Экзорцизм.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

Этим термином называют обряд изгнания нечистых духов. В простонародье он называется отчиткой. В Церкви он совершается над каждым при оглашении в Таинстве Крещения в чтении специальных молитв и троекратном отречении от сатаны. Экзорцизм имел место в первые века христианства в силу особых дарований, посылаемых в этот период становления Церкви.

Затем он был прекращен. Уже в III в., в «Постановлениях апостольских» запрещается назначать экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа». Ни один из русских святых не отчитывал, потому что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления. Православная Церковь всегда свое понимание этого вопроса выражала словами Спасителя: «Сей род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17,21), т.е. правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар победы над злыми духами. Только достигший бесстрастия, способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал Сам Господь. Изгоняли они без совершения какого-либо заклинательного чина, изгоняли внутренней молитвой, реже – внешней, напр. молитвами свв. Василия Великого или Иоанна Златоуста. Совершали над больными Таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждым из вас в Таинстве Крещения. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой». Беснование – это испытание для человека и его ближних – оно направлено для исправления жизни. Величайшее искушение для человека – сорвать тайны бытия, подчинить себе Бога. Этим страдают сектанты и экстрасенсы. Поэтому позиция Церкви в этом вопросе – не заниматься поиском «старцев», а исцеляться подвигом благочестия, который и заповедовал нам Господь наш Иисус Христос.

Храмы и монастыри

Две рязанские обители

Предисловие

Первые Григоровы-рязанцы – младшие потомки испомещенного Великим князем Московским Иоанном 111 Васильевичем в 1495 году по Можайску Василия Иванова сына Григорова, не получившие доли в родовом поместье.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Николай Орлов, пресвитер Рыбницкий (+1937)

Память 13 августа/26 августа

26 августа Русская Православная Церковь отмечает память священномученика Николая Орлова, пресвитера Рыбницкого.

Подробнее...

Статьи

Митрополит Антоний (Кротевич): к вопросу о неодозначности оценок и определений личности. Часть 2

Аннотация. На основании документов в статье показана однобокость и предвзятость оценок, применяемых к личности митрополита Тамбовского и Мичуринского Антония (Кротевича). Открытые в ходе исследования документы свидетельствуют о том, что многие действия и поступки митрополита во многом были обусловлены государственно-церковными отношениями того периода времени и обстоятельствами, сложившимися благодаря историческим реалиям жизни в атеистическом государстве, законодательство которого в отношении к религии не способствовало свободному развитию деятельности верующих. Удалось установить, что приписываемое митрополиту конфликтность и грубость в общении с людьми было продиктовано во многом состоянием церковной жизни и обстановки, сложившейся в послевоенный период времени, а также, нахождением его в местах лишения свободы. Из анализа документов следует сделать вывод о необходимости переоценки личности и деятельности митрополита Антония.

Ключевые слова: митрополит, гонения, храм, разрушитель, атеизм, епархия, благочинный.

Подробнее...