в Казанском соборе до 29 марта 1929 года. Люди потянулись к батюшке, стали активнее посещать храм. Это сразу обеспокоило местные власти.

Подробнее...

Статьи

Образ последнего Российского императора в автобиографическом наследии Отца Сергия Булгакова

Известный текст С. Н. Булгакова имеет название – «Агония». Он был включён в цикл «Пять лет (1917 – 1922)», представляющий собою рукопись с пометой «Царьград. 17/30. III. 1923г.», найденную в бумагах о. Сергия после его смерти. Цикл начинается замечательной мыслью, в чём-то близкой первой фразе бунинского рассказа «Сны Чанга»: «Жизнь даётся один раз человеку, и в этом смысле дорога и интересна всякая жизнь. Индивидуальность есть как бы окно, чрез которое зрится поток жизни, и личная судьба есть рамка, в которой она оформляется, дробится, конкретизируется…» 1.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: