Экзорцизм.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

Этим термином называют обряд изгнания нечистых духов. В простонародье он называется отчиткой. В Церкви он совершается над каждым при оглашении в Таинстве Крещения в чтении специальных молитв и троекратном отречении от сатаны. Экзорцизм имел место в первые века христианства в силу особых дарований, посылаемых в этот период становления Церкви.

Затем он был прекращен. Уже в III в., в «Постановлениях апостольских» запрещается назначать экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа». Ни один из русских святых не отчитывал, потому что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления. Православная Церковь всегда свое понимание этого вопроса выражала словами Спасителя: «Сей род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17,21), т.е. правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар победы над злыми духами. Только достигший бесстрастия, способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал Сам Господь. Изгоняли они без совершения какого-либо заклинательного чина, изгоняли внутренней молитвой, реже – внешней, напр. молитвами свв. Василия Великого или Иоанна Златоуста. Совершали над больными Таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждым из вас в Таинстве Крещения. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой». Беснование – это испытание для человека и его ближних – оно направлено для исправления жизни. Величайшее искушение для человека – сорвать тайны бытия, подчинить себе Бога. Этим страдают сектанты и экстрасенсы. Поэтому позиция Церкви в этом вопросе – не заниматься поиском «старцев», а исцеляться подвигом благочестия, который и заповедовал нам Господь наш Иисус Христос.

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Гурий (Степанов, 1880-1937), священномученик

День памяти: Празднование Собора новомучеников и исповедников установлено определением Архиерейского Собора в 1992 году. Эта дата – переходящая, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуют в воскресный день, если он выпадает на 7 февраля, или в ближайшее к этой дате воскресенье.

Подробнее...

Статьи

«Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.»: «Books in print»

«В лето 6865 месяца февраля 22 на память своего отца Афанасия написано святое евангелие в граде Галиче при княжении великого князя Ивана Ивановича рукою грешного Фофана», – было начертано на обороте последнего листа так называемого Галичского евангелия стилом монаха, надо полагать, старейшего из галичских монастырей – Спасо-Преображенского.

Подробнее...