27 сентября. Воздвижение Креста

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00327 сентября, в воспоминание об обретении в 326 г. царицей Еленой в Иерусалиме Креста, на котором был распят Господь,

Церковью установлен один из двенадцати великих праздников. Благодаря настойчивости и упорству царицы, после долгих поисков и раскопок, была обнаружена пещера гроба Господня, а неподалеку от нее три креста, на одном из которых была прибита дощечка с надписью Пилата и 4 гвоздя, пронзившие Тело Спасителя. Чтобы узнать, какой из трех крестов являлся тем, на котором был распят Христос, патриарх Макарий предложил поочередно возложить все три креста на покойника, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда Крест Господень был возложен на мертвеца, он ожил. Таким образом, убедились, что Крест найден. Из-за невозможности, по случаю большого стечения народа, image001приложиться к Кресту, многие просили поднять (воздвигнуть) Крест над толпой, чтобы  хотя бы издали видеть и  поклониться Ему. Тогда патриарх и другие духовные лица, встав на возвышенное место, стали высоко поднимать Святой Крест, а все люди при этом, в трепетном восторге  произносили слова молитвы: «Господи помилуй» и с благоговением  поклонялись святыне. В 614 г. Святой Крест был отнесен при захвате Иерусалима царем Хазроем в Персию и 27 сентября был возвращен  в 628 г. в храм Воскресения. Таким образом, в празднике этого дня соединяются два воспоминания – обретение и воздвижение Животворящего Креста и возвращение Его из персидского плена. В церковных песнопениях  Крест воспевается как «ангелов слава», «крепость праведных», «хранитель всей вселенной», «оружие непобедимое», «бесов сопротивоборец». Он украшается венком из цветов в знак того, что через страдания и смерть на нем Спасителя, дарована нам вечная жизнь. Накануне праздника, в конце вечернего богослужения Крест, при пении песнопения «Святый Боже», выносится священником (в кафедральном соборе архиереем), держащим его над головой, из алтаря, на середину храма, где и полагается на аналое(специальный стол для положения икон и книг). В кафедральном соборе Костромы (и во всех кафедральных соборах РПЦ.), происходит чин Воздвижения Креста. Склоняясь перед Крестом Христовым, мы покланяемся подвигу любви и надежде воскресения. Когда осеняем себя крестным знамением, то берем на себя Крест Христов и решаемся следовать за Спасителем, перенося жизненные невзгоды в надежде воскресения. В это день установлен Церковью строгий пост.image002

В костромском Богоявленском кафедральном соборе, в левой стороне местного ряда иконостаса с 1991 года находится крест-мощевик из Богородицко-Игрицкого Песошенского монастыря с частичками 278 мощей святых, среди которых в центре нижней перекладины, под иконой Воскресения Христова вложена частичка Животворящего Креста Господня. По преданию, святые частицы были собраны местночтимым подвижником: схимонахом Саввой, изготовленный в 1744 году благодаря стараниям игумена Игрицкого Песошинского монастыря Досифея (впоследствии определенному в игумены Соловецкого монастыря).

image004В этот день престольный праздник в Кресто-Воздвиженском храме г. Нерехты. Крестовоздвиженский каменный храм был построен в 1788 году усердием горожан при городском кладбище. Престолов в храме два:  в честь Животворящего Креста Господня;  во имя великомученика Димитрия Солунского. После закрытия храма в советский период, он был общине верующих в 1993 году.

С сожалением вспоминаем об утраченной Крестовоздвиженской церкви с. Малыново, Костромского р-на, одноименной церкви г. Кинешмы, с. Красинского, Нерехтского р-на, с. Воздвиженсокго, Буйского р-на, с. Исаково Макарьевского р-на,  г. Солигалич, Крестовоздвиженских церквей с. Воли и с. Высокова, Юрьевецкого р-на, единоверческой церкви с. Ковернина, Макарьевского р-на.

Справка: Крестовоздвиженский монастырь в Костроме (XVв.) находился в восточной части Костромского кремля (сейчас Центральный парк культуры и отдыха Костромы). Когда и кем он был основан, неизвестно, воз можно, что уже в XV веке вскоре после постройки здесь кремля. Впервые монастырь упоминается в 1580 году. В 80-е гг. 16 века в нем принял монашество и более 13 лет прожил костромской святой преподобный Ферапонт Монзенский умерший в 1597 году.

В эпоху Смутного времени Крестовоздвиженский монастырь в Костроме был разорен — ворвавшиеся в Кострому поляки 3 марта 1609 г. убили архимандрита Геннадия и 10 иноков. На 1628 г, в монастыре находились деревянные шатровый Крестовоздвиженский храм и клетская церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм.

Указом патриарха Иоакима в 1681 году Костромской монастырь, бывший до того мужским, обращен в женский. На 1772 г. здесь находились две каменные костромские церкви, возможно, построенные в конце 17 века, — Крестовоздвиженская с приделом Алексия человека Божия и Введенская, а также ка­менная шатровая колокольня.

В 1773 году монастырь полностью сгорел и был упразднен, а монахинь перевели в Анастасиин монастырь. На пепелище монастыря в 80-90-е гг. 16 века были построены Богоявленский собор (с 1835 года кафедральный), соборная колокольня и два соборных дома (ул. Чайковского, 6 и 8).

 

image005Крестовоздвиженская церковь в Костроме. Находилась на месте современного трехэтажного жилого дома по улице Коммунаров 10. По преданию, деревянный храм на окраине города вблизи реки Запрудни был построен в 1654 году во время эпидемии моровой язвы на месте, где хоронили умерших костромичей. Позднее (примерно в конце XVIII века) здесь выстроили каменную церковь — одноглавую, бесстолпную, с двухъярусной колокольней (1836 года постройки), с двумя приделами — в честь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в честь положения вериг святого апостола Петра. Крестовоздвиженское кладбище было упразднено в 1881 году, после чего — в 1893 году — храм стал приходским. В начале XX века причт состоял из священника и псаломщика. Церковь закрыта в октябре 1929 года (здание передано фабрике «Искра Октября») и вскоре разрушена; тогда же было уничтожено и находившееся при ней кладбище.

image006Крестовоздвиженская церковь в Солигаличе.

Справка: Кирпичная церковь, построенная на городской торговой площади в 1809-1816 после пожара, бывшего в Солигаличе в 1808. Пятиглавый четверик с боковыми приделами и трапезной, декорированный в стиле классицизма. Отдельно стоявшая столпообразная шатровая колокольня была сооружена на рубеже XVII-XVIII вв. Престолов пять: главный в холодной части Воздвижения Креста Господня, правый Георгия Победоносца, левый Бориса и Глеба. В тёплой части правый Фёдоровской Богоматери и левый Трёх Святителей Великих. В советское время церковь закрыта, колокольня и завершения сломаны. Здание перестроено под кинотеатр.

В  праздник Воздвижения Креста Господня мы вспоминаем  уроженца с. Карабаново, Костромского р-на, протодиакона Ветлужского собора с 1932 по 1937 гг. И. Н. Воздвиженского, обвиненного в контрреволюционной деятельности и расстрелянного 28.11.1937 года.

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Александр Венедиктович Богословский (1885 – 1942)

Богословский Александр Венедиктович родился в 1885 году в селе Ильинском на Кубани Ярославской губернии (в настоящее время Костромская область), в многодетной семье священника Венедикта Константиновича Богословского.

Подробнее...

Статьи

Духовный мир сквозь призму религии

Большинство религиозных учений говорит о том, что человек не является единственным разумным существом во Вселенной, что кроме видимого материального мира существует мир духов. Согласно христианскому учению «Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» – мир вещественный»1.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: