2 августа. Память пророка Илии

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0012 августа Церковь чтит память и молитвенно обращается к одному из величайших  дохристианских пророков – пророку Илии. Жил пророк  в X-ом веке до Рождества Христова.

Пророк Илия был великим подвижником, строгим к себе и другим: ходил в грубой волосяной одежде, жил в пустыне и выходил к людям лишь только для того, чтобы учить народ вере и обличать его нечестие. В своей пламенной ревности он даже призывал Бога обрушить гнев на народ, отступивший от веры и благочестия. Так он вымолил у Бога продолжавшиеся три года засуху и в связи с ней голод, от которых едва сам не погиб, но не смягчился в своем справедливом гневе, пока, Сам Господь не повелел ему отменить это наказание. Отсюда произошел обычай с молитвой обращаться к пророку Илии с ходатайством о его предстательстве перед Богом для ниспослания дождя во время засухи. По завершении своего земного служения, пророк Илия был живым взят на небо на чудной огненной колеснице, которая явилась видимым образом его огненно духа. Перед вторым пришествием Христа пророк явится на земле обличителем нечестия людей, и будет призывать их к покаянию. В народе бытует поверье, будто пророк Илия посылает на землю молнии  громы, что не соответствует истине и является лишь суеверием и обожествлением сил природы.

 2 августа престольный день в заволжском Ильинском храме г. Костромы (в 2002г. было 350-летие храма), в с. Ильинское, с. Яковлевское, Костромского р-на, с. Здемирово, Красносельского р-на, с. Кренево, Буйского р-на, с. Ильинское, Парфеньевского р-на, с. Ильинское, Судиславского р-на.

image003image005Впервые село Яковлевское (“Яковлевское малое”) упоминается около 1463-1464 гг., когда Михаил Федорович Сабуров (в иноках – Мисаил) вложил “сельцо Якольское” с деревнями на помин своей души и душ родителей в Ипатиевский монастырь (во владении монастыря село оставалось до 1764 г.). Несомненно, что к 60-м гг. XV в. церковь в Яковлевском, посвященная св. ап. Иакову, брату Господню, уже существовала, т.к. село названо по этой церкви (один из двух престолов церкви посвящен пророку Илие). Храм закрыли в середине 40-х гг. Произошло это при следующих обстоятельствах: в мае 1944 г. скончался его последний настоятель, священник Александр Островский, из-за чего богослужения в храме прекратились. Власти не допустили назначения сюда нового священника, а 19 октября 1945 г. Костромской облисполком отклонил ходатайство общины об открытии церкви, что фактически означало ее закрытие. Вплоть до начала 50-х гг. верующие безуспешно пытались добиться открытия храма, однако в 1952 г. колхоз “Новый путь” занял церковное здание под склад (иконы и утварь частью вывезли в Кострому, частью – в Покровскую церковь в Шунге). Старинный храм был возвращен верующим в 1990 г. Главной святыней храма в новейший период является икона св. блж. Ксении Петербургской, мироточившая с октября 1995 г. до 1999 г.

image007Из утерянных святынь вспомним Ильинскую церковь г. Костромы на Русиной (Советской) улице, Ильинскую церковь на Кубани, церковь с. Панина, Костромского р-на, церковь погоста Ильинское, Галичского р-на, Ильинскую церковь с. Олхутова, Нерехтского р-на, церковь с. Старый погост, Макарьевского р-на, с. Немы, Чухломского р-на.

2 августа, в день церковного чествования пророка Божия Илии, православные люди Костромской земля молитвенно обращаются к своему небесному заступнику, Угоднику Божию, преподобному Авраамию Галичскому, Чухломскому. По благословению преподобного Сергия Радонежского, он покинул  монастырь и посвятил себя подвигу уединенной отшельнической жизни в Галичской земле. Видимым знаком воли и благословения Господня, милости Пресвятой Богородицы, явилось чудесное обретение им на Галичском озере иконы Божьей Матери «Умиление», ставшей, впоследствии, одной из наиболее почитаемых святынь Костромского края.  На Чухломской земле преподобный Авраамий основал четыре обители, последняя из которых – Городецкая, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По мирной кончине святого старца (2 августа 1375г., в день церковного почитания пророка Божия Илии), было явлено множество чудес от его мощей: выздоравливали расслабленные, прозревали слепые, начинали слышать глухие и ходить хромые. Все, кто с молитвой  и верой притекал к гробу преподобного Авраамия, получали здоровье душевное и телесное.

Среди захоронений в Авраамиевом монастыре есть

Могила предка поэта Михаила Лермонтова – Георга (Джорджа) Лермонта, шотландца по происхождению. Во время Смуты, в 1609-1618 гг.  Георг Лермонт участвовал на стороне польского короля Сигизмуда III, попал в плен, принял Православие и русское имя Юрий Андреевич. Ему было пожаловано поместье в Галичском уезде  к северо-востоку от Костромы.

image009Последний наместник Авраамиева монастыря до его закрытия советскими властями  в 1928г. – архимандрит Серапион, принял мученическую кончину (был расстрелян). С середины 30-х годов в монастыре размещалась МТС. 1 августа 1991г., в день преподобного Авраамия была совершена первая, после закрытия Литургия.

Работа по восстановлению монастыря была поручена архимандриту Никандру (Ампилогову), благодаря трудам которого монастырь был возрожден. Главной святыней обители являются мощи преподобного Авраамия, основателя обители, почивающие под спудом, а также, крест от его вериг, который хранится в Покровском соборе. В монастыре похоронены представители дворянских родов Лермонтовых, Пушкиных, Салтыковых, Катениных. Список чудотворной иконы Божией Матери «Умиление» находится над царскими вратами Покровского храма.

Святыни монастыря:

- святые мощи преподобного Авраамия, пребывающие под спудом в подклете Покровского храма;

- старинный покров с раки мощей преподобного;

- колодец, ископанный основателем монастыря.

Праздники:

9/22 мая и 6/19 декабря – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; 28 мая / 10 июня – Чухломской (Галичской) иконы Божией Матери «Умиление»; 19 июля / 1 августа – преподобного Авраамия Городецкого, Галичского и Чухломского (местн.); 20 июля / 2 августа – пророка Илии и общецерковное празднование памяти преподобного Авраамия; 1/14 октября – Покров Пресвятой Богородицы.

Справочная информация:

Адрес: 157143, Костромская обл., Чухломский район, с. Ножкино. Тел.: (49441) 3-21-26.

Проезд (от г. Костромы и г. Галича): междугородным автобусом «Кострома-Солигалич» до села Ножкино.

В этот день мы обращаемся к памяти священнослужителей Костромской епархии, репрессированных в ХХ веке и отдавших свою жизнь за имя Христово: священника Гавриила Ефимовича Ильина – уроженца с. Ильинского Буйского уезда. Жил он в с. Павловском Буйского р-на. Расстрелян 10.12. 1937году.

Вспомним в этот день священника священномученика Владимира Иванович Ильинского – расстрелянного 7 марта 1918 года по приговору Солигаличского трибунала карательным отрядом без суда и следствия за якобы контрреволюционную деятельность.

Во время многолюдного крестного хода большевики своими наглыми действиями до того раздражали народ, что он в ярости разорвал на части большевистского комиссара. Результатом этого был арест местного духовенства, а затем и расстрел священника Иосифа Смирнова и 75-летнего старца-священника Владимира Ильинского. 12 апреля 1918г. от Временно-Управляющего Костромской епархией епископа Евдокима поступил рапорт: "С глубоким прискорбием долг имею почтительнейше донести Святейшему Синоду о следующем печальном событии, происшедшим 22 февраля сего 1918г. в городе Солигаличе, означенного числа по просьбе большевиков красногвардейцы расстреляли протоиерея Иосифа Смирнова, престарелого заштатного священника Владимира Ильинского, монастырского диакона Иоанна Касторского, смотрителя духовного училища Перебаскина и 17 человек граждан, причем настолько изуродовали, что, по словам очевидцев, нельзя было узнать ни одного трупа. Расстрелянных мучеников почти нагих зарыли в одну яму без отпевания, и да и некому было отпевать: духовенство города Солигалича скрывается и его разыскивают..." Сведения о расстреле поступили в Комиссию по гонениям на РПЦ при Священном Соборе. На Заупокойной Литургии, совершенной Святейшим Патриархом Тихоном в храме Московской Духовной Семинарии 31 марта 1918г. (первая служба, посвященная новомученикам), были помянуты имена Костромских мучеников: Иосифа (Смирнова), Иоанна (Перебаскина), Владимира (Ильинского), Иоанна (Касторского). http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITczUfi4fc88fdOqhuuIUfOuWfenXtuKhe8ecTcWfv8WhsOeceG00eu0Ye8mcs**

Священник Владимир Ильинский был расстрелян 7 марта 1918 года в Солигаличе. Расстрел происходил глубокой ночью на территории Никольского тюремного храма. В рапорте управляющего архиерея Евдокима (Мещерского) указывается, что расстрелянных "настолько изуродовали, что, по словам очевидцев, нельзя было узнать ни одного трупа. Расстрелянных мучеников почти нагих зарыли в одну яму без отпевания, и да и некому было отпевать: духовенство города Солигалича скрывается и его разыскивают." Расстрелянных похоронили в братской могиле на городском кладбище, у стен Петропавловской церкви рано утром 8 марта. На месте братской могилы были установлены крест и ограда, которые были снесены безбожниками в тридцатые годы. Крест на могиле был восстановлен в 1996 году.Священник Владимир Иванович Ильинский был канонизирован 27 марта 1995 года был канонизирован как местночтимый святой Костромской епархии.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

МОЛИТВА

О святые и преславные новомученицы града Солигалича, священноиереи Иосифе и Владимире, священнодиаконе Иоанне и мучениче Иоанне, от юности Христа Бога в сердце своем носившие, с любовию и послушанием на поприще церковном послужившие!

Прежде страданий ваших много ко всякой пользе изрядней людей православных града Солигалича потрудившеся, скорбящих и немощствующих утешители, обидимым помощницы, юношей воспитатели, во узах сущих к жизни праведней наставницы были есте. Времени же сущу за Христа пострадати, суеты мирской с радостью совлекшеся, новомучеников Российских первейшие, кончину мученическую от безбожников приемше во славословии Страдальца Божественнаго Христа Бога нашего, кровью своею древнюю землю Соли Галицкой обильно оросили есте.

О святые угдницы Божий, в подвиге добром Подвигоположнику Христу уподобившиеся, на многи подвиги в годину огненнаго искушения верных чад Церкви нашея утвердившие!

Ныне же приимите усердные моления наша и вознесите я ко Престолу Всеблагаго Бога Вседержителя. Во славе предстоя Ему в сонме новомучеников и исповедников земли Русския, со Святейшим Тихоном, Патриархом Всероссийским, святым священномучеником Никодимом, архиепископом Костромским, и со всеми святыми Костромскаго края покровителями, прилежно молите Христа Бога нашего, да утвердит Он Церковь Свою святую, юже стяжал есть честною Своею Кровию, да сохранит в нас дух правыя веры и благочестия, страждущую страну нашу от лютых безбожных и от междоусобныя брани да свободит, Костромстей земли мир глубок и неотъемлем и благословение да дарует, нам же, чтущим святую память вашу, да подаст спасение и во всем благое поспешение, да выну благодаряще Триипостаснаго Бога нашего, славу и благодарение Ему воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвенно вспоминаем мы и других пастырей  - расстрелянного 27.11.1937 года священника Ильинской церкви с. Ильинское, Нерехтского района Николая Лаврентьевича Валуева.

Вечная им память!

18
1 1
236 0021557b
IMG 8512
IMG 8513
IMG 8515
Kostroma-9916
ili04
ilya-prorok
image005
novomuchenniki-soligalicheskie

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Храмов Ярославля XVII века

Добавлены исторические фотографии Храмов и Монастырей Ярославской Епархии

Святые и Святыни

Архимандрит Поликарп (Будаква, 1926-1996)

Николай Леонтьевич Будаква родился 12 декабря1926 г. в с. Доброволье Близнецовского р-на Харьковской области в крестьянской семье. В 1934 г. отец скоропостижно скончался, и мать воспитывала сына одна. В 1941 г. он окончил семь классов школы.

Подробнее...

Статьи

Запад и Восток: Разница менталитетов

Аннотация: Разница менталитетов, характеров, взглядов Запада и Востока кроется в разнице духовных измерений. Чтобы понять друг друга необходимо раскрыть те духовные истины, которые всегда лежали в основе славянской, русской души – а именно - жажда неземной истины. Чтобы государство стало Родиной, русский человек наполняет государственнообразующую идею Москвы как Третьего Рима духовной идеей небесного, второго Иерусалима, в основе которого лежит Евангельский идеал.

Ключевые слова: Закон, благодать, государство, земля, собор, Церковь.

Annotation: Abstract: the Difference of mentalities, characters, views of the East and West lies the difference in the spiritual dimension. To understand each other is necessary to reveal those spiritual truths that have always been the Foundation of Slavic, Russian soul - and it is the desire of heavenly truth. To the state became the Homeland, the Russian man fills государственнообразующий the idea of Moscow as the Third Rome spiritual idea of heaven, the second Jerusalem-based Evangelical ideal.
Keywords: Law, grace, the state, the earth, the Cathedral, the Church.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: