Экзорцизм.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

Этим термином называют обряд изгнания нечистых духов. В простонародье он называется отчиткой. В Церкви он совершается над каждым при оглашении в Таинстве Крещения в чтении специальных молитв и троекратном отречении от сатаны. Экзорцизм имел место в первые века христианства в силу особых дарований, посылаемых в этот период становления Церкви.

Затем он был прекращен. Уже в III в., в «Постановлениях апостольских» запрещается назначать экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа». Ни один из русских святых не отчитывал, потому что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления. Православная Церковь всегда свое понимание этого вопроса выражала словами Спасителя: «Сей род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17,21), т.е. правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар победы над злыми духами. Только достигший бесстрастия, способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал Сам Господь. Изгоняли они без совершения какого-либо заклинательного чина, изгоняли внутренней молитвой, реже – внешней, напр. молитвами свв. Василия Великого или Иоанна Златоуста. Совершали над больными Таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждым из вас в Таинстве Крещения. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой». Беснование – это испытание для человека и его ближних – оно направлено для исправления жизни. Величайшее искушение для человека – сорвать тайны бытия, подчинить себе Бога. Этим страдают сектанты и экстрасенсы. Поэтому позиция Церкви в этом вопросе – не заниматься поиском «старцев», а исцеляться подвигом благочестия, который и заповедовал нам Господь наш Иисус Христос.

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Василий Румянцев (1876/77-1962)

Они называли меня «Красным попом»

Священник Василий Румянцев (1876/77-1962) родился в деревне Дьяконове Буйского уезда в крестьянской семье.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...